Норман Дэвис о Польше в еврозоне: «В этом польском сумасшествии, может быть, смысл»

«NewsBalt» перевёл статью в «Polska Times», оптимистично анализирующую мнение британского историка Нормана Дэвиса о стремлении Польши в еврозону.

«NewsBalt» перевёл статью в «Polska Times», в оптимистичных тонах анализирующей авторскую колонку известного английского историка Нормана Дэвиса, который объяснил на страницах журнала «The Times», почему стремление Польши войти в зону евро является правильным решением.

Польские планы вхождения в зону евро в ситуации кризиса могут показаться сумасшествием, особенно для англичан, которые твердят, что эта валюта вскоре падёт. Дэвис убеждает своих земляков что поляки, наученные историей, отдают себе полный отчёт в угрозах, которые несёт за собой пребывание вне сильных структур и не хотят оставаться на периферии Европы. Кроме того, в отличие от Великобритании, Польша — не остров и не может не опасаться угроз, которые могут исходить, например, хотя бы со стороны России. И поэтому польские дебаты о вхождении в еврозону, несмотря ни на что, имеют смысл.

Известный в Польше и за её пределами автор выдающихся исторических произведений («God’s Playground. A History of Poland», «Rising ’44», «Microcosm», «Vanished Kingdoms» и др.) Норман Дэвис, пользующийся признанием у себя на родине британский историк живёт и работает в Лондоне, но не теряет тесных связей с Краковом, где он встретил свою будущую жену.

На этот раз профессор Дэвис на страницах крупнейшей британской ежедневной газеты, во многом формирующей общественное мнение, объясняет читателям, скептически воспринимающим идею объединённой Европы, почему поляки хотят войти в зону евро, почему они возлагают надежды на Евросоюз и высказывает мнение о том, что польские власти часто проявляют большую прозорливость и реализм, чем политики на острове. Именно поэтому Польша и другие страны центральной Европы являются примером политического и экономического успеха.

«Мне кажется что никто не заметил что ни одна из стран находящейся под угрозой «зоны PIGS» (Португалия, Италия, Греция, Испания: англоязычная аббревиатура, созвучная со словом «свиньи». — «NewsBalt»), не расположена в Восточной Европе», — подчеркивает профессор. «В самом деле, мало кто заметил, что Восточная Европа, как единый субъект уже не существует».

Более того. Польша – крупнейшая из десятка стран, которые присоединились к Евросоюзу в 2004 г., снова начинает дебаты о принятии единой валюты. «В то время, когда многие опасаются, что евро умрёт, такие разговоры могут звучать решительно необдуманно, если не сказать абсурдно. Без сомнения, вскоре кто-нибудь откопает старый стереотип, выдуманный Геббельсом, о поляках, бросающихся с саблями на танки», — пишет Дэвис. Однако, по мнению профессора, страны, лежащие между Германией и Россией, смотрят на этот вопрос иначе, чем Запад. «Они понимают, что их политические и экономические системы могут рухнуть, а это было бы катастрофой для стран-одиночек. В этом причина их осторожности и прагматизма».

По мнению Дэвиса, Польша, которая получила гигантскую подпитку от Евросоюза в 2007-2013 гг. (67 млрд. евро), знает, кто «мажет маслом её хлеб», и видит, как, благодаря этому, она во многом опередила такие страны как Белоруссия, Украина или Россия. Кроме того, поляки понимают, что вхождение их страны в ЕС предохраняет Польшу от вмешательства России в её дела.

«Поэтому в этом польском сумасшествии, может быть, смысл», — полагает профессор. Позиции руководителей Польши и Великобритании в последнем десятилетии он помещает на двух противоположных полюсах, подчеркивая, что Польша – в отличие от Соединённого Королевства – не впала в рецессию, является шестой экономикой Европы и сознаёт своей потенциал. Дэвис напоминает слова получившего образование в Оксфорде министра иностранных дел Радослава Сикорского, который говорил, что Польша хочет иметь большее влияние в Европе, чем когда-либо имела склонная к самоизоляции Великобритания.

«Поляки серьёзно относятся к своим обязательствам. Условием вступления страны в Евросоюз были обязательства по подготовке страны к вступлению в зону евро. Президент Коморовский созвал рабочую группу по разработке соответствующей дорожной карты», — пишет профессор.

Норман Дэвис, используя популярное в Польше выражение об игре на двух фортепиано, замечает, что в вопросе членства Польши в Еврозоне власти нашей страны проводят как раз такую игру. С одной стороны министр финансов Яцек Ростовски – получивший образование в Лондоне, как подчеркивает автор – говорил недавно, что вступление Польши в Евроланд «может не состояться за время его политической жизни», в свою очередь министр Сикорски в ответ на тот же вопрос сказал: «с политической точки зрения завтрашнее утро было бы подходящим сроком для принятия евро».

По мнению британского историка, польские лидеры отдают себе отчёт в том, что ключом к действенной реализации политики интеграции должны быть с одной стороны смелость, а с другой – осторожность.

Дэвис приводит слова Сикорского, сказанные в сейме: «Евросоюз является нынешней реинкарнацией Римской империи. В наших интересах быть частью пространства метрополии, а не варварской периферии». И слова премьера Туска, который говорил, что нельзя в полной мере принимать участие в жизни европейского сообщества, не будучи членом зоны евро.

По мнению Дэвиса, поляки хорошо знакомы с опытом Словении, Словакии и Эстонии по введению единой валюты, поэтому их намерение вступить в еврозону не является ни пустым мечтанием, ни сабельной атакой на танки.

Наоборот – острожный процесс подготовки к вступлению приводит к тому, что в случае преодоления кризиса в зоне евро и идущего за ним экономического оживления,, Польша может стать одним из выгодополучателей этого процесса. А если евро рухнет?

«В этом случае Польша и так будет в лучшем положении, чем Великобритания, которая решила держаться в стороне и сама может оказаться в мусорной корзине». В дополнение – как пишет Дэвис – «если нынешние лидеры Евросоюза не оправдают себя перед лицом кризиса, Европа будет искать новые лица взамен старых. Самым правдоподобным источником политиков, которые знают, как начинать строить с нуля, является бывшая Восточная Европа».