Артур Семенюк: Гражданская война Леха Валенсы — популизм или реальность?

Полонист Артур Семенюк прокомментировал для «NewsBalt» скандальное заявление экс-президента Польши.

На минувшей неделе в эфире радиостанции «Радио Гданьск» бывший президент Польши Лех Валенса заявил, что в случае победы на ближайших выборах партии «Право и справедливость» с её лидером Ярославом Качиньским страна может опуститься в пучину гражданской войны. Несмотря на бурные политические процессы, подолгу не утихающие даже в период послевыборного затишья, заявление Валенсы стало широко обсуждаемым в польской прессе. Тем не менее, большинство местных изданий довольно скептически отнеслись к данному прогнозу, посчитав его слишком преувеличенным.

Однако стоит заметить, что на сегодняшний день партийная система Польши переживает серьёзную трансформацию от многопартийной системы к постепенному противостоянию двух политических партий. Например, польский Сейм 90-х годов представлял собой смесь политических партий и блоков различных идеологических взглядов. Характерной особенностью партийной системы того времени являлась недолговечность самой партии.

Стоит указать, что из двадцати девяти политических сил, попавших в польский парламент в 1991 году, только одна «Польская народная партия» продолжает активно участвовать в политике, набирая небольшой, но стабильный процент голосов.

Однако, начиная с 2000-х годов, количество партий, попавших в местный парламент, постепенно сокращалось, где максимальное количество которых, опираясь на последние результаты выборов, составляло не более 6 политических сил в одном парламенте, что наблюдалось на парламентских выборах 2001, 2005, 2007 и 2011 годов.

Наименьшее количество партий, прошедших в польский Сейм было зафиксировано по результатам выборов в 2007 году, где избирательный барьер успешно преодолели только четыре партии. Отдельно стоит упомянуть выборы в польский Сейм 2011 года, где «Гражданская платформа» стала единственной партией, одержавшей победу дважды. Также можно заметить, что «Право и справедливость» и «Гражданская платформа» стали первыми политическими силами в Польше, которые на протяжении последних десяти лет не только сумели закрепиться в партийной системе, но и постоянно сохранять лидирующие позиции по итогам парламентских выборов.

С одной стороны, можно утверждать, что Польша постепенно приближается к аналогичным партийным системам некоторых стран Запада и США, то есть к простому соперничеству двух противоборствующих политических партий. Однако, например, в отличие от деятельности Республиканской и Демократической партий в США, предвыборная кампания которых сводится к спору и обсуждению нескольких ключевых вопросов, что, кстати, довольно обыденно для подавляющего большинства стран с двухпартийной системой, в самой Польше данное правило не соблюдается.

«Гражданская платформа» и «Право и справедливость» отстаивают совершенно противоположные позиции, которые затрагивают не столько действующее положение в стране, сколько саму политическую систему и будущее Польши в ней. Так, например, «Гражданская платформа» позиционирует себя как либерально-консервативная политическая партия. Тем не менее, сама «Гражданская платформа» с момента своего основания подчёркивает себя, как партию консервативных взглядов.

Однако в вопросах экономики Польши сторонники действующего премьер-министра Дональда Туска придерживаются либеральных взглядов. Политическая программа с момента основания «Гражданской платформы», в основном, строится на обобщении экономических и социальных проблем Польской республики и предложениях путей их решения. В программе партии и речах её лидеров практически полностью отсутствуют популистские высказывания, столь популярные в Польше среди представителей других партий.

Несмотря на это, и в самой официальной программе «Гражданской платформы» и заявлениях Туска постоянно делается упор на тему гармонии, счастья и единства всех поляков, а также заявлений, что «Польша — многострадальная страна, которая заслужила своего экономического чуда».

Стоит также заметить, что в официальных заявлениях «Гражданской платформы» ни разу не проскакивала агрессивная риторика в сторону России, что также позиционирует их умеренные взгляды и во внешней политике.

С совершенно противоположными взглядами выступает «Право и справедливость» — национал-консервативная политическая партия, основанная в 2001 году из членов распавшегося в 1999 году политического блока «Предвыборная акция Солидарность» братьями-близнецами Лехом и Ярославом Качиньскими на волне высокой популярности Леха Качиньского, пребывавшего тогда в должности министра юстиции в совместительстве с должностью генерального прокурора в правительстве «Предвыборной акции Солидарности».

Партия Ярослава Качиньского с момента своего основания известна своими националистическими и антироссийскими заявлениями. «Право и справедливость» желает построить так называемую Четвёртую Речь Посполиту, которая в их понимании символизируют радикальные изменения по отношению к оценке прошлого (законы о люстрации в сочетании с антироссийской риторикой), приватизации, внутренней политике, возрождению Польши как великой державы, единстве церкви и государства.

Правительство Туска сторонники Качиньского называют не иначе как правительство воров и предателей Польши, а на официальном сайте партии в течение предвыборной кампании 2011 года шёл обратный отсчёт времени падения правительства «Гражданской платформы».

Вся программа партии построена на радикальных решениях основных политических и экономических вопросов и жёсткой борьбой с коррупцией. Таким образом, становится очевидно, что программа партии и её политические действия направлены на наиболее бедные слои населения, населяющие преимущественно восточные воеводства Польши, в отличие от «Гражданской платформы», наиболее популярной в крупных городах и более экономически развитых западных областях страны.

Тем не менее, маловероятно, что конфронтация между двумя партиями может постепенно перерасти в конфликт между группами населения, о чём утверждает Лех Валенса. На мой взгляд, основной причиной большинства революций и гражданских войн является отсутствие равного доступа к власти со стороны определённой части населения. Именно эта причина привела к революциям в Тунисе, Египте, а также к гражданской войне в Сирии.

В Польше такой ситуации даже близко не наблюдается: «Право и справедливость» является второй партией в Сейме, незначительно отставая по количеству депутатов от «Гражданской платформы», а в самих регионах Польши количество депутатов примерно поровну. Таким образом, опасения бывшего президента Польши не стоит воспринимать всерьёз. Стоит помнить, что Лех Валенса прежде всего не эксперт, а политик, хоть и давно на появляющийся на политической арене. Возможно, столь громкое заявление – это попытка заставить польского обывателя вновь вспомнить о себе и постепенно вернуться в политику. Этот приход может быть возможен либо в составе команды Дональда Туска, к которому Лех Валенса неоднократно высказывал свои симпатии, либо в создании собственной партии, которая может стать противовесом «Гражданской платформы» и «Права и справедливости» и, соответственно оттянуть колеблющийся электорат.

Валенса.jpg

Экс-президент Польши Лех Валенса. Фото: Wiadomosci.onet.pl.

Здесь необходимо также отметить и тот факт, что время для возобновления своей политической карьеры выбрано Лехом Валенсой крайне удачно. Несмотря на то, что обе лидирующие партии Польши уже на протяжении нескольких прошедших выборов показывают стабильно высокий результат, явка избирателей на последних парламентских выборах 2011 года составляла всего 48,2%. Это говорит о том, что в стране довольно высок процент колеблющегося электората. С учётом известности Валенсы в стране, а также вне Польши, лидер бывшего профсоюза «Солидарность» вполне может переманить на свою сторону часть избирателей, не голосовавших на прошлых выборах.

Также следует учитывать и невероятно высокий результат, полученный партией «Движение Паликота». Её лидер Януш Паликот, которого также называют «польским Жириновским», прославился, прежде всего, своими популистскими и эпатажными заявлениями, которые и обеспечили ему результат в 13 % и третье место на последних парламентских выборах после партий «Гражданская платформа» и «Право и справедливость». Это говорит о том, что в Польше высокий уровень также и протестного электората, который на следующих выборах гипотетически может поддержать и Валенсу.

С учётом того, что Валенса категорически не поддерживает «Право и справедливость» и с некоторой симпатией высказывается в адрес нынешнего президента и премьер-министра, бывший президент Польши может привлечь к себе и избирателя партии Туска, то есть избирателя, который разочаровался в «Гражданской платформе», но не поддерживает команду Качиньского.

Таким образом, если исходить из того, что Лех Валенса своим громким заявлением подаёт сигнал о скором возвращении в политику путём создания новой партии, то к ближайшим парламентским выборам бывший президент Польши вполне может стать противовесом «Гражданской платформы» и «Права и справедливости» и привлечь избирателя, уставшего от двухпартийной борьбы.

Тем не менее, возможен и второй вариант. Как показал последний опрос TNS Polska, разрыв между партиями «Гражданская платформа» и «Право и справедливость» составляет 11%, что довольно серьёзно может отразиться на результате будущих выборов. В данном случае ситуацию может спасти какое-нибудь известное и авторитетное лицо, где идеально подходит Лех Валенса.

Таким образом, в случае создания бывшим президентом какого-нибудь общественно-политического движения, которое формально не входит в партию Дональда Туска, но будет всесторонне поддерживать нынешнего премьер-министра, Лех Валенса вполне может добиться поддержки части колеблющегося и протестного электората. Именно здесь, с подачи Валенсы, «Гражданская платформа» может получить так нужные для партии ещё 10 -15 % поддержки избирателей и обогнать «Право и справедливость».

Выгоду получат обе стороны: Лех Валенса сможет вернуться в политику, а «Гражданская платформа» снова получит право сформировать кабинет.


Об авторе. Артур Семенюк, 22 года. В 2013 году закончил Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта по специальности «Политология». В вузе специализировался на полонистике.

Также по теме:

Лех Валенса не исключил гражданской войны в Польше