Фото:

Нет худа без до… ллара

Рост доллара на самом деле губит экономику США, считает преподаватель ИВЭСЭП, эксперт «НьюсБалт» Сергей Василенков.

В течение последних пяти лет экономика Соединённых Штатов Америки развивается, мягко говоря, неспокойно. В этом году ВВП США уже успел изрядно обвалиться в первом квартале. Тогда неустойчивость роста экономики списали на самые различные факторы, включая погоду (затронувшие страну ураганы). В сравнении с 2013 годом, ВВП наиболее развитого государства в мире упал почти на 2%. Об этом заявляет не только Министерство торговли США, которое проводит тщательный анализ экономического положения, но и специалисты мирового уровня. Ухудшение дел в экономике констатировали и аналитические отделы известного агентства Bloomberg.

Своё видение проблемы недавно изложил лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц. Несколько дней назад профессор Колумбийского университета, который всю свою жизнь посвятил экономике, отвечал на вопросы журналистов телеканала CNBC. Учёный заявил, что у США за последнее время накопилось немало важных достижений. В их числе Стиглиц отметил открытие скважин с природным газом, а также мировое доминирование США в области высоких технологий.

С такими заявлениями можно поспорить, даже притом, что природный газ и является одной из составляющих энергетической свободы государства, которая в современном мире считается одним из базовых принципов государственной безопасности. По сравнению с лидерами мирового экспорта энергоносителей, США по-прежнему остаётся далеко не самым могущественным государством. Что касается высоких технологий, то здесь Стиглиц прав, так как основные корпорации, которые производят большую часть мирового софта, находятся именно в США (по большей части в Кремниевой долине). Стоит упомянуть хотя бы "Microsoft". Другое дело, что и конкуренты не дремлют. Компании из Китая начинают навязывать серьёзную борьбу на этом рынке. Зачастую их модели не слишком уступают в качестве, а стоимость имеют в разы дешевле.

Уровень безработицы в США на сегодняшний день остаётся в пределах нормы. Более того, исходя из очередной попытки наращивания производственной мощи, следует ожидать снижение уровня безработицы. Вопрос экономистов сводится к другой проблеме в данном секторе – какова эффективность снижения этой цифры. Согласно последним социологическим опросам, которые проводили компании и институты, связанные с изучением трудовых проблем, оказалось, что многие американцы жалуются на низкую вовлечённость в рабочий процесс. Так, многие из них заявили о желании работать в течение полного рабочего дня. Но, к сожалению, на сегодняшний день подобной возможности у них нет.

Тенденция укрепления американского доллара также не кажется для профессора поводом для радости. По его мнению, это негативно влияет на внешнеторговую деятельность американских компаний. Компании, которые активно вовлечены во внешнюю торговлю, несколько потеряют свои позиции относительно конкурентов, предлагающих свои товары намного дешевле. Такой удар по американским производителям происходит также в связи с тем, что санкции, наложенные на российский рынок, закрыли многие возможности для внешнеэкономической деятельности.

Санкции – это отдельный разговор, который непосредственно связан с нашей историей. Любой экономист подтвердит, что в современном мире санкции — это минус для всех государств, которые вовлечены в данный процесс. По мнению Стиглица, санкции отрицательно влияют больше на экономику государства, которое их устанавливает, так как даже при отсутствии торговых связей теряется потенциально прибыльный рынок распространения товаров и услуг. 

В частности, стоит заметить, что российский рынок – один из крупнейших в мире, поэтому лишать собственные корпорации возможности получать прибыли от торговли с Россией экономически не оправдано. Американское правительство, включая президента Барака Обаму, скорее всего, это прекрасно понимает. Но политическая сторона вопроса, а также амбиции США относительно мировой гегемонии пока не позволяют все рационально взвесить исключительно с экономической точки зрения.

Создаётся впечатление, что американские власти вполне осознанно решили ударить по собственной экономике, а также по экономике Европы, в пользу сомнительных политических выгод. Украинский кризис, который начался с Евромайдана и продолжается вооружённым столкновением на востоке государства, судя по всему, закончится не скоро, что никак не способствует политическому сближению основных мировых игроков.

Что это значит для России?

Российская экономика продолжает развиваться. Показатели могут ухудшиться исключительно в среднесрочной перспективе, и то многие отечественные специалисты говорят о максимальном падении роста ВВП до нуля. Мировой кризис отчётливо дал понять Российской Федерации, что в современном мире следует в большей степени рассчитывать на собственные силы. Если раньше основной упор отечественной экономики делался на высокие цены на нефть, то теперь и президент Путин заговорил о полноценных секторальных реформах, целью которых будет полная переориентация экономического развития государства.

Такое положение дел будет иметь как положительные нюансы, так и отрицательные. Начнём с отрицательных. Российская Федерация не сможет вести полноценную внешнюю торговую деятельность со странами Запада (в первую очередь это касается США и Евросоюза). Здесь ситуация в чем-то схожа с американской, за некоторым весомым исключением. В отличие от Штатов, которые уже успели поработать в большинстве мировых экономических зон, российский экспорт пока не имеет в своем арсенале столь богатую географию.

Теперь, когда мировая политическая ситуация изменилась, поменялись и экономические приоритеты. Вначале государственные ведомства стали заключать многомиллиардные контракты с Китаем. Уловив тенденции, частный российский бизнес также устремил свой взгляд в сторону Поднебесной. Что таким образом меняется? В отличие от США, Китай активно развивается во всех сферах, включая экономику. Этому способствует не только стремительный рост ВВП, но и сами китайские власти, которые продолжают проводить политику либерализации экономики (с китайской спецификой). 

Например, последние изменения в законодательстве Китая привели к возможности привлечения частного капитала в крупнейшие государственные корпорации. Сотрудничество России со столь быстро развивающимся соседом может привести лишь к положительным результатам, в том числе в долговременной перспективе.

Теперь относительно доллара. Укрепление американской валюты как на рынке США, так и в мировых масштабах, должно тревожить и КНР, и Российскую Федерацию. В связи с этим государства уже успели заключить ряд договоров о переходе в межнациональных торговых отношениях на национальные валюты — если раньше большинство торговых операций между китайскими и российскими компаниями производились в долларах, то теперь основная масса денежных расчётов будет проходить в рублях и юанях. Для США такой экономический ход партнёров должен означать лишь ухудшение позиций доллара в мире.

Роль американского доллара как универсальной мировой валюты падает — это признают многие мировые эксперты. В ряде стран уже давно поняли, что использование в собственных экономических расчётах доллара крадёт часть возможной экономической прибыли. Своё желание отказаться от такого положения дел недавно изъявила и Франция. По заявлениям тамошнего Министерства финансов, ежегодно Франция недополучает грандиозную сумму в несколько миллиардов долларов именно из-за тотальной гегемонии доллара на мировом рынке. Если ситуация начнет меняться не только на азиатском рынке, но и на европейском, США очень быстро почувствуют экономический спад, а доллар станет посредственной мировой валютой, которая стремительно начнет терять свой вес.

Как в страшном сне

Далее всё будет развиваться как в страшном кошмаре. Объём ВВП Америки резко упадёт, что приведёт к полной стагнации многих сфер и отрицательному показателю экономического роста. Страну захлестнёт падение производства и рост безработицы. Как следствие, уменьшатся доходы граждан, что повлечёт за собой общую волну недовольства и многочисленные социальные проблемы.

Рост курса доллара в России в последнее время вполне объясним. Причина, как ни удивительно, не понижение уровня развития экономики государства и даже не промышленный кризис. Дело всё в тех же санкциях, которые отрицательно влияют на мировые валютные котировки, что затрагивает не только Россию, но и Европу, чья экономика находится в продолжительной стадии стагнации. Еврозоне бы вести активную внешнюю торговую деятельность, да вот санкции, направленные против России, опять-таки не позволяют…

Словом, санкции – это деструктивная экономическая политика, которая навязана США Евросоюзу, цель которой — нанести удар и по Европе, и по России. Для ЕС, как это ни печально, обратного пути нет. 

Что касается США, то здесь картина тоже не самая благоприятная. Белый Дом прекрасно понимает, что экономические ограничения относительно России отрицательно влияют и на собственную экономику. Но, видимо, далеко идущие политические амбиции Америки намного важнее в данном случае поступательного экономического развития собственной страны.

Таким образом, рост американской валюты имеет две главных негативных стороны. Первая — удар со стороны дорогого доллара по экспортной составляющей западной экономики. С другой стороны — от тотального доминирования доллара во внешнеторговых расчетах выражают желание уйти не только претендующие на независимое развитие Россия и КНР, но и, казалось бы, рьяные союзники США в разных сферах, такие как Франция.

Россия же меняет экономический вектор в сторону более перспективного Китая, начинает задумываться о реформах, направленных на развитие собственного промышленного и сельскохозяйственного сектора, переводит большинство расчётов в национальную валюту. И это в немалой степени связано с навязанными России санкциями. Воистину, нет худа без добра…


Об авторе. Сергей Василенков, 39 лет. Родился в городе Ярцево Смоленской области. В 1998 году окончил Смоленский государственный педагогический университет по специальности «История». Место работы: с 1998 года по сей день — смоленский филиал Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей (ИВЭСЭП), экономики и права. Преподаватель истории, английского и немецкого языков.