Ордена продали за франшизу

Почему федеральная редакция «Комсомольской правды» молчит по поводу циничной акции литовских властей?

«Комсомольскую правду», выходящую Литве, лишили орденов. Событие из ряда вон выходящее – сродни ножевому удару из-за спины. А в ответ – тишина. Я имею в виду молчание федеральной редакции из российской столицы. Даже нет новостишки на kp.ru, не говоря уже о кричащей обложке на всю Россию. В моей голове, которая, как «Отче наш…», помнит славную работу в «Комсомолке» в начале нулевых годов, это не укладывается.

Литва борзо вымарала орден Ленина (награда безумно символическая — газета удостоена орденом Ленина под №000001), орден Октябрьской революции, орден Отечественной войны 1-й степени и два ордена Трудового Красного Знамени. Чёрт с ними – с трудовыми и революционные наградами, но орден Отечественной войны, которым газета была награждена в 1945 году, как и 350 тысяч советских солдат и офицеров на войне (всего же этим орденом награждено около 2,5 млн человек), — это плевок в нашу Победу. И мы даже не утёрлись, а просто оставили его досыхать.

12807130.jpg

Пять орденов — история и гордость «Комсомольской правды».

С утра 31 октября, когда литовские СМИ объявили о вытравлении орденов, я стал обзванивать своих московских коллег, чтобы получить достойный, «комсомольский» ответ. И был ошеломлён реакцией. Ведущие журналисты «КП» и непоследние люди из дирекции отказывались комментировать литовский инцидент. Либо высказывались, но просили не называть фамилии.

«В Литве газета издаётся по франшизе, и мы не можем вмешиваться в бизнес», — говорил один.

«Тупиковая ситуация, – философствовал другой. – Формально Литва права, ордена нарушают их закон о запрете советской символики».

«По этой логике, надо всё, что в Литве построено за годы «оккупационного режима», снести и вернуться на хутора. Кстати, и Вильнюс полякам вернуть — ведь он вошёл в состав Литвы только при Советской власти», — иронизировал третий.

Все эти уважаемые анонимы предлагали задать вопрос главному редактору «Комсомольской правды» Сунгоркину. В течение двух дней я звонил на мобильный главреда, оставляя на автоответчике послания, потом пообщался с Владимиром Николаевичем через Facebook. Моя настырность, взращённая как раз «Комсомольской правдой», не дала результата. В этой ситуации я мог только вспоминать заголовок на обложке «Комсомолки» времён гибели «Курска» — «Почему молчит президент?» 

Я понял лишь одно — бизнес стал важнее орденов. Орден Отечественной войны 1-й степени был банально продан за франшизу.

Для меня же очевидно, что в Литве началась методичная «зачистка» российской медиаплощадки. Взглянем только на последние факты в октябре 2013 года: в Литве к реальному сроку (году и 4 месяца) приговорён 33-летний блогер, вздумавший в своих комментариях отрицать агрессию СССР против Литвы в 1990-1991 гг. Затем была прекращена трансляция Первого балтийского канала, показавшего передачу «Человек и закон» о Вильнюсских событиях 1991 года. После этого лишили орденов «Комсомольскую правду-Литва» (в прибалтийской прессе лихо пишут, что скоро и саму газету закроют). В довесок спецслужбы Литвы объявили персоной нон-грата бывшего журналиста из Калининграда, работающего сейчас в администрации президента России, а cайт учёных Балтийского федерального университета им. Канта окрестили «пропагандистским и дезинформирующим». А до этих событий ещё летом была фактически распущена редакция русской версии портала «15min.lt».

Я убеждён, что литовские власти спрогнозировали, что медийная Россия не станет «вякать» по поводу этих зачисток, поскольку, как пел Визбор, «теперь толкуют о деньгах … под всяким мелким зодиаком». И за такую хорошую аналитическую работу, наверняка, парни из спецслужб Литвы получат свои ордена.


Также по теме:

«Комсомольскую правду в Литве» лишили советских орденов, а издателя ждёт суд