Пойдёт ли Германия по пути национализма?

В трагический день 11 сентября на литовском портале «Delfi»  появилась статья, озаглавленная «Парадокс […]

В трагический день 11 сентября на литовском портале «Delfi»  появилась статья, озаглавленная «Парадокс мультикультурализма: толерантность по отношению к не толерантным?». Интересно, что дата публикации этого опуса, целиком и полностью посвящённым мнению Ангелы Меркель, столь знаковая. Ведь страшный террористический акт в США совершили, по некоторым версиям, представители исламской террористической группировки «Аль-Каида», хотя правду мы вряд ли когда-либо узнаем.

Так вот, в октябре 2010 г. канцлер Германии Меркель заявила о том, что мультикультурный проект в Германии «потерпел полный крах». Это заявление стало отражением общих настроений в переживающем кризис Евросоюзе, однако его исключительная значимость обусловлена тем, что оно было сделано лидером Германии, политики которой всегда избегали острых высказываний в адрес представителей других народов.

О провале «мультикультурного» проекта сейчас говорят по всей Европе, разве что мало кто отдаёт себе отчёт, что тон задала маленькая Прибалтика, в которой до сих пор маршируют легионеры ваффен CC, полагаю готовые вновь встать под знамёна со свастикой, если последователь Гитлера позовёт. А вот уже в начале 2011 году, как мы узнаём из статьи 2011 г. с мнением Меркель согласились премьер-министр Великобритании Кэмерон и президент Франции Саркози.

Проблемы с мигрантами, безусловно, есть, но разве максимализм когда-то что-то решал? Сначала Европа раскрыла объятья навстречу потокам арабов, а потом неожиданно решила, что нужно бороться за собственную идентичность. Причём, что характерно, решила в момент экономического кризиса, когда мигранты стали ещё и лишними ртами. Ультра-националистические партии проходят в парламенты, националисты борются за президентские места, всерьёз полагая, что в современном мире возможен архаичный и убогий национализм.

Однако, этот вопрос нужно решать политологам и социологам, приняв как данность наличие мигрантов, а также наличие интернета и некоторую устоявшуюся религиозную смесь. Ведь веру отличную от традиционной на той или иной территории несут не только мигранты, но и жители страны. Мало ли буддистов среди французов… В современном мире уже нет привязки национальность-вера, а есть привязка убеждения-вера.

Но поймёт ли эти на первый взгляд простые вещи, столь созвучные с греческим «мера превыше всего», госпожа Меркель? Не пойдёт ли Германия, а вместе с ней вся Европа по проверенному уже пути национализма? Тем более сейчас в веке 21-м это плохая идея – ведь если европейцы захотят победить мусульман, то им стоит крепко подумать, прежде чем решаться на такой шаг. 

Мусульмане — это далеко не европейское население, побеждённое когда-то Гитлером…