Андрей Выползов: Коллапс на литовской границе — инфопровокация, выгодная Вильнюсу

Главный редактор «NewsBalt» Андрей Выползов высказал своё мнение о причинах и последствиях затора на границе с Литвой.

Транспортный коллапс на литовско-российской границе породил волну слухов о «торговой войне», развязанной Россией против маленького прибалтийского государства. Одно дело, когда мой вильнюсский коллега пишет мне в скайпе о трёх версиях – «за что месть?» Другое дело, когда уважаемые литовские политологи, соревнуясь в цитатной сочности, говорят о «газпромовской» вендетте и даже о том, что таким образом Россия квитается с Литвой за её председательство в Евросоюзе!

Но если всмотреться между строк этой медиаистерии, то становится видно, как, кем и для чего был раскручен международный скандал. Убеждён, что мы имеем дело с инфопровокацией, которая выгодна, прежде всего, Вильнюсу.  

Итак, первые сообщения блогеров о тщательных проверках легковых автомобилей с литовскими номерами начали наводнять интернет в конце августа. Тогда же диппредство МИД России в Калининградской области спокойно объяснило, что на границе идут оперативные мероприятия по пресечению каналов ввоза в российский анклав – под видом обычного транзита – литовских автомобилей, которые затем продаются калининградцам. 

Калининградцы вообще никак не отреагировали на появившиеся затем в местных СМИ новости о пробках на литовской границе. Какой же это ньюс! За новейшую историю Калининградской области, придушенной объятиями ЕС, у нашего брата давно уже атрофировалась способность удивляться 5-часовому стоянию на границе. Будь-то на литовской, будь-то на польской.

И здесь не мешает вспомнить о не менее грандиозном весеннем коллапсе на границе, устроенном как раз литовской стороной. Тогда таможенники соседской страны сделали калининградкам подарочек к Восьмому марта. Россияне поехали в Литву на длинные выходные (8 марта выдалось на пятницу), чтобы отметить праздник «в Европе», но получили отлуп. Люди простояли на границе 6–8 часов. Так длилось с неделю, при этом литовская таможня играла в дипломатию, уверяя Россию в «обычном режиме досмотра». 

Очевидцы же рассказывали, что машины с 39 регионом трясли по полной выкладке. Каждый водитель и пассажир заполнял декларацию на провоз подакцизных товаров. Были случаи, когда из-за незадекларированной пачки сигарет, найденной в бардачке, машину ставили на штрафстоянку с последующим судом. 

И после всего этого Калининград, а тем более Москва, не встали на дыбы, обвиняя Вильнюс в «политических играх».

Вы возразите – российская сторона ужесточила уже и литовские грузоперевозки! А вот здесь давайте поконкретней. Пообщавшись с экспертами в этом вопросе – как литовскими, так и российскими, скажу, что мухи и котлеты — отдельно. 

Например, вчера вице-президент Ассоциации грузовых перевозчиков Литвы Мечиславас Атрошкявичюс в общении со мной обронил загадочную фразу, которую я сначала решил даже вынести в заголовок. Отвечая на вопрос об убытках транспортных кампаний, входящих в ассоциацию, Атрошкявичюс, возглавляющий крупную логистическую компанию «Mecys», вдруг сказал:

— Ну, касаемо транспортных компаний, то большого коллапса нет… 

И тут же поспешил внести свою лепту в информационный фон: «Но в любом случае мы чувствуем, что давление есть».

И в этой связи я полностью разделяю мнение члена Еврокомиссии от Литвы Альгридаса Шяметы, курирующего в ЕС сбор налогов и таможенный аудит: «Мы не можем руководствоваться одними лишь статьями или рассказами — должны констатироваться факты». То есть Литва должна представить факты, доказывающие дискриминацию грузоперевозчиков конкретной страны. 

…А версию, озвученную экспертом литовского Института международных отношений и политических наук Нериюсом Малюкявичюсом, о том, что это «политические шаги, связанные особенно с инициативой «Восточного партнёрства», можно же и перевернуть. Предположив, что искусственно выращенный скандал выгоден именно Вильнюсу, чтобы сильнее запомниться Брюсселю во время председательствования в ЕС и накануне саммита «Восточное партнёрство». Литва-де становится основным игроком на европейском поле. 

Только вот сумеет ли она пробегать хотя бы первый тайм?