Модест Колеров: Не жду от нашей власти эффективного сопротивления пронацистскому ревизионизму в Германии

Российский политолог Модест Колеров прокомментировал для «NewsBalt» премьеру скандального немецкого фильма о Второй мировой войне.

Российский политолог Модест Колеров прокомментировал для читателей «NewsBalt» премьеру скандального немецкого фильма «Наши матери, наши отцы», в котором советские солдаты, врываясь в немецкий госпиталь, в упор расстреливают безоружных раненых и пытаются изнасиловать санитарок (подробнее о фильме здесь).

— Появление этого фильма отражает гораздо более глубокие тенденции, чем временная предвыборная кампания в Германии (речь идёт об осенних выборах в бундестаг. – «NewsBalt»). В видеоряде этого фильма – в той части, где речь идёт о немецком госпитале – ярко и, я бы даже сказал, назойливо показано, что речь идёт не о гитлеровских солдатах, не о тех всем известных гитлеровских солдатах, которые вокруг себя творили зло и геноцид, не о тех гитлеровских солдатах, которые свои ранения – конечно, ужасные – получили на неправедной войне, а о немцах – невинных жертвах войны, страданий.

Вы посмотрите внимательно на обстановку в госпиталя – насколько она лжива по сравнению в реальной исторической ретроспективой. Нацистская символика в этом фильме практически отсутствует! В госпитале висят огромные, аршинные красные кресты, постоянно в кадр попадает красный крест. Даже гитлеровские врачи имеют знаки отличия, где в самом центре стоит красный крест, который во всём мире ассоциируется только с добром, только с жертвенностью. Это вообще какая-то армия спасения получается. Это вообще какой-то Всемирный красный крест, на который напали «омерзительные» красноармейцы.

И вот эта подмена гитлеровской истории историей обычных человеческих страданий, подмена символов отражает общий тренд немецкой культуры, который неизбежен для массового сознания. Покаяние, может быть, даже слишком навязчивое принятие на себя вины из поколения в поколение за деяние нацизма нынешняя в целом, здоровая немецкая нация просто отторгает. И в этот момент исторический миф, эмоционально созданный в фильме, подбрасывается немецкому народу. Который видит, что вместо штандартов Гитлера их деды несли святое знамя Красного креста, и страдали за него.

В Германии с формальной точки зрения нет цензуры, но существует активная роль государства в сфере образования, культуры. Я не могу говорить о какой-либо персональной ответственности в Германии за такую подмену понятий, но эта подмена отражает консенсус. Безусловный общественный консенсус в Германии в том, что сталинский СССР был варварским, был античеловечным, был равен Гитлеру. И – будучи равным Гитлеру – причинял нам, немцам, адские страдания. В этой связи можно вспомнить мифологизированные данные о миллионах изнасилованных немецких женщин, которые ходят из байки в байку. Как следствие, Германия превращается в невинную жертву. 

Этот консенсус в Германии развивается в своём мультипликативном эффекте тем легче, когда с нашей стороны, со стороны наследников той войны – я думаю, плохих наследников – нет никакого сопротивления. Нет никакого чувства собственного достоинства, которое для каждого человека – на 99% — состоит из достоинства родителей и дедов. Твоё достоинство состоится из достоинства тех, кто отдал жизнь и честь за само твоё существование. 

Наше общество, наша власть не способна даже сформулировать это национальное достоинство. И уже тем более я не жду от них эффективного сопротивления этому пронацистскому ревизионизму.


Также по теме:

Журналист: Немецкие киношники 5 лет назад благополучно обкатали на россиянах тему «насильников-красноармейцев»

Максим Рева: Немецкое кино возрождает традиции геббельсовской пропаганды?

Польша протестует против скандального фильма о «наивных» немцах на войне; Россия молчит