Владимир Веретенников: Пенсионеры Латвии хотят жить

Хроника протестного движения против главы Минблага Латвии в материале Владимира Веретенникова специально для «NewsBalt».

В минувшую субботу, 7 сентября, в Риге, на площади Стрелков, прошла крупная демонстрация протеста, в которой участвовали несколько тысяч представителей старших поколений. Для того, чтобы высказать негодование правительству, в столицу съехались пожилые люди из Резекне, Лиепаи, Вентспилса, Смилтене, Алуксне, Гулбене, Добеле, Талсы, Ауце, Апе, Приекуле и других городов. Такая массовость не должна удивлять, ибо история войны пенсионеров с Министерством благосостояния тянется уже на протяжении нескольких лет.

Мать «пенсионной реформы»

Всего заявки на участие в демонстрации подали 30 организаций латвийских пенсионеров. Митингующие держали в руках многочисленные плакаты с душещипательными надписями: «Уважайте старость!», «Хотим жить», «Белый хлеб и пирожок — господам из Сейма, корка чёрного хлеба и капуста — для седой мамы». Перед собравшимися попыталась выступить министр благосостояния Илзе Винькеле («Единство») – безуспешно! Довольно долго протестующие не давали ей рта раскрыть, свистели и кричали «Долой!»

Главе Латвийской Федерации пенсионеров Андрису Силиньшу с трудом удалось успокоить толпу. Ненадолго. «Хочу подтвердить, что стоять перед вами — нелёгкая задача, но я стою, чтобы продемонстрировать уважение. Хочу сказать, что именно из уважения к вам мы сейчас работаем над улучшениями пенсионной системы со следующего года», — проговорила, наконец, Винькеле. Однако, конец её речи утонул в негодующем свисте.

Действительно, трудно найти в Латвии политиков, способных тягаться по «антирейтингу» с нынешней главой Минблага. Нелюбовь (причём, кажется, взаимная) Винькеле и населения страны началась в прошлом году, когда министерство усиленно «продавливало» пенсионную реформу. Именно в недрах этого ведомства был разработан план, согласно которому будет происходить повышение возраста выхода на пенсию — начиная с 2014 года на три месяца ежегодно. То есть, планка пенсионного возраста в 65 лет (ныне она составляет 62 года) окажется достигнута в 2025 году. Понятно, сильнее всего реформа ударит по жителям, родившимся с 1952 по 1957 год (на данный момент таковых в Латвии насчитывается около 50 000 человек).

Продвижение и утверждение пенсионной реформы на всех её этапах, как легко догадаться, сопровождалось серьёзнейшим неудовольствием общественности. На данный момент власть, устами сопартийца Винькеле, премьер-министра Валдиса Домбровскиса, заявляет, что выше шестидесяти пяти планку уже не задерут — но очень многие в этом сомневаются. Даже сама Илзе Винькеле на вопрос автора этих строк, имеются ли твёрдые гарантии, что позже пенсионный возраст не станет повышаться, ответила: «Вы знаете, с тем же успехом вы могли бы сейчас у меня поинтересоваться, когда точно будет конец света. Откровенно говоря, затрудняюсь ответить».

Уже одной этой реформы вполне достаточно для того, чтобы обеспечить к Винькеле горячую народную «любовь». Сама она, впрочем, на публике выражает стоическое отношение к данной неприятности.

— В любом случае, я останусь честна перед своей совестью и перед своими избирателями — потому что я не давала им перед выборами таких обещаний, которые бы сейчас нарушила. Я всегда была с ними откровенна и не скрывала сложности сложившейся в стране ситуации. Те решения, которые мы сейчас отстаиваем — они, конечно, непопулярные, но абсолютно нужные для государства, для народа. А за дешёвой популярностью я никогда и не гналась, — сказала она автору этих строк.

Позаботились о пенсионерах – поможем и детям!

За минувший год с лишним неприязнь к Винькеле лишь усилилась. Во-первых, благодаря тому, что эта чиновница в последнее время взялась продвигать, наперекор мнению представителей церкви, неблагодарную в глазах массовой аудитории тему необходимости признания узаконенных гей-браков. Она призвала Министерство юстиции разработать порядок регистрации «партнёрских отношений» однополых пар – чтобы им можно было присуждать социальные гарантии. 

Потом был скандал с распространением в детских садах сомнительных книжонок «День, когда Карлис был Карлиной» и «День, когда Рута была Рихардом», предназначенных для применения в качестве пособий. Данные произведения, по мысли их авторов, должны использоваться для того, чтобы приучать детей к принципу равноправия полов. Например, к тому, «приемлемо ли для девочек играть в футбол, и должны ли стыдиться мальчики, которым хочется играть в куклы, а также всем ли девочкам нравится розовая одежда, а мальчикам – тёмная». Выпущен также методический материал для педагогов «Садики, где есть место Пеппи-Принцам и Пират-Принцессам». Производство этих переведённых с датского языка шедевров педагогической мысли должно было, по мнению Министерства благосостояния, помочь детям и педагогам «отказаться от застарелых стереотипов о способностях, навыках и половом поведении мальчиков и девочек».

Поскольку именно Илзе Винькеле принадлежит основная заслуга в выпуске и распространении данных «пособий», именно на неё обрушился народный гнев. Министра заподозрили в подкопе под традиционные семейные ценности и потребовали отправить в отставку – под соответствующим письмом на имя премьер-министра оставили подписи представители аж 54 общественных организаций. По словам же самой Винькеле, она, сражаясь за гендерное равноправие, преодолевает тягостные последствия… советской оккупации!

Мол, «устоявшееся понимание гендерных ролей, корни которого, по-моему, лежат не только в Средних веках, но и в советском времени — когда в качестве мужчины понимался тот, кто работает, приходит домой, иногда бьёт жену, иногда выпивает, потому что это его право — на мой взгляд, неправильное, глупое и невежественное».

Но тут Винькеле не нашла понимания даже у главных специалистов по «борьбе с советской оккупацией» из национального союза «Всё Латвии – Отчизне и свободе – Движение за национальную независимость» (Visu Latvijai! — Tēvzemei un Brīvībai — Latvijas Nacionālās Neatkarības Kustība // VL – TB – LNNK). Во всяком случае, вождь нацрадикалов Райвис Дзинтарс публично усомнился в необходимости «спорных книг» в детских садах. 

С особенно резкой критикой в адрес Винькеле (кстати, своей коллеги по партии) выступила депутат Ингуна Рибена. В свою очередь, профессор педфака Латвийского университета Рута Инара Канепея сообщила, что, по мнению её студентов, скандальные учебные пособия являются «шизофреническим бредом, который зомбирует общество». Также 23 октября 2012 года было опубликован протест 186 учителей из 120 школ Латвии — против воплощаемого Минблагом «Плана по реализации равноправия полов на 2012-2014 годы». По мнению педагогов, этот план содержит моменты, опасные для общественного здоровья и естественной семьи. Возмущение специалистов вызывает факт, что в насаждаемых министерством детских книгах пропагандируется «теория об обретении половых ролей как процессе, который может развиваться в разных направлениях».

Битва за индексацию

Не прошло и месяца, как разгорелся новый скандал с участием Илзе Винькеле – на сей раз снова в связи с пенсионным вопросом. Дело в том, что министр в интервью журналу Playboy сказала, что «пенсионеры, которые в советское время тяжело работали, а сегодня получают мизерные пенсии, не понимают, что Латвия того времени и сегодняшняя Латвия — это две разные страны, и вклад жителей в Латвию того времени не может быть адекватно оценен сегодня». 

С немалой долей цинизма заявила Винькеле, «они, люди советских лет, говорят, что платили налоги, работая на заводах. Правда, в советское время не было такого понятия, как уплата налогов. Они жалуются, что у них большой стаж и ничтожная пенсия, что они строили ту страну, и она совершенно не отличается от сегодняшней Латвии. Суровая реальность, к сожалению, такова, что это два разных мира. Их вклад в другое государство не может быть адекватно оценен здесь. Все те пенсии, которые платит восстановленная Латвия, фактически берутся из денег, которые эти люди не создавали».

Данное интервью вызвало огромный резонанс. Латвийская федерация пенсионеров потребовала отставки Винькеле. Тогдашняя глава этой организации Айна Верзе напомнила, что уровень бедности в Латвии среди пожилых людей в среднем превышает 50% — и эта цифра самая высокая в ЕС. Для большей части пенсионеров доходов не хватает даже для того, чтобы заплатить за жильё, купить продукты и необходимые лекарства, а также покрыть налог на недвижимость за единственную квартиру. 

— Федерация пенсионеров считает, что такой человек не может руководить министерством, одна из главных задач которого решать вопросы пожилых людей, и категорически требует немедленной отставки министра, в противном случае мы оставляем за собой право на ненасильственные акции протеста по всей территории Латвии, — указала Верзе.

lat.jpg

Латвийские пенсионеры на акции протеста. Надпись на растяжке впечатляет: «GRIBAM DZIVOT» — «ХОТИМ ЖИТЬ».

Масла в огонь подлила пресса, опубликовавшая сведения о размере пенсии, получаемой супругом самой Винькеле – шестидесятилетним Юрисом Винькелисом. Он работал врачом, затем чиновником в сфере здравоохранения, а позже политическим функционером широкого профиля. Оказалось, что выйдя на пенсию досрочно (в связи с наличием статуса «борца с советским режимом»), супруг министерши с 2009 года получает свыше тысячи латов ежемесячно — что в несколько раз превышает средний размер пенсии по Латвии. Только в 2010 году Винькелису за год перечислили 17 313 латов (24 631 евро), то есть 1442 лата (2 051 евро) в месяц.

Принесённые Винькеле извинения за опрометчивые высказывания пенсионеров лишь раззадорили. Верзе заявила, что самым лучшим извинением было бы повышение маленьких пенсий. Дело в том, что индексация пенсий в Латвии была приостановлена в 2009 году в связи с экономическим кризисом. Правительство планировало возобновить процесс в 2014 году, но Федерация пенсионеров потребовала индексации уже с этой осени – угрожая, в противном случае, акциями протеста. Собственно, они и начались: в начале апреля около 100 человек приняли участие в шествии к зданию Сейма. Активисты передали спикеру парламента Солвите Аболтине («Единство») подписи более 106 004 жителей Латвии за возобновление индексации пенсий уже в этом году. Угрозы возымели толк: Кабинет министров, хоть и со «скрипом», начал думать о том, как сбить накал возмущения.

Компромисс, который никого не устроил

В июне кабмин решил, а месяцем позже Сейм утвердил с 1 сентября 2013 года индексацию всех пенсий, не превышающих 200 латов (285 евро). Индексация также относится к пенсиям по инвалидности, по выслуге лет и утрате кормильца. В частности, пенсии по старости для тех, у кого они не выше 200 латов, выросли на 5,58 лата (около 7,5 евро), пенсии по выслуге — на 3,43 лата (около 5 евро), пенсии инвалидов — на 3,79 лата, по утрате кормильца — на 3,79 лата. Индексация потребует из госбюджета дополнительно 10,2 миллионов латов (14,5 миллионов евро). В целом, как сообщается, прирост доходов ощутят 85% получателей пенсий в Латвии. Все остальные пенсии проиндексируют с 2014 года. Правда, Домбровскис не преминул пожаловаться, что, дескать, этот шаг сильно стеснил госбюджет. 

Решение, по большому счёту, не удовлетворило и самих пожилых людей – что они продемонстрировали массовостью своего митинга 7 сентября. В частности, Федерация пенсионеров указывает на бедственное положение тех стариков, пенсия которых превышает (чаще всего, ненамного) 200 латов. В результате, во время акции были выдвинуты четыре требования правительству. Пенсионеры хотят максимально справедливой индексации пенсий, изменения в ближайшее время всей системы индексации (чтобы она полностью компенсировала дороговизну жизни), а также введения минимальной потребительской корзины пенсионеров. Также Федерация желает постепенного повышения доплат к пенсиям за стаж до 1996 года и их выплату тем пенсионерам, которые вышли на пенсию после 2012 года.

По этому поводу лидер Объединения свободных профсоюзов Петерис Кригерс громогласно заявил: «Мы подали много предложений, как улучшить жизнь пенсионеров. Поэтому, не надо изобретать велосипед. Пенсии не должны быть ниже прожиточного минимума, и их нельзя облагать налогами». Кригерс призвал пенсионеров не голосовать «за разных шутов и красивые лица». Однако, поскольку дихотомия «дураки во власти – дураки-избиратели», похоже, вечна, сомнительно, что проблемы латвийских пенсионеров окажутся полностью решены в ближайшем будущем.

А что же Винькеле? По крайней мере, она выгодно отличается от многих своих коллег тем, что способна на откровенность. Глава Минблага нередко жалуется, что, мол, не одни лишь пенсионеры висят у на её многострадальной шее. А ещё беда в том, что «политики недостаточно хорошо и часто разъясняли, что стабильность, которой мы достигли (конец кризиса) — это не то же самое, что достаточно сбалансированная и развитая экономика, которая способна ответить на нужды всех жителей страны». К тому же, «многие проблемы, которые кризис лишь усилил, разрослись до критического уровня. В сфере благосостояния эти дополнительные деньги нужны на поддержку семей с детьми, инвалидов (адекватное обеспечение техническими средствами, доступность услуг), реорганизацию центров социального ухода и детских домов, обеспечение интеграции их постояльцев в общество. Но не будем забывать, что со своими нуждами на эти деньги претендуют также учителя, больницы, медперсонал, государственные дороги, полицейские…»

Вот так и живём…