Польский экономист: Китай может обойтись без Польши, а Польша без него – уже нет

Анахронизмом является проводимая Польшей внешняя политика, основанная на принципе «двух столпов» - США и ЕС, при которой забывается «третий столп» - Китай, считает польский экономист Сильвестр Шафаж.

«NewsBalt» перевёл статью доктора экономических наук из Польши, экс-дипломата Сильвестра Шафажа (Sylwester Szafarz) о перспективах экономического сотрудничества Польши с ЕС и Китаем.

Китайцы уже свыше 5000 лет назад знали, что экономика, финансы, наука и техника, а также эффективное международное сотрудничество в этих областях являются необходимым материальным фундаментом развития отношений в иных сферах – особенно в политической и общественной – между государствами и народами мира, а также всего человечества.

Правда, эта становится очевидной с особой мощью и остротой в нынешние кризисные времена. Однако, если речь идёт о польско-китайских отношениях, правда эта ещё не дошла до сознания некоторых людей, особенно из числа влиятельных персон в политике и экономике.

Они продолжают мыслить и действовать, согласно старым стереотипам и предрассудкам, воспринимая Китай как «угрозу для мира» и намереваясь «одолеть китайский коммунизм». Мировоззрение и действия такого рода являются крайним выражением отсутствия реализма, своеобразного политического «донкихотства» и серьёзной угрозой для общества тех стран, в которых провозглашаются и реализуются подобные анахронизмы.

Между тем Китай не нуждается в чьей-то милости, он может обойтись без Польши, а Польша без него – уже нет.

В течение одного поколения китайское государство и общество совершили прямо-таки неправдоподобный качественный скачек в своём развитии, не имеющий прецедентов за всю долгую историю этой страны. Оправдалась теория и практика противоположностей – вековая нищета народа заменяется на «умеренно состоятельное общество», от роли «бедногородственника» и «середняка» Китай в современном развитии переходит в узкий круг мировых лидеров, обладая большими шансами уже вскоре занять в нем первое место.

Вместо прозябания в многовековом изоляционизме, Китай широким фронтом вышел в свет, стимулируя процессы глобализации и пользуясь ею для собственного блага.

Вредоносные неровности и диспропорции в Китае заменяются гармоническим развитием этой державы и относительным равенством шансов и материального положения всех его граждан и т.д.

Можно привести ещё немало примеров такого рода противоположностей. Они свидетельствуют о том, как сильно изменился сам Китай и каким радикальным метаморфозам подвергался и подвергается мировой уклад сил подвлиянием „China’sRise” (китайского подъёма).

Несомненно, эти изменения явились бы своеобразной неожиданностью для самого председателя Дэн Сяопина, который инициировал пионерскую политику реформ и открытия миру в 1978 г. Её плоды оказались чрезвычайно полезными для китайского общества и государства, а также для всего человечества.

В решениях недавнего XVIII съезда КПК содержится стратегия и программа действий на следующие десятилетия – например удвоение ВВП на душу населения – с соответствующим взвешиванием всех элементов продолжения и инновационности, а также стремление к укреплению мира и гармонического развития Китая, Евразии и всего мира.

Таким образом, мы имеем дело с качественно новой Китайско-мировой ситуацией, для которой требуются новые критерии и механизмы, а также новое содержание и принципы в нашем сотрудничестве с действительно новым Китаем. Старыми методами в этой материи уже ничего не достигнуть.

Первоочередным требованием современности, а также условием sinequanon (необходимого условия) нашего эффективного сотрудничества является гармоническое и пропорциональное приспособление качества и темпа эволюции Европы и других континентов к переменам, происходящим в Китае, и – каких последствие – во всем мире.

Позитивные результаты первого этапа китайской трансформации (1978 – 2012 гг.) означают одновременно окончание, также и в общественно-политической плоскости, послевоенной антисистемы и этапа развития нашей цивилизации, который был начат Ялтинской конференцией, капитуляцией Японии, и включением её в американскую сферу влияния.

Сейчас эта антисистема и прежнее соотношение сил в европейских, евроазиатских и глобальных отношенияхуже не существуют. Всем нам срочно необходима новая система, как в мире, так и в отдельных государствах. До сих пор существующая «системная пустота» очень небезопасна.

Реализуемое сейчас «великое возрождение китайского народа и государства» будет содействовать построению новой справедливой и лучшей системы глобальных отношений. Это великий шанс, которого нельзя упустить!

Поэтому ниже приведённая работа должна восприниматься как большое воззвание и горячий призыв к новой системе, новым решениям и новым ценностям – особенно общественно-экономическим – в наших отношениях с Китаем.

Европа – Китай

Европа, особенно государства, входящие в ЕС, имеют богатый и ценный, хотя иногда и трагический опыт и – в сумме – позитивные достижения в контактах с Китаем, особенно в экономической, социальной и культурной сферах.

Сконцентрируемся только на современной проблематике в этом вопросе, неуглубляясь до эпохи Марко Поло или «шёлкового пути».

В послевоенное время обе стороны извлекли относительно быстро и эффективно необходимый опыт из негативных событий прошлого («опиумные» войны, неравноправные договоры, попытки колонизации и разграбления Китая), а также, после некоторых колебаний и пертурбаций, Европа и Китай нормализировали, стабилизировали и развили взаимное сотрудничество.

Своеобразным парадоксом истории является однако факт, что – именно Европа – использовала в наибольшей степени в своих, иногда довольно гнусных целях (войны и колониальные захваты), но также для экономического развития и научно-технического прогресса четыре величайших китайских изобретения: порох, бумагу, печатное дело и компас!

Собственно говоря, с самого начала (т.е. с 1949 г.) – многие европейские государства быстро вступили на путь Realpolitiki Realwirtschaft und Zusammenarbeit (реальной политики, экономики и сотрудничества) в отношениях с КНР, признавая новое китайское государство, поддерживая его принятие в ООН и развивая двустороннее экономическое и научно-техническое сотрудничество с Китаем.

Первое место в этой области занимали и занимают до сих пор Германия и Франция. Их пример и достижения на китайском рынке достойны подражания и зависти, но для многих он остаётся прямо-таки недостижимой целью. На протяжении многих десятилетий ранг символа здесь занимает впечатляющий итог экономических, торговых, финансовых, инвестиционных и научно-технических достижений концерна „Volkswagen” на китайском рынке, достигнутый на принципах взаимной выгоды.

Однако немало европейских государств, в том числе и Польша, не смогли или не захотели использовать уникальный «китайский шанс», особенно эффекты его реформ м открытия для внешнего мира после 1978 г. Эти возможности утрачены навсегда. Теперь следует искать новых шансов в гораздо более трудных глобальныхусловиях – кризис, конкуренция, международная напряжённость и т.д.

Несмотря на значительные достижения, огромный потенциал экономического и научно-технического сотрудничества Европа-ЕС-Китай ещё далёк от оптимального использования. Сейчас годовой торговый оборот ЕС-КНР колеблется в границах 500 млрд. евро при решительном перевесе китайского экспорта в Европу над экспортом из ЕС в Китай.

Всё ещё существует множество организационных недоработок, протекционистских ограничений, бюрократических преград, взаимных предубеждений и непонимания с обеих сторон, чтобы такая оптимизация сотрудничества стала возможной как можно скорее.

Пришла, наконец, пора для реализации необходимого возрождения, модернизации и повышения эффективности европейско-китайского – в особенности евросоюзовско-китайского — сотрудничества. Фактом остаётся, что ЕС является – пока что – первым в глобальном масштабе экономическим и стратегическим партнёром Китая (статистические данные известны повсеместно), но эта позиция отнюдь не непоколебима и не определена раз и навсегда.

Усиливается конкуренция со стороны стран блока АСЕАН, ШОС, БРИКС, Африканского союза, Индии, России и других, динамично развивающих свое сотрудничество с китайским рынком. Хуже всего то, что нынешняя ситуация в ЕС, особенно финансово-экономическая, никогда в современной истории не была по отношению к китайскому рынку такой скверной и неблагоприятной, как сейчас. Виноваты в этом, главным образом, неолиберальные и кризисогенные силы в США и ЕС.

Также – при сравнении Европы с Китаем – заметны определённые «противоречия», затрудняющие прогресс во взаимоотношениях. Например:

1. Китай представляет собой единый и крепкий государственный, общественный и экономический механизм, в то время как ЕС представляет собой рыхлое объединение относительно независимых и самостоятельных государств (рынков).

2. Китай располагает оригинальной и эффективней системой (строем), известной под названием„Socialism with Chinese Characteristics” – социализм с китайской спецификой – в то время как большинство европейский государств оказалось в вакууме государственного устройства и в поисках оптимальной системы после краха неолиберальной экономики.

3. С 1978 г. в Китае сохраняется — за редкими исключениями — социальный покой, стимулирующий экономический рост, в то время как некоторые европейский страны страдают от общественных пертурбаций в результатерастущего недовольств населения главным образом под влиянием кризиса и системных недостатков.

4. С большим временным опережением Китай последовательно проводит мирную внешнюю политику и реализует комплексную программу экономического сотрудничества с заграницей, а Европа – ЕС – не располагает такими козырями. Более того: некоторые европейские государства увязли в военных авантюрах в самой Европе, в Азии и Африке – Балканы, Ливия, Ирак, Афганистан и т.д., неся при этом огромные и безрезультатные расходы.

5. Китайские власти применили эффективные средства противодействия последствиям глобального кризиса для собственной экономики, а Европа и особенно ЕС и Еврозона всё ещё находятся в состоянии рецессии, не в состоянии найти оздоравливающего рецепта и антикризисного лекарства.

Глобальный кризис продолжается уже более пяти лет. И точно неизвестно, сколько времени он продлиться в дальнейшем. Профессор Нуриэль Рубини (известный как «Доктор Гибель») утверждает, что ещё 25 лет!

В любом случае кратко- и среднесрочные прогнозы для Китая положительны – ежегодный рост ВВП на 8-9%, а для Европы неблагоприятны – в границах 0% или ниже.

Продолжает ухудшаться экономическая ситуация, особенно такие параметры, как падение продукции и продаж, экспорта и инвестиций, рост задолженностей, инфляции и безработицы, уменьшение покупательной способности населения и т.д. Это вызывает дегуманизацию и дегенерацию неолиберальной системы, социальное недовольство, националистические настроения и революционные брожения.

Спираль кризиса раскручивается всё быстрей. Особенно угрожающе развивается ситуация в зоне евро и даже в Германии и Франции, которые до последнего времени считались «локомотивами» ЕС и европейско-китайского сотрудничества.

И Европа, и Китай имеют серьёзные демографические проблемы, особенно если речь идёт о старении обоих обществ. В Европе ничего не делается для улучшения всё более ухудшающейся демографической ситуации. В то же время китайские власти эффективно занимаются этой проблемой. Что любопытно: если бы в 70-тых годах не проводилась политика «одна семья – один ребёнок», то нынешнее население Китая было бы больше на 300 млн. человек! Т.е. настолько, сколько приблизительно составляет население США.

Но национальные меньшинства в Китае могли иметь больше детей в семье, однако теперь и в будущем предлагается иметь как минимум двоих детей в каждой китайской семье вообще. Последние прогнозы показывают, что через несколько десятилетий население Китая превысит 1,6 млрд. человек, при этом на первое место по численности населения выйдет Индия.

Всё это приводит к тому, что европейско-китайское сотрудничество, всё более необходимое для обеих сторон, представляется сейчас вновым и довольно неблагоприятном свете. Перед ним встают, особенно со стороны Европы, новые серьёзные проблемы и трудные вызовы. Естественно Европа должна сама и своими силами преодолеть эти проблемы.

Но я опасаюсь, что сейчас это уже малоправдоподобно – с учётом негативных последствий глобализации и экономических связей с США и Японией, находящимися в кризисе. Евросоюзу угрожает ослабление, распад или разлом на две группировки с «разными скоростями» и т.д.

Историческим парадоксом является факт, что ЕС не предвидел кризиса. Не принял профилактических мер и не предупредил своих членов, что привело к греческой, ирландской, испанской, португальской и т.д. неотрагедиям.

Одновременно с этим преодоление кризиса, сохранение, реформирование и возрождение ЕС лежит в сфере жизненных интересов Китая и других стран. Оздоровления Евросоюза не наступит, однако, без применения современной «китайской медицины» в экономическом и финансовом смыслах. Обе стороны, наверняка, осознают, что имевшийся до сих пор потенциал и методология взаимного сотрудничества уже практически исчерпаны. Китай меняется очень быстро и эффективно. Европа нескоро сравняется с ним, но она не может и оставаться чересчур позади. В настоящее время китайская помощь была бы для Европы очень полезной.

Для того, чтобы она была использована должным образом, необходима также модернизация механизмов и методологии сотрудничества.

До тех пор в ней слишком много случайности, «радостного творчества», сепаратизма, подозрительности, недостатка координации, бюрократии, нездоровой взаимной конкуренции на рынках третьих стран и фрагментарного, а не систематизированного подхода Европы к Китаю, а Китая к Европе. Это должно измениться.

Одним словом в свете нынешних реалий и будущих вызовов, потребностей и возможностей существует срочная необходимость использования научного и инновационного подхода к европейско-китайскому сотрудничеству. Его нынешняя методология и механизмы (даже такие, как ASEM = Asia – Europe Meetings) уже недостаточны. Необходима комплексная и постоянная система сотрудничества, базирующаяся на солидном фундаменте взаимных общественных, материальных и организационныхсоглашений.

Давление общественного мнения может иметь значительное влияние на формирование такой системы. Если окажется, что нынешняя модель ЕС является пережитком, необходимо вместе рассмотреть иные возможности и решения, как, например, создание Евроазиатского союза с общим рынком, зоной свободной торговли и т.д. Defacto, континент Евразия является одновременно крупнейшим рынком на свете – почти 4 млрд. потребителей, а так же имеет мощный современный производительный потенциал–но громадные возможности этого рынка тысячелетиями неиспользуются должным обозом по вине до сих пор существующих враждебностей, партикуляризмов, сепаратизмов и анахронизмов.

Их преодоление является поистине Гамлетовским заданием – бать или не быть – для нынешних и будущих евразийцев.

Польша – Китай

Польско-китайское сотрудничество, особенно в экономическо-социальной сфере, должно естественным образом рассматриваться в контексте всего объёма отношений между Китаем и ЕС, с тех пор, как Польша стала его членом.

Наша страна принадлежит к числу шести крупнейших государств-членов ЕС, но это ни в коей мере не означает, что Польша находится в числе лидеров по сотрудничеству с Китаем. Как раз наоборот, начиная с 1989 года – начала трансформации государственного устройства – мы плетёмся в самом конце, и что хуже всего, занимаем приблизительно 80-е место в первой сотне главных иностранных экономических партнёров Китая (то же самое относится и к другим сферам польско-китайского сотрудничества: общественной, научно-технической, культурной, спортивной и т.д.).

Цифры говорят сами за себя: – в сотни миллиардов евро оцениваются потери, понесённые польской стороной только в связи с прекращением экономического сотрудничества с Китаем после 1989 г. Символично, что польский авиаперевозчик LOT вернулся на пекинскую трассу после такого длительного перерыва, но что дальше? Ведь LOT банкрот!

Стоимость китайского экспорта на польском рынке неизменно более чем в десять раз больше стоимости польского экспорта в Китай (14 млрд. евро и 1 млрд. евросоответственно). Постоянно растущее польское отрицательное сальдо в торговом балансе с Китаем уже становится политической проблемой. С польским рынком сотрудничает свыше 30.000 китайских предприятий, в то время как с китайским рынком – всего лишь 3.000 предприятий польских; стоимость польских инвестиций в Китае балансирует на уровне minimum minimorum (абсолютный минимум); подобным же образом обстоят дела и с китайским инвестициями в Польше, хотя в последнее время они растут в достаточно быстром темпе.

Хорошо, что за предпринимателями спешат китайские банки. Недавно «Bank of China» и «Industrial and Commercial Bank of China» открыли свои отделы в Варшаве. Необходимым становиться и открытие компанией «AirChina» воздушного сообщения с Варшавой, а также создания польско-китайской экономической палаты.

Сейчас не время и не место для широкого анализа причин и последствий, а также для того, чтобы клеймить виновников неблагоприятных явлений всего периода «польской трансформации», но стоит только упомянуть о важнейших проблемах в этом вопросе для того лишь, чтобы извлечь выводы из прошлого для будущего.

Прежде всего, следует разорвать замкнутый круг «польской болезни» по отношению к Китаю, проявлением которой служит факт, что ни одно из польскихправительств после 1989 г. не удосужилось выработать и внедрить осмысленной перспективной программы сотрудничества с Китаем. Польские предприниматели всё ещё продолжают – и совершенно иррационально – бояться китайского рынка, китайские предприниматели в свою очередь считают Польшу страной не слишком приязненной по отношению к Китаю.

Трудно понять, почему Польша не может последовать в соответствующих пропорциях хотя бы немецкому примеру на китайском рынке или включаться в евросоюзовские начинания на этом рынке, а также в китайские проекты в Европе?

Анахронизмом является также проводимая Польшей политика международного сотрудничества, основанная на принципе «двух столпов» — США и ЕС, при которой забывается «третий столп», которым является Китай.

С 1 октября 1949 г. польско-китайские отношения носили по преимуществу синусоидальный характер – то вверх, то вниз. Общая равнодействующая этих отношений имеет к счастью слегка восходящую тенденцию. Китайцы высоко оценивают исторические свершения поляков по отношению к их стране, это солидный фундамент и ценный базовыйкапитал для нынешнего и будущего сотрудничества. Польша, какой она стала после Ялтинской конференции, была одной из первых стран мира, признавших народный Китай и установивших с ним дипломатические отношения, всего через несколько дней после провозглашения КНР председателем Мао Цзэдуном. Польша решительно поддержала принятие Китая в ООН.

Именно в Варшаве были проведены первые китайско-американские переговоры на уровне послов. Польское генеральное консульство в Шанхае является старейшим среди всех дипломатических представительств в этом огромном городе. Судоходная компания „Chipolbrok” – это первая китайско-иностранная компания типа „jointventure”. И такого рода примеров есть немало.

Лучше всего польско-китайское сотрудничество развивалось в 50-тых и 60-тых гг. XX века. Обе страны, подвергшиеся жестокому разорению во время войны, могли немногое предложить друг другу, ностарались взаимодействовать с достойным удивления энтузиазмом. Китай, например, экспортировал в Польшу продукты пищевой промышленности, Польша в Китай – автомобили, горнодобывающее оборудование, генераторы и т.д. Многие выдающиеся китайские специалисты, в области судостроения к примеру окончили польские ВУЗы.

В тот период именно возражение Китая не позволило Советскому Союзу осуществить агрессию против Польши – речь идёт о событиях 1956 года.

Однако последующие десятилетия являются периодом неиспользованных возможностей в двусторонних отношениях по разным причинам. В 70-тых годах – советско-китайские противоречия, в отношении которых Польша вела себя разумно и рационально, 80-тыегоды – военное положение и социально-политическая нестабильность в Польше, 90-тые годы и первая декада XXI века – трансформация государственного устройства в Польше и ее переориентация на США и ЕС.

Экономические партнёры с обеих сторон неустанно подчёркивают, что для развития их сотрудничества необходим благоприятный политический, психологический информационный климат в отношениях между Польшей и КНР. Из вышеприведённого анализа следует, что с этим бывало по-всякому на отдельных этапах развития нашего сотрудничества. В последнее время наметилось некоторое улучшение после правительственных визитов президента Коморовского в Китай и премьера Вэнь Цзябао в Польшу.

Тем не менее, всё ещё заметен высокий уровень политизации экономических контактов, их зависимость от конъюнктуры и политических настроений между Польшей и Китаем. Кроме того, некоторые влиятельные персоны польской политики продолжают испытывать немалые трудности в своём отношении к нормализации и оптимизации сотрудничества с китайскимипартнерами. К тому же в наших СМИ долгое время господствовала необъективная «чёрная пропаганда» в китайском вопросе.

Возник досадный пробел в информационном поле и в сознании не только в сферах, где принимаются решения и создаётся общественное мнение, но так же между нашими обществами, особенно в молодом поколении в обеих странах.

Но и здесь мы можем наблюдать некоторое улучшение положения. Выход может быть следующим: благоприятный политический климат для экономического сотрудничества – ДА! Его политизация и зависимость от политических настояний – НЕТ!

В представленной ситуации значительно возрастает рост и значение развития контактов между народами польским и китайским, между предпринимателями, общественными и неправительственными организациями. Только таким образом можно будет наверстать упущенное, работать с мыслью о будущем, а также эффективно противостоять проявлениям обструкции и торпедирования взаимного сотрудничества, как с случае неудачных контрактов с LENOVO или с COVEC.

Как видно, экономическое и иное сотрудничество Польши, ЕС и Китая будет развиваться сейчас и в будущем в диаметрально изменённых и значительно более трудных условиях. Ситуация в Европе и в Китае в этом отношении различна, но ещё никогда обе стороны не нуждались друг в друге до такой степени, как сейчас.

Расширение и совершенствование сотрудничества между ними необходимо не только для преумножения и сохранения достигнутых результатов и недопущения старых ошибок, но – прежде всего – для построения лучшего будущего.

Первостепенной задачей момента являются соответствующие эластичные адаптационные мероприятия для выравнивания диспропорции развития между Европой и Китаем, причём Европе требуется преодолеть значительно большую дистанцию по сравнению с КНР, например, в области конкурентоспособности, эффективности и инновационности. И Китаю, и Европе необходимо «великое возрождение», к которому китайские партнёры уже приступают, в то время как европейцы должны прежде всего выбраться из пропасти кризиса и исправить ошибки, возместить потери и стабилизировать у себя общественно-политическую ситуацию.

Одним словом за последнее время общая расстановка сил, особенно в финансово-экономической и конкурентной сферах, между Европой и Китаем значительно изменилась, причём не в пользу Европы. Только после относительного выравнивания диспропорции Европа снова может стать для КНР полноправным и полноценным партнёром. Однако парадоксально: ситуация Европы по отношению к Китаю является неожиданно выгодной, даже комфортной с различных точек зрения. Поскольку собственный капитал, инвестиции, технологии и европейские кадры совокупно способствовали – кроме всего прочего – построению современного величия Китая. Могут ли европейцы в случае необходимости рассчитывать на ответный исторический реванш со стороны китайцев? Несомненно, да!

Кроме того, у Европы нет серьёзных конфликтов с Китаем в отличие от США или Японии: достаточно вспомнить такие события, как Нанкинская резня, японская оккупация, территориальные споры из-за островов, Тайвань, соперничество на просторах Азии и Тихого океана и т.д.

Вышеприведённый анализ и примеры свидетельствуют о том, что экономическое сотрудничество между Европой и Китаем базируется на широком, разнообразном и разноцветном как мозаика фоне опытов и шансов, достижений и поражений, потребностей и возможностей.

Зная о них и интерпретируя их должным образом, поляки, европейцы вообще и китайцы в состоянии вознестись на неслыханные вершины взаимовыгодного сотрудничества для общей пользы. Важнейшим для нас является человек и его благо.

Эта максима уже давно освещает путь китайскому государству и обществу в реализации их амбициозных планов. В то же время во многих государствах Европы с неолиберальной системой, включая и Польшу, на первом месте стоит погоня за прибылью. Однако и здесь, рано или поздно, наступит поворот к рационализации и регуманизации политических, общественных и экономических отношений с одновременным отказом от античеловеческой системы. Тогда наше сотрудничество будет развиваться с новой энергией на прочных общих основаниях.