«Неприятные впечатления, как от шрама от опасной бритвы»: Немецкий историк отчитал Путина в Калининграде

Немецкий историк Герд Кёнен на научном симпозиуме в калининградском университете им. Канта подверг резкой критике Владимира Путина.

Известный немецкий историк, публицист, доктор исторических наук Герд Кёнен (Gerd Koenen), выступая накануне, 4 октября, в Калининграде на научном симпозиуме в Балтийском федеральном университете им. Канта подверг резкой критике президента России Владимира Путина. Информационно-аналитический портал «NewsBalt» приводит фрагменты речи Кёнена:

— В России есть действительно реальный уровень сложностей. Есть, конечно, определённое очарование великой Россией, когда по телевизору показывают фильмы о великих российских реках (зал смеётся.«NewsBalt»). Конечно, реки-то у них замечательные. Что-то мифическое есть в России. Какая бескрайняя Россия! Действительно, ландшафт красивый, я ничего не говорю, я симпатизирую всему этому.

— Но я просто хочу сказать, — продолжил историк, — что от России идёт больше нервозности. И я, конечно, связываю это с личностью президента Путина. Куда двигается Россия, что хочет Россия? Жёсткий язык, жёсткий лексикон. Он, конечно, старался привлечь на свою сторону немцев, он говорил о старых взаимосвязях Германии и России, выступал перед немецким парламентом, но как-то не очень у него получилось. Остались неприятные впечатления, как от шрама от опасной бритвы. Мы не понимаем точно, где начинается эта власть, а где есть её границы. Останется ли это власть в традициях российского авторитаризма, который видит только свою вертикаль власти и не рассматривает широкое поле общественных отношений? 

— Конечно, есть неуверенность и в российской (внешней) политике. Немецкие политики тоже испытывают нерешительность, развивать ли дальше отношения с Россией? В принципе отношения-то хорошие, но они не настолько широки, как должны бы быть, — считает историк.

Оценивая распад Советского Союза, Кёнен сказал:

— Можно сказать, что распад СССР был крупнейшей геополитической катастрофой 20-го века, но если так сказать, это значит, что мы сами себе обрезаем множество возможностей. Прежде всего, возможность создать общество постсоветских государств с очень острыми постсоветскими фигурами как Янукович или Лукашенко, которые не хотят, чтобы ими управляли из Москвы.

Раскритиковав Россию, немецкий историк рассыпался в комплиментах к Польше:

— Образ Польши очень изменился. В 80-х годах существовала симпатия к польскому движению «Солидарность». Мы симпатизировали забастовкам, демонстрациям, но мы придерживались мнения – сидите тише. Мы отправляли помощь, но говорили — держите рот на замке, будьте спокойнее. Когда же произошли преобразования, стало ясно, что Польша находится на переднем плане этих преобразований. Без движения в Польше не пала бы Берлинская стена!

По мнению Кёнена, уже ни один немец не может серьезно сказать: «Ленивые поляки». 

— Поляки – сегодня это очень большое сообщество, живущее у нас, — подчеркнул историк. — В самом начале, когда стало возможным свободно передвигаться, мы немного нервничали: вот приедут поляки, отберут у немцев рабочие места. Но очень быстро это всё успокоилось. Сегодня в принципе если есть какая-то сложная задача, например, в ремесленном вопросе, то приглашаешь польского слесаря. Немецкий слесарь скажет, мол, давай всё демонтируем, сделаем всё по новой. А польский слесарь скажет, мол, давайте посмотрим, что можно отремонтировать, не будем сразу ломать.

Коснулся Кёнен и темы Смоленской катастрофы:

— Мы все пережили трагедию с польским президентом – там был не только президент, там была сотня ведущих политиков, государственных деятелей Польского государства и, конечно, это так ужасно. Но когда самолёт терпит крушение на территории России, тут ещё и Катынь и, конечно, возникает параноидальная мысль о теории заговора. Вы знаете, о чём я говорю. И это тема, которая владеет ещё некоторыми умами в Европе. И удивительным образом очень медленно отпадает от нас эта демонизация. Очень медленно мы приучаем себя видеть ситуацию трезвыми и ясными глазами. Очень медленно мы учимся смотреть позитивно.

Немецкий историк считает, что в России есть главная фобия — чувство быть окружёнными врагами.

— Это результат определённой неуверенности в себе, неуверенности в экономическом процессе, политическая неуверенность, неуверенность в собственном историческом пространстве, — заявил Кёнен, включив в «проблемные регионы» Преднестровье, Кавказкий регион и Калининградскую область, назвав её «Восточной Пруссией».

— В принципе Восточная Пруссия — очень позитивная вещь, положительный проект, — продолжил оратор. – Конечно, немцы не ставят под сомнение, что нынешние жители Восточной Пруссии будут тут жить, но, послушайте, что эти жители сами говорят: «Мы наследники этой земли, мы часть её истории, которая включает польский и немецкий компонент, а российской составляющей в ней, может быть, и мало». Но в любом случае люди развивают положительную самоидентификацию себя со всей историей. Это очень интересно.

Также Кёнен озвучил своё мнение по поводу исторического прошлого Германии:

— Немцев, как говорится, мордой в дерьмо ткнули во время Нюрнбергских процессов, сказав, посмотрите, что вы наделали и разбирайтесь с этим. Это было наше поколение… Но я думаю, что в России разбирательство со своей историей ещё предстоит и это очень тяжело, потому что есть вопрос, а что Россия сама с собой сделала в 20-м веке? Ведь преступления Гитлера – это преступления против чужих народов, а Россия совершила преступление против своего собственного народа! Главное преступление – сталинизм.

— Мне кажется, — продолжил немецкий историк, — на необъятных российских просторах ещё очень много белых пятен и это вызывает нервозность, которая порождает желание героизировать и идеализировать свою историю.

Напоследок Кёнен высказал мнение, что публикации в прессе канцлера ФРГ Ангелы Меркель в эсэсовской униформе является злоупотреблением истории (подобным фотошопом, в частности, занимались греческие медиа во время кризиса в островном государстве.«NewsBalt»).

— Конечно, можно очень критиковать немецкую политику во время еврокризиса, но госпожа Меркель и эсэсовская униформа – это совсем разные вещи, — заявил историк, добавив, что «конечно, я говорю о постимперском или постисторическом самоощущении своей собственной страны».

merkel.jpg

Одна из греческих газет с Ангелой Меркель в нацистской форме.

«NewsBalt» уточняет, что научный симпозиум, где прозвучала критика российского президента, был организован генеральными консульствами Германии и Польши в Калининграде, а также Балтийским федеральным университетом им. Иммануила Канта.


Справка «NewsBalt». Герд Кёнен, 69 лет. Немецкий историк, публицист, доктор исторических наук. В 70-х годах был членом маоистской организации «Коммунистическая лига Западной Германии». Автор произведений, как о коммунизме, так и о терроризме левого направления в Германии 70-х годов. Автор историко-биографического книги «Веспер, Энслин, Баадер. Немецкий терроризм: начало спектакля», а также сборника по истории польского профсоюзного движения «Солидарность».