Фото:

Евгений Чернышев: Между геями и Сирией — роль России в предвыборной риторике Германии

Политолог Евгений Чернышев проанализировал для «NewsBalt» российский фактор в парламентских выборах в ФРГ.

В минувшее воскресенье теледебаты между главными кандидатами в канцлеры ФРГ — Ангелой Меркель (Христианско-демократический союз) и Пером Штайнбрюком ( Социал-демократическая партия Германии) — не выявили явного победителя. В свою очередь политолог Евгений Чернышев проанализировал для читателей «NewsBalt» российский фактор в парламентских выборах в Германии, которые состоятся совсем скоро, 22 сентября 2013 года.

До выборов в Бундестаг осталось совсем немного времени. Оппоненты стараются использовать все возможные козыри в предвыборной борьбе, дискутируя как в сфере внутренней, так и внешней политики.

Обратимся к российскому фактору. А именно, как результаты выборов и формирование нового германского правительства может сказаться на двусторонних отношениях России и Германии. Какую роль играет тема России во внешнеполитической риторике германского политического истеблишмента в ходе предвыборной борьбы, и играет ли вообще?

Для начала стоит привести современную оценку деятельности внешнеполитического ведомства Германии в связи с российским направлением. Профессор Ханс-Хеннинг Шрёдер (Hans-Henning Schröder) эксперт по России и странам СНГ берлинского фонда «Наука и политика» на вопрос журналистов телерадиоканала «Deutsche Welle» о том, как изменились германо-российские отношения после возвращения Владимира Путина в Кремль, дал такой ответ: «Они мало изменились, потому что с немецкой стороны уже в течение ряда лет не предпринималось попыток укрепить или развить их. Во внешней политике Германии царит застой».

А теперь рассмотрим детали: тема прав гомосексуалистов уже прочно прикрепилась к российской проблематике, стало правилом хорошего тона упоминать о ней, говоря о восточном соседе. Принятие противоречивых законов в отношении пропаганды гомосексуализма в России мало изменило общественное мнение в отношении этой группы граждан в стране, зато добавило очередной повод упрекнуть в попрании постмодернистских ценностей демократичного цивилизованного общества.

В связи с этим интересное наблюдение! Тридцать лет назад, по данным представительных социологических опросов, проводившихся в Германии, отношение к гомосексуалистам и однополым парам в германском обществе было почти аналогичным российскому сегодня, то есть довольно негативным. За прошедшее время представления в германском обществе изменились настолько, что стали почти противоположными.

Это ещё раз свидетельствует о том, как динамично общественное мнение. И более того, пока это единственное принципиальное отличие в настроениях германского и российского общества: уровень доверия германской общественности к основным институтам власти и демократического общества (парламент, правительство, политические партии) соизмерим с уровнем доверия в России, то есть находится устойчиво на скромных уровнях.

Рар, Россия и экспертное сообщество

Весной этого года немецкий политолог Александр Рар дал интервью газете «Комсомольская правда», которое было озаглавлено: «Запад ведёт себя так же как и Советский Союз». В нём он довольно эмоционально, но по существу дал оценку ключевым «точкам соприкосновения» российско-германских отношений. 

Ряд влиятельных изданий Германии опубликовали на своих страницах «ответ» этому интервью, в которых содержался прямой намёк на слишком пророссийскую позицию политолога. Однако если присмотреться повнимательнее не только к интервью в «Комсомолке», то станет ясно, что в «пророссийской» позиции политолога критики не меньше, чем позитива.

Важно понимать, что в кругах немецких политологов практически нет специалистов по России. Нет, конечно, в Германии большее число центров и институтов, занимающихся восточно-европейской проблематикой, чем в любой другой стране Евросоюза. Но специалистов, которые фокусируются именно на России, работавших достаточное время в «поле», а именно, знакомых с российской действительностью не понаслышке, а имевших обширный опыт взаимодействия с российскими специалистами, институтами, органами власти, сформировавших свой критический многосторонний взгляд, таких специалистов можно пересчитать по пальцам.

И это особенно странно, если учесть тот факт, какое место занимает Россия в истории Германии. Настоящему специалисту, занимающемуся конкретной страной, очень сложно оставаться объективным и избегать симпатий к объекту своего изучения. Но в этом и заключается сила профессионала, который способен соблюсти баланс.

Безвизовый режим

Процесс переговоров по достижению безвизового режима между двумя странами забуксовал. Основным раздражителем послужили проверки российских НКО. Но есть и другое обстоятельство, которое постоянно требует к себе внимания. Это позиция по Украине, которая уже отменила визы в одностороннем порядке, в том числе и для граждан Германии. Постоянно ведётся дискуссия о «промежуточном» ассоциативном статусе украинского государства на пути к вступлению в Европейский Союз.

В сложившейся ситуации предоставление возможности в первую очередь гражданам Украины без виз посещать Европейский Союз, было бы логичным решением. Но «репутация» простых россиян и украинцев в глазах немецкой общественности и политического истеблишмента, даже без учёта того обстоятельства, кто в настоящий момент стоит у руля обоих государства, довольно сомнительная.

А тот факт, что именно из Украины, а не из России, идет массивный поток нелегальной трудовой миграции в страны Восточной и Центральной Европы, делает её шансы в ближайшее время обрести безвизовый режим с сопредельными странами небольшими.

На этом фоне перспективы российской дипломатии также невелики. Другое дело, что наличие или отсутствие безвизового режима крайне мало влияет на показатели нелегальной миграции в связи со спецификой миграционного законодательства: отсутствие не только визы, но и удостоверяющих документов часто является важным подспорьем для обращения за статусом беженца, а именно эта категория мигрантов слабее всего интегрируется в принимающее общество.

Российская тема и сценарии формирования правительственной коалиции

Приход к власти красно-зелёной коалиции (социал-демократы и партия зелёных) обычно рассматривается, как более благоприятный сценарий для российско-германских отношений. Но не стоит обольщаться, и вот почему.

Исторический опыт свидетельствует о том, что наибольшего сближения оба государства достигают при участии правительства социал-демократов. Однако надо учитывать потенциального партнёра по коалиции – партию зелёных, главным коньком которых, как раз, является тема прав представителей нетрадиционной сексуальной ориентации.

Кроме того, зелёные в последние годы на региональных выборах всё чаще делают выбор в пользу коалиций с другими политическими партиями, но не с социал-демократами. Это связано с их немалыми успехами в отдельных федеральных землях, которые позволили им отойти от роли «младшего партнёра» и создать собственную правящую коалицию.

Партия помолодела, но отошла от категоричных политических установок, принесла в жертву политическим дивидендам свои традиционные пацифистские требования, стала позиционировать себя более прагматично, приобрела консервативный окрас и после принятия обновленной политической платформа сблизилась с позициями больших партий — ХДС и СДПГ.

Кроме того, набор экологических требований а-ля 1970-80-е годы, которые раньше продвигали именно зелёные, уже давно стал неотъемлемой частью любой уважающей себя партии, а тема возобновляемых источников энергии эксплуатируется почти всеми политическими силами.

Кстати, зелёные придерживаются благосклонного отношения к Украине и её возможной интеграции в структуры ЕС, чего нельзя сказать о мнении в отношении России.

Один из возможных кандидатов на руководящую позицию в Министерстве иностранных дел ФРГ, в случае попадания зелёных в правящую коалицию, это видный деятель зелёных со стажем Мария-Луиза Бек, смотрит на Россию со скепсисом. Длительное время она отвечает за политику в отношении Восточной Европы в парламентской фракции партии. Уже поступали сигналы, которые подтверждают эту позицию.

В связи с визитом в Германию в этом году главы российского внешнеполитического ведомства Сергея Лаврова, она заявила, что продолжение существующего курса в двусторонних отношениях невозможно в связи с репрессивной политикой в России.

Подобные высказывания определенно диссонируют со словами кандидата от социал-демократов Пера Штайнбрюка. Несмотря на негативный политический фон, кандидат от социал-демократов стабильно придерживается в публичных высказываниях уважительного отношения к России, называя её важным партнёром.

«Произвол государства, обыски в политических фондах, — всё это недопустимо, — сказал он на выступлении в Свободном университете Берлина. — Тем не менее, страна (Россия), по-прежнему, имеет важное значение. Такие проблемы, как война в Сирии, всемирное разоружение или изменения климата, нельзя решить без России, и Россия остаётся важным партнёром». 

Штайбрюк подчёркивает, что «западные стандарты плюралистической демократии не могут быть применены в России напрямую». По его словам, следует стремиться к объединению США, Европы и России в единое партнёрство, нацеленное на обеспечение безопасности. 

Христианские демократы идут в фарватере общей антироссийской риторики немецкой прессы и это наиболее безопасная позиция в условиях предвыборной борьбы, когда СМИ формируют общественное мнение больше, чем высказывания отдельных политических лидеров. Между тем, христианские демократы воздерживаются от эмоциональных выражений, ограничиваясь обеспокоенностью, которая пока «подморозила» двусторонние отношения, но не изменила их вектор.

Оценивая возможную комбинацию политических платформ партий можно прийти к выводу о том, что формирование «большой коалиции» (о малой вероятности которой я писал ранее в статье «Красно-чёрная» коалиция в Германии маловероятна») христианских демократов и социал-демократов может выглядеть наиболее приемлемой для России. И вот почему. 

При таком раскладе, социал-демократы могут претендовать на пост министра иностранных дел в статусе вице-канцлера. Им может стать один из лидеров партии, который уже занимал несколько лет назад этот пост, Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier). Он известен своим благосклонным отношением к курсу по укреплению партнерских отношений с Москвой. И уже имел возможность проявить себя в качестве главы немецкой дипломатии несколько лет назад.

Такой тандем Меркель — Штайнмайер видится оптимальной моделью для дальнейшего поддержания и развития отношений между Россией и Германией. Но, даже, если этого не произойдёт, оба государства обречены на тесное сотрудничество при любом раскладе выборной кампании 2013: слишком велики и непреодолимы взаимные интересы!


Внимание! Читатели «NewsBalt» смогут принять участие в опросе на тему: Прогнозируете ли вы перезагрузку с Россией после выборов в германский Бундестаг? Голосуйте прямо сейчас на главной странице «NewsBalt» в рубрике «Опрос».