Дешёвая партнёрша

Обозреватель Анатолий Иванов прокомментировал для читателей «НьюсБалт» активность Литвы в общении с кураторами из США.

На минувшей неделе президент Литвы Даля Грибаускайте встретилась сразу с двумя высокопоставленными представителями США. Сперва с командующим транспортным командованием департамента обороны США генералом Полом Сельвой, затем — с сенатором Биллом Нельсоном. Как уточняет пресс-служба литовского президента, на встречах «обсуждались сотрудничество Литвы и США в вопросах военной и энергетической безопасности».

Главное, что сегодня Литве нужно от Вашингтона – поставки сжиженного природного газа (СПГ) на плавучий терминал. Официальный Вильнюс устами президента Грибаускайте в интервью радиостанции «Голос Америки» говорит об этом открыто:

«Сегодня мы видим ответственность Америки — довольно глобальную — за безопасность, демократию, мир. Энергетика — это один из инструментов для обеспечения мира без военного вмешательства. И вместо того, чтобы отправлять войска, вы можете отправлять газ и сделаете то же самое — обеспечите мир в мире».

Уместно напомнить, что Литве для производства электроэнергии приходится импортировать 100% газа, необходимого для ТЭЦ и других генерирующих станций. Единственным поставщиком «голубого» топлива является российский «Газпром».

Любыми способами уменьшить зависимость от российского газа – вот сверхзадача для литовской политической верхушки на ближайшую перспективу. Президент Грибаускайте, начав трубить о российских «энергетических клещах» в 2009 году сразу после окончательной остановки Игналинской АЭС, спустя четыре с половиной года отказывается признать, что ситуацию изменить не удалось – «клещи» никуда не делись. Отсюда и постоянные нападки на российского партнёра, и желание от него избавиться любой ценой. И, к слову, параноидальные поиски внутренних врагов, готовых «за масло и газ продать Кремлю независимость государства».

Причём, «избавиться любой ценой» в данном контексте – не метафора. В начале лета премьер-министр Литвы социал-демократ Альгирдас Буткявичюс заверил, что подписаны договоры с семью партнёрами, готовыми стать поставщиками СПГ. По словам главы кабинета, норвежская государственная нефтяная компания «Statoil ASA» будет поставлять сжиженный природный газ дешевле, чем по средней цене мировых рынков.

Магическое «дешевле, чем средняя цена на рынках» должно успокаивать потребителей в том смысле, что платить за электроэнергии и отопление дороже, чем при поставках газа из России, им не придётся. Однако премьер и в этом заявлении не пояснил, окажется ли предложенная «Statoil ASA» цена на газ ниже цены, по которой Литва покупает сейчас газ у «Газпрома».

К слову, автор этих строк возвращался в Вильнюс одним авиарейсом с министром энергетики Литвы Ярославом Неверовичем (когда он ещё не был отстранён от власти; подробнее здесь), который так же уклонился от обсуждения возможных цен на СПГ, лишь заявив, что в любом случае Литва будет открыта к развитию взаимовыгодных газовых проектов с российскими партнёрами.

Однако все эти игры-молчанки вокруг цены – не более, чем секрет Полишинеля. Серьёзные европейские эксперты считают, что норвежский сжиженный природный газ будет дороже трубопроводного от «Газпрома». В противном случае руководство Литвы говорило бы об этом не только прямо, но и громко, с гордостью.

Достижение политических результатов в ущерб экономической целесообразности – этот путь литовская власть выбирает с момента независимости. Ради обретения иного источника сырья Литва согласна на всё. В 2009, 2010 годах Вильнюс безуспешно пытался подстелиться под Берлин. В 2011-2012 – под Токио с его проектом новой литовской атомной станции. Сегодня – любой ценой под США.

Во-первых, Вильнюс безоговорочно поддерживает Белый дом в его стремлении установить контроль над Евросоюзом, ослабить связи и создать напряжённость между Москвой и Берлином, Москвой и Парижем, Москвой и другими прагматичными европейскими игроками.

Чтобы быть «лучшим другом дяди Сэма», Вильнюс закрыл глаза на скандальные разоблачения в адрес американского посольства в Литве, ставшие достоянием гласности благодаря публикациям «WikiLeaks». Неудобная Белому дому тема секретной тюрьмы ЦРУ в предместье Вильнюса якобы исчерпана, хотя работа парламентской комиссии и Генпрокуратуры по этому делу оставляет желать лучшего. Вопиющие факты прослушек первых лиц Литвы, основанные на документах из архива Эдварда Сноудена, спущены на тормозах.

Если известную фразу главы МИД Польши Радослава Сикорского об американцах, поляках и фраерах взять за основу, то Литва сегодня в отношениях с США занимается тем же, чем и Польша, только в особо извращенной форме.

Во- вторых, страна полностью находится на стороне Вашингтона в украинском вопросе. В этом контексте с благословления президента развязана невиданная за последние четверть века антироссийская кампания и милитаристская истерия.

В-третьих, вместе с Латвией, Эстонией и другими государствами Восточной Европы Литва создаёт «пояс напряжённости» вблизи границ России. На этом поле активно и плодотворно работает глава МИД Линас Линкявичюс.

Но свою лепту вносят и чиновники оборонного ведомства. Североатлантический альянс уже усилил своё присутствие в регионе. А директор департамента политики безопасности министерства обороны Литвы Вайдотас Урбялис попросил США, чтобы меры безопасности были усилены ещё весомее, цитируем пресс-релиз Минобороны:

«Дислокация сил НАТО и усиленная миссия воздушной полиции является прекрасным выражением солидарности стран альянса. Меры НАТО являются правильным ответом на сложившуюся ситуацию, однако присутствие сил союзников в регионе должно и дальше наращиваться».

В-четвёртых, лично глава Литвы по поводу и без оного демонстрирует вассальную преданность Соединённым Штатам. В начале июля Клайпеду посетил эсминец ВМС США «USS Oscar Austin». Встречать старую «калошу» (корабль спущен на воду в 2000 году) прибыли президент Даля Грибаускайте, министры обороны Юозас Олекас и иностранных дел Линас Линкявичюс в сопровождении посла США в Литве Деборы Маккарти.

«Прибытие миноносца «USS Oscar Austin» в Клайпеду демонстрирует усилия ВМС США по укреплению связей с союзниками по НАТО и региональными партнерами с целью достижения общей цели по обеспечению мира и стабильности в Балтийском регионе», – так приветствовала экипаж эсминца госпожа посол.

А вот фрагмент из обращения главы Литвы:

«… обещание Соединённых Штатов всесторонне присоединиться к обороне нашего региона выполняется, и они своё слово держат… Мы защищены и будем защищены как в воздухе, так и на земле, и на воде».

На встрече же 20 августа с генералом Сельвой, курирующего транспортное направление в департаменте обороны США, Грибаускайте «сдала» Клайпедский порт уже и для перевозки военных грузов союзников НАТО, подчеркнув в качестве преимущества тот факт, что Клайпеда является «единственным незамерзающим северным портом на Балтийском море».

На деле же, как не постеснялся признать в беседе со мной ведущий аналитик Центра изучения Восточной Европы Лауринас Касчюнас, «сегодняшняя военная поддержка со стороны НАТО несёт больше моральную и политическую нагрузку, нежели чисто военную».

Аналитик прав: ни размещённая в Литве рота десантников США из 173-й воздушно-десантной бригады (150 человек), ни четыре дополнительных самолёта военной полиции, ни официальный визит эсминца баланс сил в регионе не меняют. Но литовские политики стараются на такие «мелочи» внимания не обращать, делая упор на шапкозакидательство: мы защищены, уж теперь-то потенциальный агрессор получит…

В-пятых, Вильнюс вместе с Таллином и Варшавой выступают за создание американских военных баз и баз НАТО на территориях своих государств, за увеличение количества военных манёвров и учений Североатлантического альянса в Прибалтике. Общая позиция такова: американских солдат в Европе достаточно, но они размещены не там, где сегодня нужны.

При этом совершенно не учитывается, что содержание новых военных контингентов дополнительным бременем ляжет на плечи своих граждан. А собственные территории при критическом развитии событий станут полями сражений, что уже не раз было в истории (о чём и предупреждал Жириновский в своей недавней скандальной речи: «Америка — ничего ей не угрожает, она далеко, а вот восточноевропейские страны сами себя ставят, так сказать, на угрозу полного уничтожения. И виноваты только они, потому что мы не можем допустить, чтобы с их территории взлетели ракеты, самолёты, направленные в сторону России. Мы должны будем их уничтожить за полчаса до взлёта. А для этого мы должны будем сделать ковровые бомбардировки, которые исключают, что где-то останется хоть одна пусковая установка, хоть один самолёт. То есть, Прибалтики нет, Польши нет…». – «НьюсБалт»).

Можно по пунктам продолжать, но можно и обобщить уже сказанное – сделанный в 2004 году европейский выбор официального Вильнюса не помог ему найти друзей в Европе, а на деле обернулся холуйским пресмыкательством перед Вашингтоном.

Уже упомянутый Касчюнас из Вильнюсского центра изучения Восточной Европы вот как попытался расставить ударения в сегодняшних приоритетах Литвы. Надо учитывать, что господин Касчюнас – политолог правого толка, сделавший карьеру на тесном сотрудничестве с первыми лицами из партии литовских консерваторов. Без малого четыре года он работал, например, с Иреной Дягутене в её бытность спикером сейма Литвы. И сегодня продолжает активно консультировать верхушку партии консерваторов.

Слово господину Касчюнасу:

«Если мы вспомним, как Литва обретала независимость, то должны признать – позиция США была решающим фактором. Поэтому понятно, почему сегодня мы в одном потоке с Америкой, а не, скажем, Берлином. Американская геополитическая схема для Литвы как для государства, беспокоящегося о сохранении суверенитета, является предпочтительной. Если мы будем говорить о некоторой турбулентности взглядов внутри ЕС, то всё-таки должны иметь в виду, что Германия и Россия – меньшие союзники, чем Германия и США. Поскольку последние – члены НАТО и имеют обязательства по отношению к другим государствам Альянса. Противоречия внутри НАТО не носят системного характера. Противоречия – всего лишь геополитические игры, в которых крупные игроки делают свои ставки и свою игру.

Литва тоже ведёт свою игру, хотя не является крупным игроком. Россия хочет оставить нас лимитрофом. А мы ищем возможности сохранить государственность. Сегодня мы — члены НАТО, Альянс гарантирует безопасность нашего государства. Для такого небольшого народа, как литовский, согласитесь, это немало.

На упрёки в создании, якобы, «пояса напряжённости», хочу сказать: стоит вообще употреблять термин «остановить Россию». Он звучит очень категорично. Мы просто хотим создать обстановку, в которой безопасно жить. Не более.

И уже отсюда вытекают ответы на тему экономики и энергетики. Литва хочет энергетической независимости, как и любая другая страна. Натурально, ты ищешь способы, как зависимость уменьшить. Согласитесь, что хорошие отношения со стратегическим партнером, которым для Вильнюса является Вашингтон, в поисках энергонезависимости – дело не последнее…»

dsc_3018.jpg

Между рукопожатными сенатором США Нельсоном и президентом Литвы Грибаускайте символически белеет выключатель.

Можно с некоторой натяжкой утверждать, что взгляды господина Касчюнаса – это и взгляды литовского руководства. Но кроме амбиций, существуют и реалии. В соответствие с прогнозом Международного энергетического агентства, цена американского СПГ в 2020 году в Европе может составить около 430 долларов за тысячу кубометров. Поэтому с экономической точки зрения серьёзных объёмов поставок газа из Северной Америки в Европу ждать не приходится.

«Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года», подготовленный в 2014 году ИНЭИ РАН и Аналитическим центром при правительстве Российской Федерации, гласит, что экспорт из Америки в Европу будет, но в довольно скромных масштабах – около 30 млрд. кубометров в 2040 году.

Надеяться, что Литве американский сжиженный природный газ достанется даром или очень дёшево – верх безрассудства. Думается, что американцы цинично «кинут», забыв обо всех обещаниях, как только отпадёт надобность в дешёвых партнёршах. Такое было уже не раз.