Фото:

«В России живут голодные и злые люди…»

Обозреватель из Литвы Валерий Мокрушин проанализировал для «НьюсБалт» политическую жизнь прибалтийской республики.

Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат президенту Литвы Дале Грибаускайте. Говорит она, надо полагать, со знанием дела, поскольку именно эта страна дала ей не только образование (Ленинградский, ныне Петербургский университет), но и привила навыки системного (диссертация на учёную степень кандидата экономики, защищённая в московской Академии общественных наук) подхода к насущным проблемам.

Там же, в северной столице, начала трудовую деятельность, без больших претензий мотальщицей (по другим данным, лаборанткой) на текстильной фабрике. Наверное, были у ней и друзья, и подруги (ну как же в молодости жить одиноким волком?!), с которыми она как в песне «краюшку, и ту пополам». А может, всё-таки волком?

Впрочем, нет смысла гадать о прошлом, поскольку настоящее перечёркивает всё то хорошее, даже если оно и было у юной хуторянки более тридцати лет назад. Цитата в заголовке — далеко не единственный злобный пассаж в адрес великого соседа – ну с кем не бывает, в пылу полемики, случается, обронишь неосторожно обидное слово, а потом жалеешь, маешься, коришь себя за несдержанность.

Но у главы государства это не оговорка, а стройная система, система ценностей, в которой всё, что от или об агрессивной России – плохо, скверно, преступно, невыносимо, а единственное, что может остановить восточного медведя — это удушающие меры «цивилизованного» мира, которые перекроют кислород оккупанту. Эта примитивная мантра до того приелась, что начинает надоедать даже партнёрам Литвы по Евросоюзу и НАТО, в Германии, Латвии, Чехии и других на государственном уровне призывают к сдержанности, разумности, поскольку было бы по меньшей мере неумно пилить сук, на котором сидишь.

Удивительное дело: санкции, объявленные Западом, безусловно, тормозят Россию, но не в меньшей мере бьют по Литве (и другим «балтийским сёстрам») и не только, вот и в Соединённых Штатах отметили падение производства, а «империя зла», как вновь величают Россию советологи и кремлеведы, потихоньку повышает капитализацию своей экономики, пусть медленно, но увеличивает финансовый и экономический потенциал. В связи с крупнейшими контрактами по поставкам энергоносителей в Китай, а теперь просматривается нечто подобное и с Индией (потребности их растущих экономик поистине гигантские) неплохо выглядят и перспективы.

В связи с этим два больших вопроса: где народ больше недоедает и потому зол на всё и вся? Если посмотреть, как изголодавшиеся бомжи в истинно европейском, толерантном и демократичном янтарном крае устраивают потасовки с увечьями за право первого подхода к мусорному баку, то ответ кажется ясен. И второй: на ту ли лошадку – в данном случае американскую – ставит литовская элита, ведь центр экономической жизни, а с ним и финансы смещаются в Тихоокеанский регион, и заклятый «друг» играет там далеко не последнюю роль.

Власти Литвы на всех европейских и мировых форумах бьют в колокола: вслед за Украиной наступит очередь стран Балтии, а потому за год число натовских самолётов с трёх (так называемая воздушная полиция) выросло почти до полутора десятков, в лагерях разместилось полтысячи вооружённых до зубов американских десантников, по дорогам Литвы впервые проехали натовские танки «Леопард», и наша белая и пушистая Даля не упустила случая попиариться в башне этого орудия смерти.

Сейм постановил неуклонно повышать оборонный бюджет, в качестве срочной меры выделил сто миллионов литов (около 40 миллионов долларов) на закупку вооружений, включая ракеты малой дальности. Готовится создание департамента гражданского сопротивления (видимо, опыт черносотенцев из украинского «Правого сектора» считается полезным).

На войну средств не жалко, жалко денег пенсионерам и малообеспеченным — вот уже почти шесть лет, как им не только не повышали пенсии и пособия, но даже не компенсировали потери от инфляции, а это значит, что жизненный уровень ветеранов, инвалидов и многодетных семей, посвятивших жизнь благу страны, снизился почти на четверть!

И если главный кормчий видит угрозу безопасности с востока, то Витянис Андрюкайтис, министр здравоохранения, усмотрел её в демографической катастрофе. Он привёл такое сравнение: в 1989 году рождаемость составляла 15,1 на тысячу жителей, смертность – 10,3, естественный прирост – 4,8. Эта же статистика на сегодня: рождаемость – 10,2, смертность – 13,7, естественный прирост – минус 3,5. Четверть века назад в стране жило более 3,7 млн, теперь менее 2, 9 млн. (многие аналитики считают, что эта цифра значительно завышена, эмигранты, особенно молодые, не считают нужным декларировать отъезд, полагая, что покидают родину навсегда).

Специалисты прогнозируют, что при сохранении достигнутой динамики через 30 лет в стране некому будет работать, а через полвека вообще не останется людей. И это в мирную эпоху независимости, когда нет ни разорительных войн, ни губительных эпидемий, ни ненавистного российского ига! Получается, трагическая демография имеет внутренние причины, а российское, а в последнее время и польское пугало – попросту выражаясь, отмазка, развод общества на большие страсти, направление протестного потенциала на внешнего врага. Прошу простить за банальность, но не подчеркнуть это ещё раз просто нельзя.

В пространном интервью германскому «Фокусу» наша дражайшая Даля, наряду со стандартными обвинениями восточного соседа, выдала новое, сравнив Владимира Путина с Гитлером и Сталиным. Это уже не ново, мы помним, что первым из публичных личностей это сделала рвущаяся в президенты Хиллари Клинтон, затем принц Чарльз, а этого украинского недоумка — бывший врио МИДа Дещицу вряд ли стоит упоминать, есть серьёзные сомнения, что он до конца понимает, что говорит. Но это были, так сказать, отставные политики или люди без полномочий.

Грибаускайте – первая из глав государств, пусть и маленького, независимого (от которого вообще ничего не зависит), но выполняющего роль забияки, начинающего свару, в которую вскоре подключаются серьёзные игроки. Как считает видный российский экономист Михаил Хазин, побывавший недавно в Вильнюсе, Запад вплотную приступил к реализации старого замысла — дискредитации, а в конечном счёте свержению Путина, и потому эта цепочка от наследника британского престола до литовской железной леди — спланированная, циничная по задумке и исполнению программа. Литве тут отведена роль подносчика патронов или чистильщика господских сапог. Дело, как говорится вкуса.

Будем справедливы: на трудном пути энергонезависимости есть у страны и успехи. Как едва ли не историческую сейчас празднуют победу над международным спрутом «Газпромом», связавшим руки гордой балтийской сестре. Да, российский гигант уходит, продаёт свои активы, а политики потирают руки — теперь мы действительно свободны в своём выборе, захотим, будем брать газ у Катара, а не понравится – попросим у Америки или Норвегии.

За грохотом триумфальных литавр едва слышен голос скептиков, предупреждающих, что за морями-океанами телушка – полушка, да рубль перевоз, что частным потребителям надо готовиться к тому, что после вступления в строй терминала сжиженного газа в Клайпеде (это событие планируется на конец года) голубое топливо заметно подорожает и есть большие сомнения в том, что и без того бедный Йонас согласен таким образом – из собственного кошелька — оплачивать мифическую энергобезопасность.

А, впрочем, кто его спрашивает? Но даже если бы и спросили… К примеру, итоги общенационального референдума по строительству новой атомной электростанции (напомним, 62 процента граждан сказали твёрдое «нет!» разорительной афере) власти признали ничтожными и продолжают настаивать на её сооружении. Резюмируя газовую тему, нетрудно предположить, что уход «Газпрома» может оказаться пирровой победой, ведь едва ли не всё экспертное сообщество настаивает на том, что трубный газ не только качественнее, но в конечном счёте и дешевле сжиженного, а тем более сланцевого.

И ещё одно сенсационное заявление, рассчитанное на самую широкую европейскую аудиторию, сделала Её Превосходительство: Россия обещает дешёвые углеводороды за выход из Североатлантического альянса. Намёк (как всегда, никаких конкретных фактов) касался, прежде всего, стран Прибалтики, исключая, разумеется, Литву: «В этом отношении мы твёрдый орешек!» 

Таави Рыйвас, глава эстонского кабинета, успокоил Брюссель: «Мы с союзниками и на параде, и в кризисных ситуациях». А Урмас Паэт, министр внешнеполитического ведомства Эстонии, отрезал: «Не вижу, как это может относиться к Эстонии».

Санкции, самые суровые – в действие! – призвала Евросоюз руководитель Литвы в своём обращении к немецкой аудитории. А как они соотносятся с мировым правом, а не должна ли Россия платить инициаторам (пусть даже фиктивным) той же монетой? Игорь Морозов, член депутатской комиссии по иностранным делам Государственной Думы, призвал разорвать отношения – в том числе дипломатические – с Литвой и ввести режим адекватных санкций. Эта инициатива получила самую широкую поддержку в обществе. Чем это грозит? Достаточно напомнить, что четверть валового национального продукта Литвы завязана на транзите, похожее положение и в других прибалтийских республиках, грех не воспользоваться такими козырями.

«Страна Марии», как правило, впереди Европы всей, касается ли это войны с «Газпромом» или санкций, её истошно – истеричный голос теперь слышен даже в ООН. А вот скандальное заявление Радослава Сикорского, министра иностранных дел Польши, о том, что Польша по большому счету нужна только «для отсасывания у Америки, такого негритянства», оказалось незамеченным местной властью, во всяком случае, никакого коммента общество не дождалось, хотя любой мало-мальский европейский политик посчитал полезным высказаться, засветиться на выигрышной теме. 

Чем объяснить необычную молчаливость литовской власти? Может, тем, что Литва «отсасывает» у Соединённых Штатов ещё чаще, чем стратегический партнёр и союзник, что тот же вирус негритянства поразил и потомков князя Витаутаса Великого, дошедшего с боями до Чёрного моря!?