Фото:

Юрий Павловец о белорусско-шведском «плюшевом» скандале: «Подобная дипигра пока устраивает крупных игроков»

Политолог Юрий Павловец спрогнозировал для читателей «NewsBalt» последствия международного конфликта в Минске.

То, что сегодня происходит в Белоруссии, многие аналитики называют дипломатическим беспределом. За последние несколько месяцев белорусский МИД умудрился осложнить свои отношения практически со всеми ведущими странами Европы и США. Последним в цепочке дипломатических скандалов, как известно, стал отказ белорусской стороны продлить аккредитацию шведскому послу в Белоруссии Стефану Эрикссону.

В ответ шведский МИД отказался принять вступающего в должность посла Белоруссии и попросил двух находящихся в Швеции белорусских дипломатов покинуть страну. Правда, Минск пошел еще дальше, полностью отозвав всех своих сотрудников, что фактически означает и ликвидацию дипломатического присутствия РБ в Норвегии и Дании, где белорусское посольство в Швеции аккредитовано по совместительству.

По официальной версии, которая была объявлена государственными СМИ, причиной напряжённости в белорусско-шведских отношениях является фигура Эрикссона, который был уличён в связях с белорусской оппозицией и проведении «подрывной работы» против Белоруссии: он «только и делал, что троллил в Твиттере» и «ограничивал свой круг общения узким слоем маргинальных фигур, что и предопределило незавидный финал его дипломатической миссии». Шведская сторона, совместно с белорусской оппозицией, фактически подтвердили эту версию, смягчив её фразой о борьбе за права человека. При этом необходимо заметить, что вряд ли бы подобная ситуация имела столь серьёзный резонанс, если бы не недавняя акция шведской пиар-компании Studio Total, сотрудники которого 4 июля на самолёте незаконно прилетели в Белоруссию и сбросили над Ивенцом сотни плюшевых медвежат с лозунгами о защите прав человека.

Сама шведская акция наделала немало шума в Белоруссии и, в первую очередь, благодаря местной оппозиции. При этом необходимо отметить, что шведское посольство как тогда, так и сейчас заявляет о полной своей непричастности к произошедшему. Однако, по-видимому, этому мало кто верит, как в Белоруссии, так и на Западе. Более того, сброс плюшевых медведей породил огромное количество различного рода версий причин случившегося.

Например, появилось мнение, что акция шведов была специально спланирована для того, чтобы сместить ряд белорусских силовиков, так как оставить без последствий президент Белоруссии подобное не мог. Однако подобная версия не имеет практически ничего общего с реальностью, так как главные действующие лица, против кого и могла быть направлена акция (например, председатель Комитета государственной безопасности Вадим Зайцев и министр обороны Юрий Жадобинполучили лишь выговор. Считать же Игоря Рачковского, командовавшего пограничными войсками, и бывшего командующего ВВС и ПВО Дмитрия Пахмелкина лицами, которые не устаивают европейских «борцов за права человека», по меньшей мере, нелепо.

Среди аналитиков, среди всего прочего, в настоящее время есть ещё одна версия причин случившегося: акция действительно была согласована со шведским МИДом для того, чтобы в будущем спровоцировать белорусскую сторону, обвинив её в высылке посла из страны. Ситуация со шведским посольством, которое практически в полном составе скоро покинет Белоруссию, назревала уже давно. Хотелось бы напомнить, что Эрикссон прибыл в Белоруссию ещё в ноябре 2003 года, когда в Минске было учреждено местное отделение посольства Швеции в Москве (белорусское посольство в Швеции заработало в ноябре 1999 г.). С июня 2008 года он был назначен чрезвычайным и полномочным послом Королевства Швеция в Республике Беларусь и его аккредитация действительно закончилась весной 2012 года.

До последнего времени шведский дипломат открыто не участвовал в поддержке оппозиции, занимаясь продвижением общеевропейских ценностей по большей части на уровне культурного сотрудничества. Однако это не означает, что дипмиссия Швеции была полностью выключена из противостояния Брюсселя и Минска. За последние несколько лет у Эрикссона сложились весьма близкие отношения практически со всеми оппозиционными политиками. К тому же стала появляться информация об активной работе шведского посольства с творческой интеллигенцией, активизации работы с независимыми профсоюзами и поддержке оппозиционных партий. Белорусские власти достаточно долго закрывали на всё это глаза. Однако в свете последних событий, связанных с продлением консервативной политики в области дипломатических отношений, как со стороны Евросоюза, так и со стороны белорусского МИДа, в Минске решились полностью очистить страну от тех, кто не способен договариваться с официальной властью. Полёты же шведского самолета над территорией Белоруссии являются, скорее, совпадением, нежели прямой причиной дипломатического скандала. При всей закостенелости белорусского МИДа, всё же не стоит считать, что там работают абсолютно некомпетентные люди, неспособные предвидеть последствия тех или иных событий. К тому же на сегодняшний день белорусская сторона полагает данный конфликт исчерпанным и готова к совместным усилиям по возвращению двусторонних отношений в конструктивное русло. Это означает, что Минск не устраивала сама фигура Эрикссона, а не политика Швеции, как, например, Польши или США, отношения с которым могут быть налажены лишь при условии кардинального изменения отношения Варшавы и Вашингтона к белорусскому режиму.

Прогнозировать развитие дальнейших событий сегодня достаточно сложно и связано это, в первую очередь, с позицией России. До настоящего момента российский МИД никак не отреагировал на белорусско-шведский конфликт. По всей видимости, это объясняется тем, что подобное развитие событий в сфере отношений Минска и Брюсселя полностью устраивает Москву, для которой выгодна определённая напряжённость между Белоруссией и Евросоюзом. В подобных условиях Кремлю гораздо проще контролировать ситуацию в Белоруссии, не прилагая к этому серьёзных усилий. И, по-видимому, это прекрасно понимают в Брюсселе.

Несмотря на то, что совсем недавно планово распрощались с Минском главы дипломатический миссий Германии, Венгрии, Великобритании и Литвы, а их сменщики всё ещё не вручили верительные грамоты, а теперь фактически закончило свою работу посольство Швеции, ЕС весьма вяло прореагировал на произошедшее, не желая и дальше накалять обстановку. Так, 10 августа, генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд всего лишь призвал власти Белоруссии пересмотреть решение о закрытии посольства Швеции и вернуться к диалогу. Ни о какой дипломатической блокаде новых санкциях речи не идёт, так как усиление нажима на Минск в нынешней ситуации абсолютно бесперспективно и практически со стопроцентной вероятностью приведёт к усилению восточного вектора во внешней политике Белоруссии.

Таким образом, нынешний белорусско-шведский конфликт вряд ли можно назвать непреодолимым испытанием для Минска, так как в его серьёзной эскалации не заинтересована ни одна сторона. Брюсселю не нужно усиление влияния России в Белоруссии, а Минск стремится в своей внешней политике сохранить по возможности определённый коридор для манёвров между Евросоюзом и Москвой. 

Поэтому ожидать каких либо дополнительных санкций в отношении Белоруссии со стороны ЕС вряд ли стоит, как не стоит ждать и серьёзных заявлений со стороны белорусского и российского МИДа. До тех пор, пока крупных игроков устраивает подобная дипломатическая игра на постсоветском пространстве, Минск и дальше будет стремиться использовать сложившуюся ситуацию для решения собственных внутренних проблем, а Брюссель ждать более удобного момента (в первою очередь, в области экономики) для усиления давления на белорусского президента.


Об авторе. Юрий Павловец, 34 года. В 2002 году окончил исторический факультет Белорусского государственного университета по специальности история. В 2003 году получил диплом магистра социально-гуманитарных дисциплин. В 2006 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Югославско-албанские отношения в условиях формирования советской сферы влияния в Восточной Европе (ноябрь 1944 — ноябрь 1948 гг.)» по специальности «Всеобщая история». В настоящее время является доцентом кафедры гуманитарных дисциплин Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, где преподаёт курс «Политология». Является одним из авторов интернет-проекта «Западная Русь».