Евгений Осипов: За переносом памятника Освободителям Риги последует беспорядочное позорное отступление русских

Антифашист Евгений Осипов спрогнозировал для «NewsBalt» последствия демонтажа главного мемориала Победы в Латвии.

В Латвии начался очередной этап дискуссии, относительно возможности, а может даже необходимости, переноса или полного демонтажа памятника Освободителям Риги.

На этот раз с подобной идеей выступил замечательный латышско-советский композитор Зигмар Лиепиньш. Как и положено представителю творческой прибалтийской интеллигенции, он не стал призывать к сносу памятника при помощи направленного взрыва, так как, по его словам, это было бы «грубо» — достаточно перенести его на окраину города, на берег Киш-озера.

— Шума будет не больше, чем по поводу таллинского Алёши, — авторитетно заявил деятель культуры, тонко чувствующий настроение публики.

И где-то я согласен с этим утверждением.

Ещё в 2007 году мне посчастливилось участвовать в круглом столе, организованном вождем латышских националистов Райвисом Дзинтарсом. Два десятка «работников русофобского цеха» чинно, соблюдая регламент, рассуждали о ликвидации символов «оккупации». Очень быстро националисты сошлись во мнении, что памятник Освободителям Риги надо убирать, и, как люди практичные, тут же перешли к обсуждению технических вопросов, наперебой вбрасывая рационализаторские предложения.

Меня и депутата Сейма Николая Кабанова, чья точка зрения по данному вопросу была известна организаторам заранее, видимо, пригласили для подчёркивания демократичности процесса обсуждения. Я не стал дожидаться своей очереди, встав из-за стола и перебив очередного оратора, предупредил, что попытка перенести памятник хотя бы на миллиметр, будет равносильна объявлению войны, в которой мы пленных брать не будем. Кто-то из присутствующих схватился за телефон и стал звонить в Полицию безопасности. В сопровождении растерявшейся охраны мероприятия я покинул сборище шипящих мне вслед националистов.

Позже, даже некоторые русскоязычные СМИ осудили мой поступок, объясняя это тем, что «эмоциям нет места в цивилизованной дискуссии». А я считаю иначе – не может быть дискуссии по вопросам, которые важны для нас настолько, что воспринимаются исключительно на эмоциональном уровне. И пусть нас воспринимают дикарями, не способными спокойно обсудить наличие необходимости «немного потоптать» наши национальные, исторические и духовные ценности, но только так, даже теоретически не принимая разговоры на эту тему, мы можем их остановить.

А остановить их очень важно! Это не праздная болтовня, а способ психологического «забалтывания». В Латвии, все отвратительные политические решения всегда принимались после длительной кампании, включающей в себя истеричные выкрики откровенных националистов в начале процесса, плавно переходящей в утомительные дискуссии с привлечением интеллигенции, и заканчивающейся «мудрым» и «взвешенным» решением правящей элиты.

Утрированно это выглядит так: национал-радикалы предлагают вывести всех русских в Шкедские дюны и расстрелять из пулемётов. Затем подключается интеллигенция, и начинает гундеть о том, что в принципе, идея неплохая, но мы же цивилизованные европейцы, и поступать так в наше время не очень правильно, но в любом случае обсудить надо. И в тот момент, когда шокированные русские люди, постепенно начинают привыкать к мысли о неминуемом расстреле, а самые отчаянные готовятся к сопротивлению, рождается «мудрое» решение – оставить жизнь, но лишить гражданских прав. Неожиданно наступает чувство облегчения… с этим можно жить, всё как-то наладится.

Именно таким нехитрым способом поступают латвийские власти с момента выхода из СССР. Поэтому очень скоро, может получится так, что под выдох облегчения русской общины Латвии, мы будем наблюдать за переносом памятника в какое-нибудь более «удобное для всех» место. И происходить это будет, либо под многозначительное молчание в парламентском туалете, самой главной «русской» партии «Центра согласия», либо под успокоительные речи тех же «согласистов», которые будут навязывать привлекательность идеи переноса. Так они поступили и во время голосования по многократному увеличению штрафов за незнание латышского языка и запрету советской символики, а значит и символов Победы.

Всё же логично – Киш-озеро самое подходящее место для празднования Дня Победы. Да на отшибе, да как партизаны, но зато можно не ограничиваться «соткой» граммов и оттянуться по полной. Да и мэр Риги Нил Ушаков выразит готовность компенсировать «переезд» памятника парой-тройкой попсовых концертов. Тем более, это чётко вписывается в идею «Центра согласия» «не политизирования популярного» в народе праздника 9 мая.

Это ведь не «праздник со слезами на глазах», не Победа нашего народа в самом мощном и кровопролитном в истории человечества военном и политическом противостоянии, это «популярный праздник», мероприятие, как Новая волна, или Евровидение… всё логично.

Uzvaras_piemineklis_(3).jpg

Памятник Освободителям Риги с 79-метровой стелой. Фото: Wikipedia.org.

Опять же всегда можно сказать, что благодаря конструктивной позиции ЦС, памятник не взорвали, устроив шоу в прямом эфире, а просто аккуратно перетащили в лес.

Уже сегодня, из уст активных сторонников ЦС, можно услышать: «Не радикализируйте ситуацию. Это всего лишь памятник. Символ не стоит того, что бы из-за него ещё сильнее испортились отношения между русскими и латышами».

Этим умиротворителям, этим «диванным чемберленам», попавшим под каток ассимиляции, невдомёк, что символы имеют огромное значение в жизни любого народа. Уверен, что для таких персонажей, советские пограничники, оставшиеся в глубоком тылу в 1941 году, державшие свои позиции и под пулемётным огнем устанавливающие на прежнем месте пограничные столбы с гербом СССР, являются «чудаками» с полным отсутствием прагматического мышления.

Возможный перенос памятника Освободителям, это очередная сдача позиций, за которой непременно последует беспорядочное отступление. И если сегодня, русские не начнут реагировать на сам факт обсуждения переноса так, как, например, евреи реагируют на отрицание Холокоста, а мусульмане на изображение пророка Мухаммеда в карикатурной форме, мы проиграли.

Сегодня, русские Латвии, в более выгодном положении, нежели русские Эстонии. Больше по количеству, среди работников полиции (особенно в Риге) огромное число русскоязычных. Единственное, на что можно рассчитывать, это возникновение угрозы уличного противостояния, которая может охладить пыл, привыкших к безответственной и безнаказанной русофобской болтовне латышских националистов. 

Демонстрация характера, твёрдой воли и готовности защитить священный для себя символ, через открытое и жёсткое выражение своей позиции, на лестничной площадке, на работе, в кругу друзей и недругов, способна остановить позорное отступление.

И не стоит сегодня надеяться на грозные заявления МИД России и возможность экономических санкций, призванных поставить на место зарвавшихся националистов. Если бы латвийское правительство было озабочено экономической выгодой от нормального отношения к российским соотечественникам, а Россия готова была идти до конца в этом вопросе, Латвия стала бы второй Швейцарией, а я её смиренным гражданином.


Справка «NewsBalt». Памятник Освободителям Риги — мемориальный комплекс, установленный в конце бульвара Победы на территории левобережья Даугавы за Рижским Каменным мостом. Идейно-композиционным центром памятника советским воинам-освободителям Риги от немецких оккупантов является 79-метровая стела и располагающиеся по бокам скульптурные изображения Родины-матери и воинов-освободителей. Официальная церемония открытия памятника состоялась в самом начале Перестройки — в 1985 году.

В феврале 1946 года на месте будущего памятника публично был приведён в исполнение приговор военного трибунала Прибалтийского военного округа, вынесенный генералу полиции СС на прибалтийских территориях СССР, оккупированных Третьим Рейхом, оберштурмбанфюреру СС Фридриху Еккельну, а также ещё четырём руководителям нацистской администрации в Латвии, среди которых был и военный комендант Риги Руф.