Янис Домбрава: «Проблема в том, что ваши солдаты не освобождали Ригу в 1945 году»

В интервью «NewsBalt» депутат сейма Латвии от нацобъединения Янис Домбрава высказал свой взгляд на последние политические события в республике.

Информационно-аналитический портал «NewsBalt» взял интервью у представителя национального объединения Латвии, члена парламентской фракции «Всё Латвии – Отчизне и свободе – Движение за национальную независимость» (Visu Latvijai! — Tēvzemei un Brīvībai — Latvijas Nacionālās Neatkarības Kustība // VL – TB – LNNK) Яниса Домбравы, который высказал свою точку зрения на последние политические события в республике.

— Не могли вы рассказать о волнующем всех россиян вопросе – желании вашего нацблока снести памятник нашей Великой Победы над фашизмом — памятник Освободителям Риги?

— Проблема в том, что ваши солдаты не освобождали Ригу в 1945 году. Просто одна оккупация сменила другую. И мы благодарны за то, что советские солдаты победили немецких, но мы не рады тому, что они установили оккупационные режим в Латвии. В том, что касается монумента — то это памятник советской пропаганде, ведь никакого освобождения на самом деле не было. Были репрессии и убийства невинных людей.

— Но, похоже, что люди, живущие в Латвии не поддерживают вашу идею. Не боитесь ли вы повторения «Бронзовой ночи» в Таллине?

— Я могу рассказать о своей семье. В моей семье были солдаты, мобилизованные в советскую и немецкую армии. Они сражались под оккупационными флагами. Не думаю, что они до конца понимали, что происходит.

— Повторяю вопрос – вы не считаете, что не все хотят сносить памятник, и не боитесь ли вы беспорядков?

— Латвия — страна латышей. Также как Россия для россиян, а Германия для немцев, Польша для поляков. Поэтому надо делать то, что хочет титульная нация. Русскоязычные люди, проживающие в Латвии, были в той или иной армии, которая помогала удерживать контроль над Латвией, а гражданское население — это колонизаторы, которые занимались колонизацией страны, в то время как само население было выслано в Сибирь. 

— Тем не менее, я всё-таки читаю ваши новости и, на мой взгляд, никто не хочет «Бронзовой ночи»? Таллин-2007, помните? У вас же были собраны подписи против сноса, ваш мэр говорит что-то не совпадающее с вашей позицией?

— Просто, чтобы прояснить. Идея сноса принадлежит не национальному объединению, а ряду латышей, которые обеспокоены этим вопросом. Конечно, мэр против, потому что он представляет интересы своих русскоязычных избирателей, потому он делает всё, что хотят они и российское посольство. Ничего нового. Но я думаю, что будет тяжело за несколько дней снести монумент, и это не является целью. В инициативе говорится о воссоздании первичной архитектуры площади – там будет стадион и памятник павшим в боях за свободу (1918-1920). А монумент, который сейчас находится на этой площади, будет называться по-другому.

— Повторяю вопрос – не боитесь ли вы Бронзовой или какой угодно ночи, когда люди могут быть убиты во время беспорядков? Ведь эта опасная ситуация для вашего города и страны.

— Как я и говорил, монумент никто сносить не собирается, просто будет восстановлена прежняя архитектура, я сам считаю, что перед тем, как менять ландшафтный дизайн площади нужно изменить надпись, которая фальсифицирует историю. Вот и вы говорите неправду – Латвия не была освобождена, просто сменился оккупационный режим. Пока мы не говорим о переносе или уничтожении. Инициатива собрала более десяти тысяч подписей граждан Латвии в пользу реставрации сквера. Как раз там находится монумент. Это не значит, что монумент будет автоматически снесён.

— Что вы думаете о фильме Максима Ревы «Скрытая история Прибалтики», презентация которого состоится завтра, 1 ноября, в Калининграде?

— Я должен извиниться, потому что не знаю, что это за фильм.

— Неужели вы не знаете антифашиста Максима Реву, участника Бронзовой ночи? 

— Тогда я могу себе представить, насколько правдивая эта история, ведь Рева – антифашист. Я не видел, чтобы эти люди — антифашисты — снимали правду о том, что произошло в Финляндии, Польше, Прибалтике.

— Тогда возможно вы в курсе памятника, установленного в Польше неким студентом, который изображает советского солдата, насилующего женщину? Ваше мнение?

— Я бы не создал такого памятника, но, к сожалению, это правдивая история прошлого. Были советские солдаты, совершавшие преступления, но в отличие от других военных преступников их не судили. А многих женщин насиловали, убивали и депортировали в Сибирь 

— Вы конечно наслышаны о том, что в Европе у националистов серьёзные проблемы, у той же партии «Золотая Заря» в Греции и даже миллиардер Джордж Сорос (!) осудил действия этой партии. Вам не кажется, что ваша идеология уже, так сказать, не в моде в ЕС?

— Я бы не стал сравнивать неонацистов с националистов. К примеру, неонацисты империалистичны, как и все движения, которые считают, что они превыше всех и могут управлять другими народами. А националисты считают, что могут иметь свою страну и в ней смогут устанавливать свои правила, имея право на самоопределение. Россия, на мой взгляд, тоже националистическая страна. Но у России свой путь. Россия империалистична, это касается эмбарго в отношении Литвы, отношений с Украиной, не принятии нашей языковой политики и оккупации части Грузии. 

— Боюсь, что в России есть ст. 282 УК РФ, аналога которой в Латвии нет. Но не буду спорить, вам из Латвии, очевидно, виднее.

— Да, в России самое большое неонацистское движении в Европе!

— Это ваши личные данные. Скажите, вот вы вступаете в зону евро в 2014 году, а понимает ли вы, что это будет чем-то вроде рекламы, эдакого яркого платья, прикрывающего сильно исхудавшие телеса прекрасной Европы?

— Я не могу сказать, что экономика у нас слабая, наш ВВП растёт быстрее всех в ЕС, на целых 4 процента вырастет, а бюджетный дефицит 0,9 процента. Ни в одной стране ЕС нет таких показателей. В том, что касается зоны евро, то возможностей больше, но мне лично кажется, что лучше бы мы оставили нашу национальную валюту — лат. С другой стороны еврозона дат нам и возможности и риски, ведь Кипра мы здесь не хотим и мы не знаем, что будет с еврозоной в будущем. К тому же мы боимся плохих денег из других стран, но мы надеемся играть в свою игру и выиграть.

— Как на счёт Нобелевской премии мира, справедливо ли вы что её не отдали президенту России Владимиру Путину, а организации по борьбе с химическим оружием?

— Часто это премию получали люди её не заслуживающие, потому сложно назвать того, кто должен был стать победителем. Возможно, это именно эта организация заслужила её или другие борцы за мир. Она не самая справедливая эта премия, ведь духовный лидер Махатма Ганди так и не получил премию, а Адольф Гитлер даже был номинантом на получение премии.

— А почему вы всё время спорите на счёт ограничения получения нами вида на жительство в Латии? Что плохого в мультивизе, которую мы, по сути, у вас покупаем, что же вас так пугает?

— Лучший ответ – мы не хотим того, что произошло с Кипром. В Кипр шли деньги во время «жирных лет», потому там проблемы с экономикой.

— А вот Кирилл Кабанов, в прошлом сотрудник ФСБ, сейчас член совета по правам человека при президенте РФ, считает, что экономика Латвии держится только за счёт российских денег. Конечно, не все эти деньги чистые и, тем не менее, по его мнению, ваша экономика держится на них.

— Латвия может смело выживать за счёт своих денег, знаний, науки и производства. Но я не могу понять, почему у вас такой интерес к Латвии – россияне должны жить в России, это лучшее для каждого национального государства.

— Вопрос всё-таки не в этом. Мы говорим ещё и о грязных деньгах, можем нам нужно как-то сотрудничать, чтобы наши деньги не шли в ваш офшор?

— Да, конечно, сотрудникам МВД и спецслужб надо сотрудничать в этом вопросе. Все хотят найти преступников, это, конечно, что-то новое, но думаю, проблемы нет.

— Как вы думаете, какой новый альянс возможен после крушения американского гегемона, который мы с вами наблюдаем. БРИКС? Россия и Китай? Евразийский Союз?

— Конечно, силы разных стран колеблются и сдвигаются, но надеюсь, что Америка всегда останется сильной. Но наш самый сильный союзник – это европейские страны, особенно скандинавские, Германия и Польша, а также Великобритания, потому у нас проблем нет.

— Знаете ли вы, что Америка и Великобритания не просто имеют службы электронного слежения PRISM и TEMPORA, но и обмениваются данными в режиме реального времени, не говорит ли это о наличии скрытого или будущего альянса?

— Я отвечу, если вы опубликуете.

— Безусловно.

— Все страны занимаются шпионажем. Но Россия не меньше и не больше, а в странах Восточной Европы активность России больше, чем активность США или Европы. Конечно, китайцы активно собирают информацию. Но это основная вещь, которой занимаются больше страны, и я лишь удивлён, почему мистер Сноуден не рассказал, какая сеть есть у России и Китая в их собственных странах для сбора информации. Все большие страны занимаются разведкой и контрразведкой, в интернете и путём шпионажа. А США и Великобритания всегда сотрудничали – десятками, а может и сотнями лет, во время Первой и Второй мировых войн. Таких союзов хватает, как Россия и Белоруссия, например.