Сергей Черняховский: Если с Сирией не получится, США могут услышать «стоны» FEMEN о нарушении прав человека в Тунисе

Политолог Сергей Черняховский прокомментировал «NewsBalt» возможную связь между «секстремизмом» и потенциальной агрессией США против Туниса.

Доктор политических наук, профессор Международного независимого эколого-политологического университета Сергей Черняховский в беседе с корреспондентом «NewsBalt» прокомментировал возможную связь между «секстремизмом» FEMEN и потенциальную агрессию США против Туниса.

— Сергей Феликсович, начнём разговор со скандальной организации FEMEN из Украины. Известно, что работают они на заказ за деньги. Заказы могут быть самыми разными: начиная с того, что испортить кому-то вечеринку или день рождения, заканчивая попыткой испортить визит Путина в Ганновер. Как Вы думаете, кто-то их может контролировать?

— Бог знает, кто их может контролировать. Понимаете, человеком движет вполне естественное желание проявить себя. И, если кто-то делает это созидательным путём, создавая дворцы, корабли и тому подобное, то другой, в силу своих способностей, сделать этого не может и выходит на улицу голый. В 60-х годах было такое протестное движение. Группы молодых людей в Америке занимались тем, что кидали в конгрессменов тортами. Допускаю, что они были плохие конгрессмены, и заслуживали этого, но чего можно добиться, кинув в человека тортом? Ведь торт – не бомба. На то пошло, уж лучше кинули бы бомбу.

Но суть тут в том, что они хотели не добиться чего-то, а заявить о себе. Показать всему миру, что они есть. Та же самая история и с FEMEN, и с Pussy Riot. Это такой своеобразный вандализм.

— Но интересно, что все последние акции этих гологрудых девушек так или иначе связаны с Тунисом. При этом они якобы требуют освобождения четырёх своих соратниц из тунисских тюрем. Конечно, это надо было думать – выйти в Тунисе, мусульманской стране (хотя, и умеренно-мусульманской) с голой грудью. Сначала FEMEN просили Меркель, потом с этой же целью устроили акцию в Брюсселе, во время визита Обамы в Берлин, что называется, бросились ему в ноги с криком: «Обама, спаси!» Наконец, снова в Брюсселе напали на машину премьера Туниса, приехавшего для проведения переговоров в Европарламент. Есть предположение, что всё это неспроста. Как Вы думаете, не может ли Европа и США воспользоваться этим акциями, как поводом, чтобы снова заговорить о нарушении прав человека, а там и начать агрессию против Туниса? Не станет ли эта страна следующей мишенью НАТО после Сирии?

— Я бы не стал тут выстраивать прямую связь. Европа и Америка вряд ли станут куда-то ещё лезть, пока не решён вопрос с Сирией. Другое дело, если вопрос решится и решится для Сирии положительно (то есть в Сирии установится мир), в регионе всё утихомирится. Вот тогда, возможно, Америка захочет перенести волнения в более дальние регионы, например в Тунис. Но, повторюсь, я бы не стал выстраивать прямую связь.

Что же касается разговора о правах человека. Само по себе понятие «права человека» очень неоднозначное. Мало кто знает, что в Декларации прав человека есть пункт, который ясно говорит, что эти права могут быть ограничены, если действия человека оскорбляют общество. Но проблема в том, что если раньше человек, вышедший на улицу голым, по умолчанию считался оскорбляющим общество, то сейчас это нужно доказывать. В советское время была статья «хулиганство», по которой этого человека можно было наказать.

— Но ведь она и сейчас есть. Только раньше это была статья 206 УК РСФСР, а сегодня – статья 213 УК РФ.

— Есть, но всё это нужно доказывать. Например, процесс Pussy Riot. Очень сложно было доказать, что они оскорбляют общество. Они показали какие-то движения, защитник спрашивает: «А какие движения? А докажите, что этими движениями они оскорбляют общество». Раньше же, если бы человек вышел на улицу голым, участковый мог просто взять его, привести к судье, а тот бы решил вопрос о привлечении к ответственности. Т.е. для наших предков такие действия по умолчанию являлись неприемлемыми. А сейчас нужно доказывать, что они неприемлемы. Это называется «правовым кретинизмом». Поэтому западное общество не может защитить себя от вандализма, поскольку занимается таким «правовым кретинизмом». Хочется надеяться, что российское общество сможет себя защитить.

Все эти акции с голой грудью – это вандализм. Вы уже, наверное, не помните, в 70-х годах в Москве ребята, желая заявить о себе, били лампочки в подъездах.

— Ну, это и сегодня есть, только если тогда молодёжь била лампочки, то сегодня разбивает автобусные остановки.

— Ну вот, это тоже – способ заявить о себе, о своём присутствии. Только кто-то разбивает остановки, а кто-то с голой грудью пытается нагадить Путину во время его визита в Ганновер. С другой стороны, это говорит о том, что у Путина есть общественный вес, он известен. Ведь одно дело – испортить кому-то вечеринку, другое дело – Путин. И, если нагадить Путину, то можно обратить на себя внимание, таким образом, прославиться.

— Понятно. Но, возвращаясь к тунисской теме… Вот Вы говорите, что не стоит выстраивать прямую связь между акциями FEMEN и возможной агрессией против Туниса. Если в случае с Меркель, Европарламентом и Обамой гологрудые девушки просто требовали освобождения своих соратниц из тунисской тюрьмы. Но в последний раз, когда они атаковали машину тунисского премьера в Брюсселе они уже кричали, мол, освободите наших соратниц: Маргариту, Полину и т.д., ещё они требовали освободить какого-то рэпера, какого-то блогера, и вообще, мол, освободите всех политзаключённых из тунисских тюрем. А под конец и вовсе заорали: «Да здравствует арабская весна!» Что Вы на это скажете?

— На самом деле, они просто не знают, что такое «арабская весна». Я бы посмотрел, что бы с ними сделали, если б они в «арабскую весну» вышли с голой грудью. А то, что требуют освобождения какого-то рэпера, какого-то блогера – это просто набивают себе цену. Тут ведь не важно, что кричать, важно – заявить о себе, проявить себя и сделать это, как можно громче.

— Я правильно Вас понимаю, что они хотят показать потенциальным клиентам, что их и дальше можно будет использовать?

— Конечно, это – своего рода самореклама. Показать, что вот, мы можем. Можете и дальше нас заказывать. И эти четыре девушки, которые вышли с голой грудью в Тунисе, прекрасно знали, что будут посажены, и начнётся кампания по их освобождению. Т.е., повторюсь, самореклама с целью набить себе цену.