Юрий Павловец: Проблемы белорусского приграничья станут головной болью калининградцев

Белорусский политолог Юрий Павловец проанализировал для «NewsBalt», что может ожидать калининградцев от гипотетического присоединения региона к Белоруссии.

Вчера, 11 октября, на пресс-конференции для российских региональных СМИ из уст белорусского президента Александра Лукашенко прозвучала довольно неоднозначная реплика о том, что Владимир Путин якобы поддержал его идею о передаче Белоруссии земель Калининградской областью:

«Я часто говорю: отдайте нам Калининградскую область. Мы каждый гектар, каждую сотку земли там распашем и сделаем из нее цветущий край… Мы были недавно с Путиным в Калининграде, мы летели на вертолете, я смотрю – вы же не пашете землю… Я Владимиру Владимировичу: слушай, отдай эти и эти земли… Согласен. Я говорю: не надо нам в собственность передавать, мы просто будем там заниматься сельскохозяйственным бизнесом… Да, такой разговор был и Путин меня поддержал в этом плане».

Конечно, поверить в то, что нечто подобное может случиться в реальности, довольно сложно, несмотря на то, что между белорусскими регионами (в первую очередь, Гродненской областью) и Калининградской областью сложились весьма тесные экономические связи. (Например, белорусы активно участвуют в строительном бизнесе: с их помощью было проведено строительство Калининградская ТЭЦ-2, а также дорог области).

Однако всё это представляется весьма незначительными моментами двухсторонних отношений, которые вряд ли смогут создать основу для отдельной политической интеграции. Особенно в свете тех проблем, которые и Белоруссия, и Россия испытывают в своих приграничных регионах. При этом необходимо помнить, что, не смотря на схожие методы решения этих проблем, политика белорусского руководства куда менее гибкая и вряд ли будет положительно воспринята населением Калининградской области, радостно отреагировавшим на заявление Александра Лукашенко.

Чтобы понять, что может ожидать калиниградцев в случае гипотетического их присоединения к Белоруссии, следует взглянуть изнутри на белорусское приграничье.

Сегодня проблемы этих регионов представляются для руководства республики одними из наиболее важных во внутри- политической и экономической жизни страны, а их решением занимается лично глава государства.

Например, ещё 6 сентября нынешнего года Лукашенко заявил, что считает необходимым ввести пошлину в размере 100 долларов с человека за выезд из республики.

Тогда фраза белорусского лидера: «…Я давно поручил, вплоть до того, что выезжаешь за пределы, неважно за чем, заплати выездную пошлину. Это будет так: мы тебя на границе обслуживаем – 100 долларов с носа плати и езжай за границу» – показалось многим абсурдной, однако уже 18 сентября государственный таможенный комитет Республики Беларусь заявил о своей готовности взимать «выездную пошлину» с белорусов, направляющихся за рубеж, в случае принятия такого решения властями.

При этом необходимо отметить, что сегодня, при всей своей неоднозначности, данная идея имеет в Белоруссии определённый смысл.

Во-первых, это удар по стремлению Евросоюза упростить визовый режим для белорусов, о чём сегодня довольно часто говорят еврочиновники. Появление выездной пошлины, так или иначе, ограничит круг людей, желающих и имеющих возможность выехать в Западную Европу. Тем более что альтернативный путь – через Россию – как минимум не дешевле, а в некоторых случаях и дороже пошлины.

Во-вторых, введение пошлины – это попытка белорусских властей навести порядок в приграничных регионах и в первую очередь, на западном направлении. Дело в том, что если приграничные связи Белоруссии и России носят многосторонний характер (от социально-экономического до культурного сотрудничества), то в отношении со странами Евросоюза ситуация выглядит несколько иначе: Польша, Литва и, в меньшей степени, Латвия представляют собой страны, куда едут не столько зарабатывать (как, например, в Россию), сколько тратить. Белорусы закупают здесь продукты питания, бытовую технику, стройматериалы, одежду или просто стремятся ощутить себя в европейской среде.

Пропагандируемый в Белоруссии лозунг «Купляйце беларускае!», не только не находит отклика у значительной части населения, но и выглядит, по меньшей мере, нелепо на фоне растущего из года в год количества белорусов, регулярно отправляющихся за покупками в Польшу и Литву.

По данным польской стороны, в 2012 году белорусско-польскую границу пересекло почти 4 миллиона белорусов, что на 15 процентов больше, чем годом ранее. А по данным белорусского министерства спорта и туризма, Литву в 2012 году посетило около 1,3 миллиона белорусов (рост 10 процентов по сравнению с предыдущим годом).

Конечно, данные цифры не следует воспринимать буквально, так как статистика учитывает каждый визит в отдельности, а некоторые белорусы, особенно из приграничных районов, совершают такие поездки регулярно, даже несмотря на ряд введённых местными властями ограничений (в соответствии с постановлением Совета министров РБ, с 2011 года пересекать границу республики на автомобиле можно не чаще одного раза в 8 дней). Однако рост количества белорусов, желающих выехать за пределы своей страны, говорит сам за себя: по данным Еврокомиссии, граждане Белоруссии в 2012 году вышли на первое место в мире по количеству шенгенских виз на тысячу человек населения (более 700 тысяч виз). И это притом что, согласно статистике, в последние годы более 70% белорусов не выезжало за пределы республики.

Возникает вопрос, против кого тогда направлена выездная пошлина? Ответ, к сожалению, и для Белоруссии, и для Евросоюза, является неутешительным. Несмотря на то, что часть белорусов выезжает в страны ЕС как туристы, их количество несоизмеримо с теми, кто пересекает границу с двумя простыми целями:

— Возможность приобретения качественной европейской продукции по ценам гораздо более низким, чем в Белоруссии;

— Стремление заработать на контрабанде спиртного и сигарет в странах ЕС, а также продуктах питания и бытовой техники в Белоруссии.

В первом случае, поведение белорусов и, в первую очередь, из приграничных с Польшей и Литвой регионов (Гродненская и Брестская области или более четверти от 9,5 млн. населения республики) довольно объяснимо: многие европейские товары стоят в Белоруссии дороже, так как на них распространяются различные заградительные пошлины или требования по сертификации, обусловленные членством республики в Таможенном союзе и ЕЭП. При этом необходимо учитывать, что официально внутреннее потребление непродовольственных товаров импортного производства в Белоруссии составляет более 50%, большая часть из которых прибывают в республику из России, где на них также «накручивают» цену, что для потребителей делает их дорогими относительно товаров, приобретенных в Польше или Литве. Особенно для жителей приграничных регионов, для которых товары, прибывшие из стран Таможенного союза, на сегодняшний день не представляют особого интереса.

Необходимо отметить, что подобный белорусский «шоппинг» в направлении России практически отсутствует, за исключением некоторых товарных позиций, практически не влияющих на экономическое развитие, как приграничных регионов, так и двух стран в целом. И дело здесь не только в небольшой разнице в ценах, но и в нежелании руководства российских регионов наращивать товарообмен со своими соседями, как это делают западные соседи.

Например, в вильнюсских гипермаркетах практически вся маркетинговая политика строится на привлечении белорусского покупателя. В том же Вильнюсе 14 августа открылся первый в Литве мебельный торговый центр IKEA, который уже в скором времени превратится в очередную «мекку» для белорусов и, по всей видимости, вобьёт ещё один гвоздь в крышку гроба белорусских и российских производителей мебели.

Нечто подобное наблюдается и в направлении Польши. В одном только Подляском воеводстве в 2012 году белорусы оставили более 300 млн. долларов США (на основании зарегистрированных польской таможней более 750 тысяч счетов tax free при пересечении границы с Белоруссией). И эта цифра не учитывает всего потока товаров, который белорусы везут из Польши (в среднем один житель Белоруссии тратит во время своего посещения Литвы или Польши около 450 евро). Периодически и вовсе доходит до абсурда: польский сетевой гипермаркет «Ашан» в Белостоке неоднократно ограничивал белорусов в покупках, так как те разметали все с прилавков с такой скоростью, что отовариваться не успевали местные жители. В целом же, по различным подсчётам, польское пограничье собирает благодаря белорусам в год более полумиллиарда долларов США, которые с легкостью вывозятся из республики и направляются на развитие не белоруской, а польской экономики (уважаемые калининградцы, вам ничего это не напоминает? — «NewsBalt»).

В российских регионах (Брянская, Смоленская и Псковская области) подобной маркетинговой активности не наблюдается. Более того, в отличие от связей с ЕС, развитие двухсторонних отношений в белорусско-российском приграничье ведется, как правило, масштабно и на государственном уровне.

С Европой же наблюдается иная картина – при наличие серьёзных политических разногласий западные соседи стремятся увеличить свой экспорт в Белоруссию, не применяя грубую силу или инструменты государственного управления, а путём поиска возможностей привлечения на свою сторону простого потребителя. И, что самое интересное, белорусское руководство, которое, казалось бы, должно всячески противодействовать потоку импорта и вывоза валюты из страны, делает шаги, которые полностью вписываются в европейскую стратегию: ведётся модернизация железных дорог в направлении ЕС, увеличивается пропускная способность таможенных пунктов, создаются новые транспортные маршруты, готовятся договоры о приграничном движении, разрабатываются планы о повышении приграничной торговли с Польшей и Литвой до 40-45 % от общей доли товарооборота и т.п.

Подобное поведение белорусской стороны было бы оправдано в случае серьёзных вложений в местную экономику и её переориентацию на западный рынок. Однако в нынешних условиях, когда белорусские производители в массе своей неконкурентоспособны даже на российском рынке, скрытое поощрение западноевропейского импорта выглядит, по меньшей мере, недальновидно и демонстрирует плачевное состояние стратегии развития страны.

Потому то и идея введения выездной пошлины вышла из уст президента страны, а не чиновников, ответственных за макроэкономическое развитие страны.

Однако, как указывалось выше, «шоппинг» является не единственной причиной бурного развития местных приграничных связей Белоруссии, Польши, Литвы и Латвии. Для огромного количества жителей приграничья единственным способом заработка давно уже стала контрабанда, а многие занимаются данным «промыслом» даже в качестве семейного бизнеса, не имея годами официального места работы.

Анализ оперативной обстановки показывает, что контрабанда подакцизных товаров (топливо, сигареты и спиртное) по своим масштабам и доходности уже достигает уровня наркотрафика. Так, объёмы и стоимость изымаемых контрабандных сигарет по обе стороны границы исчисляются миллионами пачек и, соответственно, долларов США. Это уже не просто жажда наживы, а высокоорганизованный теневой бизнес, в который втягивается всё больше и больше приграничного населения Белоруссии, Литвы, Латвии и Польши. В той же Прибалтике базируются организаторы контрабанды, которые обеспечивают её финансирование, снабжение автомобилями, и навигационный контроль, а многие СТО и вовсе начали специализироваться на оборудовании автомобилей тайниками. Именно здесь концентрируется незаконно переправленные через границу табак и спиртное, которые целыми фурами «уходят» дальше на Запад.

Конечно, данный вид контрабанды весьма негативно сказывается на экономике стран, но он несоизмерим с махинациями на государственном уровне. Чего только стоит существующая сегодня в Литве нелегальная схема поставки нефтепродуктов из Белоруссии в страны ЕС: топливо везут, воспользовавшись 42 таможенной процедурой, которая позволяет платить налоги не в Литве, а в государстве получателя топлива. Литовские «предприниматели» (среди которых есть и криминальные авторитеты), раскусившие схему транзита топлива, по мнению местных правоохранительных органов, пользуются заступничеством высокопоставленных чиновников, как Литвы, так и Белоруссии, нанося ущерб в сотни миллионов долларов США. И, к сожалению, решения данной проблемы в ближайшей перспективе не предвидится.

В целом же, если характеризовать современную ситуацию в белорусском приграничье, то можно констатировать схожесть ряда проблем с проблемами российских приграничных регионов и, в первую очередь, Калининградской области. Проблемы вывоза валюты, контрабанда, высокий уровень импорта – всё это наносит серьёзный ущерб местной экономике. Более того, сложившаяся ситуация в сфере теневой торговли, уже сегодня стоит огромных потерь не только для белорусского и российского бюджетов, но и для казны Евросоюза – только из-за контрабанды сигарет бюджет ЕС ежегодно теряет порядка 1 млрд. евро. Однако решение назревших вопросов решаются в двух странах по-разному. Политика крайнего протекционизма, которая исповедуется в Белоруссии, пока ещё не нашла широкого применения в Калининградской области, что, с одной стороны, позволяет теневому бизнесу наращивать объёмы торговли, а с другой – заставляет местных производителей включаться в конкурентную борьбу на европейском рынке. К сожалению, последнего в Белоруссии не наблюдается.

Конечно, простому обывателю по сердцу порядок и чистота на белорусской земле. Однако полная стерильность, о которой, похоже, мечтают многие и в России, и в Белоруссии, вряд ли будет способствовать экономическому развитию наших стран. В этой связи, калиниградцам необходимо как следует подумать, прежде чем просить кого-либо сделать из своей земли «цветущий край».