Прогноз-2013: Литве с «Игналинкой» на шее не удастся штурм финансовых бастионов Брюсселя

Главный редактор «Литовского курьера» Анатолий Иванов спрогнозировал для «NewsBalt» развитие ситуации с закрытием Игналинской АЭС в Литве.

В конце 2012 года руководители стран-членов Европейского Союза обсудили бюджет ЕС на 2014-2020 годы. На саммите в Брюсселе главные доноры союза – а это Германия, Франция и Великобритания, — попытались существенно урезать предложенные Еврокомиссией расходы в более чем триллион евро. Повод банален: экономия должна стать обязательной во всех сферах жизнедеятельности сообщества.

Такой подход к формированию бюджета серьёзно «напрягает» официальный Вильнюс, получающий помощь ЕС из «фондов смычки». Однако ещё большее беспокойство вызывает вероятное сокращение донорских инъекций в проект закрытия Игналинской атомной электростанции, окончательно остановленной по договорённости с Евросоюзом 31 декабря 2009 года.

По подсчётам литовского Минэнерго, закрытие ИАЭС в 2014-2020 годах потребует 770 млн. евро. Кстати, первоначально цифра была даже больше: в 2010 году Литва надеялась, что сумеет «выколотить» из ЕС 880 млн. евро. Евросоюз согласен выделить только 210 млн. евро – в 3,66 раза меньше, чем просит Литва после корректировки аппетитов. Именно такая цифра прозвучала из уст председателя Совета ЕС Германа ван Ромпея ещё в конце 2011 года.

Тогдашний глава кабинета министров Литвы Андрюс Кубилюс назвал предложение Евросоюза «неприемлемым, поскольку возникают сомнения в том, что оно отвечает обязательствам, зафиксированным в договоре о вступлении Литвы в ЕС». Премьер предложил безотлагательно начать диалог с Еврокомиссией. За минувший год позиция Литвы не изменилась.

В ноябре 2012-го пресс-секретарь президента Грибаускайте Дайва Ульбинайте в очередной раз заявила, что предложение ЕС «как и прежде, мы оцениваем критически».

На прошедшем в конце 2012 года саммите в Брюсселе Литва стремилась добиться увеличения помощи на закрытие ИАЭС, а также постаралась при планировании финансирования не упоминать в документах 2017 год. Так Литва надеется не закрывать финансовое окно со стороны Евросоюза и после 2017-го.

Однако на вопрос «удастся ли Литве получить финансирование в размере 770 млн. евро?» ответы финансовых и других аналитиков, скорее, отрицательные, чем оптимистичные. Но эксперты дружно подчеркивают, что следует в очередной раз попытаться объяснить еврочиновникам очевидное – помощь в размере 210 млн. евро не может удовлетворить Литву, поскольку не позволяет ей в 2014 – 2020 годах выполнить работы в намеченных объемах и в намеченные сроки.

Положа руку на сердце, следует признать: Литва занимает честную по отношению к ЕС и прагматичную по отношению к масштабу задач позицию.

В интервью «NewsBalt» уже сложивший полномочия председатель парламентской комиссии по атомной энергетике Рокас Жилинскас рассказал, что договором о вступлении Литвы в Европейский Союз предусмотрены следующие обязательства: Литва до 2010 года закрывает потенциально небезопасную Игналинскую АЭС, а Евросоюз финансирует работы по закрытию станции. В документе прямо сказано: в силу целого ряда причин самостоятельное закрытие ИАЭС для литовской экономики – это «неподъёмная ноша».

— Литва свои обязательства перед ЕС выполнила в конце декабря 2009 года. Поэтому вправе добиваться, чтобы ЕС, в свою очередь, полностью выполнил обязательства перед Литвой, — считает Жилинскас.

Также считает и целая когорта чиновников, включая юристов-международников, МИД, Минэнерго и членов бывшего правительства во главе с консерватором Андрюсом Кубилюсом. Именно так считают союзники по только что сошедшей с политической арены правящей коалиции – консерваторы, либерал-центристы и либералы. Так же воспринимает ситуацию президентура и лично глава государства.

Фактически официальный Вильнюс на всех своих чиновничьих этажах отказывается признать очевидное: сегодня богатым партнёрам Литвы по ЕС глубоко «начхать» на проблемы, с которыми столкнется маломощная экономика, доведись ей в одиночку или при незначительной помощи продолжать работы по закрытию Игналинской станции. Вильнюс продолжает верить в чудо, хотя поводов для такой веры совершенно нет.

Напомню, что в начале 2012 года МИДом Литвы была создана специальная группа переговорщиков. Задачу ей сформулировали предельно чётко: путём многоступенчатых диалогов добиться финансирования проекта закрытия ИАЭС в необходимых масштабах. Глава внешнеполитического ведомства Аудронюс Ажубалис в комментариях для прессы неоднократно подчеркивал: возглавляет группу талантливый дипломат Нейлас Танкявичюс, которому даны самые широкие полномочия.

Если проще – перед Танкявичюсом стояла задача убедить более-менее влиятельных честных, но наивных европейских политиков, министров и общественных деятелей Великобритании, Франции, скандинавских государств в необходимости выделения Литве уже упомянутых 770 млн. евро. В качестве «тяжёлой артиллерии» группе придавался удачливый и убедительный посол по вопросам энергетики и транспортной политики Витаутас Наудужас.

Если судить по время от времени всплывавших в СМИ отчётах Танкявичюса, работа проделана колоссальная. Акцент литовцы делали на главном: закрытие ИАЭС — это проект всего ЕС.

Так, советник премьер-министра Литвы и главный переговорщик по вопросу финансирования закрытия Игналинской атомной электростанции Танкявичюс и его правая рука Наудужас 22 февраля 2012 года в Лондоне участвовали в широкой дискуссии за круглым столом, посвященной энергетической безопасности в странах Балтии. В дискуссии принимали участие представители неправительственных организаций Windsor Energy Group и Global Nuclear initiative, балтийских и Северных стран, посольства Японии, экономисты и представители энергетических компаний.

Литовцы были предельно конкретны: предлагаемое Еврокомиссией финансирование на 2014-2020 годы недостаточное.

— Мы надеемся на понимание со стороны Великобритании и на помощь в дискуссии, которая будет проходить в Брюсселе. По нашим расчётам, ЕК предлагает всего 25% финансирования, необходимого для закрытия ИАЭС, — сказал Танкявичюс за круглым столом. 

На следующий день состоялись уже двусторонние консультации по вопросу финансирования закрытия Игналинской АЭС. В которых приняли участие представители министерств энергетики, финансов, иностранных дел Великобритании, отвечающие за переговоры о новой финансовой перспективе ЕС, ядерной энергетике и ее безопасности.

Ещё через день – встреча команды Танкявичюса с экспертами по законодательству ЕС. По этой же схеме диалоги прошли во Франции и других европейских государствах.

Я так долго рассказывал о механизме лондонских консультаций для того, чтобы подчеркнуть – группа переговорщиков действительно не протирала штанов даром.

Параллельно руководители литовских официальных делегаций разного уровня искали поддержку как в Европе, так и в США. У представителей администрации США, к примеру, пытались добиться благосклонности Белого дома в решении этого непростого финансового вопроса. Такие переговоры в Вашингтоне провели руководитель правительства Кубилюс, председатель парламента Ирена Дегутене, глава МИД Ажубалис. Даже председатель парламентского комитета по иностранным делам Эмануэлис Зингерис не раз подчеркивал, что рассчитывает на поддержку друзей из-за океана.

Однако уже сейчас можно говорить, что общий результат усилий Литвы всё-таки близок нулю. Переубедить Еврокомиссию не удалось. Кто, как долго и на какие средства тогда будет закрывать атомную станцию? Или Вильнюс отважится на невероятный шаг и вдохнёт вторую жизнь в последний реактор «Игналинки»? Ответы пока неизвестны. Кстати, их поиск станет серьеёзным испытанием как для нового премьера Литвы Альгирдаса Буткявичюса, так и для нового министра энергетики Ярослава Наркевича, который пришёл на смену ставленнику консерваторов Арвидасу Секмокасу. По общему мнению – самому неудачливому переговорщику из всех, которых когда-либо имела страна.

Но при любом развитии событий сокращение финансирования проекта закрытия Игналинской атомной станции с 770 до 210 млн. евро тяжелейшим бременем ляжет на плечи рядовых налогоплательщиков. Фактически, сделает их на десятилетия заложниками необдуманных политико-энергетических экспериментов, с завидной регулярностью происходящих в Литве. Уже 1 января 2013 года населению придётся затянуть ремень сразу на несколько дырочек: объявлено, что электроэнергия для бытовых потребителей подорожает более, чем на 1,5 евроцента за киловатт-час.

И это только первый шаг. А в повестке дня уже стоит следующий вопрос: на какие «шиши» строить терминал сжиженного природного газа? И главный, пока остающийся в распорядке – о строительстве новой АЭС.

Вряд ли экономика Литвы выдержит такое напряжение.