Юрий Павловец: Белорусско-российское противостояние разорит Литву

Белорусский политолог Юрий Павловец спрогнозировал для «NewsBalt», чем обернётся очередная напряжённая ситуация между Россией и Белоруссией.

Отношения России и Белоруссии из года в год «радуют» политическими скандалами и экономическими проблемами. Например, прошлый год запомнился разоблачением белорусского нелегального сбыта нефтепродуктов через Литву, когда, по мнению российских экспертов, России был нанесён ущерб в 2-2,5 млрд. долларов. И вот снова, после относительно спокойного первого полугодия в отношениях между двумя союзными государствами вновь появилась напряжённость, готовая вот-вот вылиться во что-то более серьёзное.

Речь идёт о недавнем аресте белорусскими властями гендиректора ОАО «Уралкалий» и председателя наблюдательного совета ЗАО «Белорусская калийная компания» (БКК) Владислава Баумгертнера, прибывшего несколько дней назад в Минск по приглашению премьер-министра республики Михаила Мясниковича для обсуждения вопросов, связанных с разрывом отношений между БКК и «Уралкалием».

На мой взгляд, арест Баумгертнера стал не столько неожиданностью, сколько закономерностью последних событий в области добычи и продажи калия двумя странами. Проблемы в двухсторонних отношениях в данной сфере существуют уже не один год. «Уралкалий» неоднократно выступал с предложением увеличить своё присутствие в БКК через покупку «Беларуськалия». Однако белорусские власти всегда занимали жёсткую позицию – если и продавать, то очень дорого и на своих условиях.

Напряжение между сторонами особенно возросло после продажи Сулейману Керимову контрольного пакета акций «Уралкалия» и поглощения им российского «Сильвинита». Президент Белоруссии Александр Лукашенко летом прошлого года обмолвился о возможном разрыве отношений с «Уралкалием», а к концу 2012 года издал указ, согласно которому белорусские удобрения и вовсе могли экспортироваться через другие каналы.

Керимов тогда приехал к Лукашенко, и после переговоров стороны заявили о намерениях продолжить сотрудничество в рамках БКК, что было подтверждено в мае нынешнего года. Однако, буквально сразу же гендиректор «Беларуськалия» Валерий Кириенко заявил госагентству БЕЛТА, что «Уралкалий» продаёт через БКК лишь около 20% удобрений, а остальные 80% реализует через собственного трейдера – «Уралкалий Трейдинг СА». Подобные обвинения последовали и с российской стороны, но уже в адрес белорусского партнёра.

В последних числах июля российская компания, после неоднократных переговоров, официально отказалась от сотрудничества с «Беларуськалием» в рамках БКК, через которого они продавали почти всю продукцию с 2005 года, занимая вместе 43% мирового рынка.

Тогда именно Баумгертнер выступил с весьма жёсткой позицией, не просто отказавшись от партнёра, но и фактически объявив о демпинговой политике на рынке – продаже максимальных объёмов калия в ущерб цене. Эти заявления обвалили котировки всех мировых производителей калия в целом почти на 20 млрд. долларов США, а бумаги самого «Уралкалия», Potash, Mosaic, K+S и ICL подешевели 30 июля на 18-24%. Помимо этого, подобный шаг был расценен в Минске как политическая пощёчина, так как всё, что имеет отношение к калийными удобрениям, нефтепереработке, сельскому хозяйству и машиностроению, так или иначе связано не только с внешней политикой Белоруссии, но и с высшим руководством страны.

И вот, менее чем через месяц после официально объявленного окончания отношений, когда большинство экспертов посчитало, что белорусско-российский спор пройдёт на уровне внутрикорпоративных разборок, произошли арест Баумгертнера и выдача постановлений на задержание ещё нескольких представителей БКК. Интересно то, что рынок довольно вяло отреагировал на арест: акции «Уралкалия» подешевели всего на 3,36%. При этом белорусские активы пострадали куда более серьёзно. Так, уже 27 августа котировки белорусских еврооблигаций с погашением в 2018 году и с погашением в 2015 году снизились на торгах Люксембургской биржи. Не связывать это с арестом Баумгертнера было бы крайне наивно.

baumgertner1.jpg

Кадры ареста Владислава Баумгертнера, показанные по Белорусскому телевидению.

На сегодняшний день можно выделить три основных блока причин, заставивших белорусскую сторону пойти на крайние меры в отношении одного из топ-менеджеров России, и их последствий:

Во-первых, экономические причины. Выход «Уралкалия» из совместного с Белоруссией проекта не просто задел интересы «Беларуськалия», но и, разумеется, руководство республики: снижение цен на удобрения, которые, в основном, продавались в Индию и Китай, сильно ударило по белорусской казне.

Более того, не умеющий самостоятельно торговать «Беларуськалий», потеряв основной канал сбыта, оказался в ещё худшем положении, чем другие пострадавшие от демарша «Уралкалия». Белорусская компания, получив от государства налоговые льготы, пока так и не смогла заключить реальных контрактов на поставку калия на экспорт. Поэтому столь жёсткое отношение к гендиректору «Уралкалия» можно объяснить не только желанием наказать за причинённые убытки, но и попыткой отобрать у бывших российских партнеров клиентов, которые теперь побоятся заключать контракты с «Уралкалием» из-за конфликта и обвинений к его руководству. В ином случае всё, что произошло в Минске 26 августа больше походит на проявление беспомощности в попытке «махать кулаками после драки».

Если же экономические предпосылки являются основными в деле ареста Баумгертнера, тогда разрешение споров может затянуться на неопределённое время. В этом случае в Кремле вряд ли предпримут серьёзные шаги по вытягиванию руководителя «Уралкалия» из белорусского СИЗО до тех пор, пока ситуация не начнёт влиять на экономические интересы России. В случае, если бы нечто подобное было организовано в отношении представителей «Газпрома» или «Роснефти» (насколько бы фантастически это не звучало), то в Москве к решению вопроса подключилось бы высшее руководство страны. В случае же с Баумгертнером пока можно наблюдать лишь шаблонное обозначение позиции Кремля, выраженное в «недоумении» сложившейся ситуации.

В этой связи необходимо отметить вторую причину – политическую. По мнению местных оппозиционно настроенных аналитиков, нынешняя ситуация является демонстрацией силы президента Белоруссии в надежде на очередной шантаж российского руководства.

Проще говоря, Баумгертнер якобы стал жертвой политических игр белорусского руководства в попытке создать некие условия для дальнейшей торговли с Россией относительно преференций для Белоруссии. Более того, бытует мнение о том, что Кремль руками белорусов пытается разобраться со своими олигархами, чтобы наглядно продемонстрировать кто в доме хозяин. Однако все эти «идеи» при более детальном изучении не выдерживают серьёзной критики, так как весьма сомнительно, что фигура Баумгертнера настолько важна для высшего руководства России, что оно будет готово пойти на какие-то уступки.

В отношении же чистки олигархических кругов, даже если предположить, что арест является своеобразным предупреждением Каримову, белорусы вряд ли могут чем-то помочь Кремлю, у которого достаточно законных механизмов контроля российской экономической элиты.

Однако при всём этом, тот факт, что нынешний инцидент так или иначе будет использован, как в Москве, так и в Минске с точки зрения политики, не вызывает сомнений. С одной стороны, белорусское руководство уже продемонстрировало местному электорату свою независимость и решительность в деле защиты интересов республики, в расчёте повысить свой авторитет. С другой стороны, Москва получила новое основание, чтобы упрекнуть белорусов в нечистоплотности их действий и начать политическое давление на местное руководство.

В-третьих, нарушение белорусского законодательства. Белорусское следствие официально объявило причины ареста — злоупотребление властью или служебными полномочиями со стороны представителей «Уралкалия» и ряда топ-менеджеров БКК. Кроме Владислава Баумгертнера Минск предъявил обвинения члену наблюдательного совета БКК Олегу Петрову, первому заместителю гендиректора Константину Солодовникову, замгендиректора по финансам Игорю Евстратову, а также начальнику фрахтового отдела Дмитрию Самойлову (также входят в руководство «Уралкалия»), которых объявили в розыск, в том числе по линии Интерпола.

Более того, «на предмет причастности к противоправной деятельности дается правовая оценка действиям и иных лиц, в том числе одного из акционеров «Уралкалия» Сулеймана Керимова». В данном случае необходимо учитывать, что если обвинения найдут своё официальное подтверждение, то авторитет «Уралкалия» существенно снизится, после чего можно будет ожидать нового передела калийного рынка. И здесь перед белорусской стороной может возникнуть куда более серьёзная проблема, чем нанесение урона бюджету республики в 100 млн. долларов США (по мнению белорусского следствия, именно такой ущерб нанесли действия представителей «Уралкалия»).

Дело в том, что белорусско-российский спор имеет важное значение для многих стран и производителей калийных удобрений. Каждый из них уже сегодня рассчитывает воспользоваться ситуацией и получить свой кусок пирога.

Например, канадский экспортный консорциум Canpotex, который контролирует более трети международного рынка калийных удобрений, на основании следственной информации из Белоруссии, может предъявить и свои претензии к БКК, но только уже на международном уровне. В этом случае судьба белорусского «Беларуськалия» и российского «Уралкалия» будет незавидной, так как противостоять Canpotex и другим производителям по одиночке станет практически невозможно. Конечно, ни белорусская, ни российская компании не исчезнут с мирового рынка, но потери их будут существенны. Может оказать так, что в развязанной сторонами войне не будет победителя, а обе компании окажутся в проигрыше.

На сегодняшний день говорить о том, как скоро разрешится сложившаяся ситуация, достаточно сложно, так как не до конца ясна позиция Кремля. Достаточно мягкая реакция МИД РФ и высших государственных лиц может говорить о том, что в Москве всё ещё не выработали стратегию поведения.

Поэтому, пока российское руководство не проявит определённую жёсткость в общении со своими белорусскими коллегами, ситуация будет находится в замороженном состоянии. Если только в Минске не будет принято политическое решение сделать жест доброй воли в надежде на ответную реакцию из России. 

Пока же, белорусско-российское противостояние наносит непоправимый вред не только Белоруссии и России, но и ряду прибалтийских государств – в первую очередь, Литве, бюджет которой зависит на треть от белорусского экспорта, в том числе и калийных удобрений.