«Какие литовские политики дружили с российским агентом Вадимом Смирновым»

«NewsBalt» перевёл статью литовских коллег, безуспешно пытавшихся выяснить, кто в Литве «попал в сети» молодого учёного из Калининграда.

Информационно-аналитический портал «NewsBalt» перевёл статью литовского издания «15min.lt», которое попыталось выяснить, «кто же дружил с российским агентом Смирновым» — бывшим калининградским журналистом, а ныне сотрудником Администрации президента РФ Вадимом Смирновым.  

После того, как в Литве разразился скандал вокруг секретной справки Департамента государственной безопасности (ДГБ) Литвы и её якобы утечки в СМИ, основной интерес как прессы, так и политиков с политологами, концентрировался на поисках источников утечки секретной информации. Про само содержание справки говорилось крайне мало. 

Напомним, три недели назад литовское агентство BNS распространило содержание справки, адресованную президенту, премьер-министру, председателю парламента, а также ещё десяти высшим чиновникам Литвы. Литовское агентство не публиковало весь текст справки, лишь пересказало его. В нём говорилось о том, что спецслужбы России готовят мощные информационные провокации и компромат на высших руководителей страны.

Аналогичные обвинения ДГБ об информационной войне России против Литвы звучат регулярно, но обвинения — абстрактны и не привязаны к конкретным лицам. Теперь же впервые в справке прозвучала конкретная фамилия. Первым конкретным «шпионом» по версии литовской госбезопасности стал бывший калининградский журналист и сотрудник Балтийского федерального университета им. Канта, а ныне сотрудник Департамента анализа общественных процессов управления Администрации президента России Вадим Смирнов

По версии ДГБ Литвы, Смирнов — под прикрытием научной и журналистской деятельности — три года регулярно посещал Литву, наладил связи с рядом политиков, журналистами и политологами, собирал информацию о политической системы Литвы. При этом Смирнов брал у своих собеседников «глубинные» интервью. Он объяснял, что не собирается публиковать ответы, а просто для себя хочет понимать внутриполитическую ситуацию в Литве. (Итогом научной деятельности Смирнова в прибалтийской республике стала работа «Структурные изменения политической элиты постсоветской Литвы».«NewsBalt»). Литовская госбезопасности предполагает, что таким образом «российский агент» хотел «развязать язык» своим собеседникам.

Однако скандал в Литве разразился вовсе не из-за этих подробностей. Внимание СМИ сконцентрировалось на давлении литовских спецслужб на журналистов, поскольку после публикации текста секретной справки у журналистов BNS начались массовые обыски, их допрашивали по нескольку часов.

Кто «слил» справку пока так и неизвестно, однако литовские СМИ и политики публично подозревают администрацию президента Литвы, поскольку именно Дали Грибаускайте выгоднее всего тезис об угрозе ей со стороны России. 

Тем не менее, литовский портал 15min.lt решил вернуться к сути справки ДГБ и накануне опубликовал статью под заголовком «Какие литовские политики дружили с российским агентом Вадимом Смирновым».

В статье автор Лиепа Жельнене пишет, что до сих пор неизвестно, кто же «попал в сети» российского шпиона. Так и не найдя ответа на этот вопрос, журналистка обратилась к страничке Смирнова в социальной сети Facebook, где обнаружила, что, кроме прочих, с ним, например, дружит экс-премьер Литвы, социал-демократ, нынешний глава парламентского комитета по делам Европы Гедиминас Киркилас. Впрочем, сам Киркилас на вопрос о дружбе с «российским агентом» заявил, что за свою карьеру давал очень много интервью, поэтому помнить всех просто невозможно. 

Другой социал-демократ Гедре Пурванецкиене не скрывала знакомства со Смирновым. По её словам, она даже приезжала на одну из конференций в БФУ имени Канта, но ничего подозрительного в поведении Смирнова, по её словам, не было. Он всегда представлялся как молодой учёный, и, говорила Пурванецкене, именно так всегда и казалось. «Его там действительно уважают как учёного», — говорит политик. 

В статье также утверждается, что ДГБ Литвы о шпионской деятельности Смирнова знало все три года. Это подтверждают и неназванные политики, имеющие доступ к работе с секретной информацией. По их словам, эта фамилия уже давно в докладах ДГБ. 

Бывший министр обороны Литвы, одна из самых видных литовских консерваторов Раса Юкнявичене, которая также цитируется в статье, буквально требует, чтобы все, кто общался со Смирновым добровольно признались, а их фамилии стали публичными.

В статье также обращено внимание на то, что помимо Смирнова, в сотрудничестве с российскими спецслужбами подозревается Избирательная акция поляков Литвы и партия Союз русских Литвы. Глава ИАПЛ Вальдемар Томашевски никак не стал комментировать изданию это утверждение, сказав, что уже все комментарии дал. Ранее он коротко назвал справку «абсурдом» и попыткой сведения счётов.

Заместитель Союза русских Литвы Лариса Дмитриева была более разговорчива. Она рассуждает в своём комментарии, что их партию, возможно, перепутали с их политическими конкурентами Русским альянсом, которые и входят в коалицию с поляками (Союз русских, тем временем, прошел в Сейм по спискам Партии труда). По этому они направили в ДГБ просьбу уточнить, действительно ли они имеются ввиду.

Так и не найдя конкретных фамилий, «кто же дружил с агентом Смирновым», статья завершается списком советов, какие признаки вербовки или работы российских спецслужб и как себя вести перед лицом российского шпиона.


Также по теме:

Спецслужбы Литвы объявили персоной нон-грата экс-пресс-секретаря калининградского губернатора