ЦРУ против ВСУ?

Политолог Сергей Балмасов проанализировал для читателей «НьюсБалт» усиление работы спецслужб Запада против России на «Украинском фронте».

Сделанные Кремлём уступки по Украине, в том числе и снабжение Киева углём и электроэнергией по льготному тарифу, пока не находят ожидаемой адекватной реакции со стороны Запада. Об этом свидетельствуют факты продолжения и даже усиления на ряде направлений подрывной активности спецслужб западных стран.

Соответствующие проявления касаются не только «украинского вопроса», но военно-технического сотрудничества России с другими странами, а также политических связей с государствами вроде Белоруссии, а также стремления выдать собственные агрессивные действия за пределами Европы и США за происки «плохих русских парней».

ЦРУ стремится реабилитироваться на Украине за ближневосточные провалы

Несмотря на некоторое внешнее ослабление внимания к Украине со стороны американского Белого дома, спецслужбы США, напротив, усиливают свои действия в направлении Киева и Москвы.

Так, шеф ЦРУ Джон Бреннан рассчитывает реабилитироваться на «Украинском фронте» против России, чтобы нивелировать ситуацию с неудачами своего ведомства в прошлом году на других направлениях, имеющих ключевое значение для США. Успехи на Украине крайне необходимы Бреннану для того, чтобы оправдаться за провалы на Ближнем Востоке.

Так, например, Йемен просто «утонул» в военно-политическом кризисе. И это при том, что шеф ЦРУ, по сути, лично курировал (совместно с саудовским министром внутренних дел Мохаммедом бин Найефом) с начала сентября действия местной администрации в Сане. В результате спецслужбы США фактически были застигнуты врасплох наступлением шиитских повстанцев Хути в октябре, что привело к падению прежней власти в северной части страны. Как следствие – ЦРУ утратило связи со многими своими местными коллегами, поскольку они были либо убиты, либо просто потеряли работу.

Йеменский провал становится ещё более болезненным, учитывая очевидную неспособность США добиться перелома в борьбе против «Исламского государства» в Ираке и Сирии, также известного в арабо-мусульманском мире как Daesh.

Они оказались неспособны ни восстановить альянс с местными суннитскими племенами, что помогло им после свержения Саддама Хусейна парализовать здесь активность «Аль-Каиды» и временно стабилизировать ситуацию, ни привлечь на свою сторону баасистов, которые, напротив, стали одной из ударных сил джихадистов.

И, наконец, дополнительно импотенцию ЦРУ и других их американских коллег продемонстрировала ситуацию нарастающего конфликта с турецкими спецслужбами, который развивается, в основном, по линии нарастания противоречий с MIT и её шефом Хаканом Фиданом. Примечательно, что разногласия между ними всё больше идут по линии усиления личных разногласий, касающихся не только выработки на практике общей стратегии осуществления борьбы против «Исламского государства», но и согласования всех необходимых «деталей», включая отношения с лидерами курдских группировок.

Ситуация в высших эшелонах власти США и работа ЦРУ на Украине

Особенно ослабил американские спецслужбы публичный скандал, связанный с обнародованием 9 декабря отчёта Специального комитета Сената по разведке, резко критикующего существующую систему задержаний и допросов подозреваемых в ведении террористической деятельности.

Несмотря на то, что Бреннану удалось частично опровергнуть содержавшиеся в этих нападках данные, подобный выпад в продолжающемся поединке между президентом и американскими силовиками нанёс ЦРУ и прочим его коллегам очень заметный урон.

Возможность реабилитации он как раз видит в резкой активизации операций своего агентства на Украине. И Обама готов дать Бреннану шанс «исправиться» на «Украинском фронте». Причем работа на данном направлении может стать основой если не для сворачивания противостояния между президентом США и спецслужбами, то, по крайней мере, для «временного прекращения огня» между ними.

Разрешительный акт Конгресса по разведке, положенный на стол Обамы для подписи 10 декабря, обосновывает необходимость усиления сотрудничества американских спецслужб с украинскими властями.

Согласно «наброскам» этого документа, президентская администрация должна дополнительно усилить активность спецслужб на российско-украинском направлении, которое в ближайшее время может стать приоритетным. И в частности, Вашингтон должен сделать ставку на осуществление специальных программ по защите киберпространства, поддержания правопорядка и стабильности власти в Киеве. Особенно важный момент здесь — улучшение связей и взаимодействия между американскими и украинскими спецслужбами.

Правда, противники Обамы способны затруднить реализацию «украинского плана». Ведь Бреннан пока не решает проблему собственного «выживания» в принципе, сталкиваясь в своих действиях с яростным сопротивлением со стороны демократического сенатора от Калифорнии Дианы Фейнштейн.

Фактически, на основании данных её работы и был составлен последний скандальный доклад Специального комитета Сената по разведке, критикующий ЦРУ. Причём ранее, в марте 2014 г. она обвинила разведуправление во взломе компьютеров этого важного органа власти США.

До сих пор Бреннана спасало то, что он имел поддержку со стороны главы Специального комитета Палаты по разведке, республиканца-консерватора и прежнего агента ФБР Майка Роджерса. Однако он должен был уйти со своего поста в конце декабря с заменой на Дэвида Нуненса, более критично настроенным как к администрации Обамы, так и к нынешнему руководству американских спецслужб.

Разумеется, это может осложнить реализацию нынешних планов Вашингтона по Украине и «сдерживанию» России, однако о серьёзности намерений Обамы свидетельствует и другой факт: назначение в конце декабря новым заместителем советника президента по национальной безопасности Эврилы Хайнс.

Примечательно, что она в своей деятельности до последнего времени фокусировалась одновременно как на противодействии «Исламскому государству», так и «агрессии Москвы против Киева».

Важно заметить, что Хайнс стала «человеком номер два» при Джоне Бреннане в ЦРУ в 2013 г. До этого она была юридическим советником в Комитете Сената по иностранным делам. Дальнейшим своим «восхождением» она была обязана Джой Биден, работавшей в 2010-13 гг. в Белом доме на той же должности в Совете по национальной безопасности, удостоверяя законность операций американских спецслужб.

Важно, что после поднятого в декабре скандала она продолжила «восхождение» в президентской администрации. Эта ситуация дополнительно свидетельствует о сложности «игры» в высших эшелонах власти США и о том, что подобные декабрьские вбросы преследуют не только цели личного сведения счетов, но и, возможно, хрестоматийного отвлечения внимания СМИ и общественности на «негодный объект». В том числе – от усиления одновременной подрывной деятельности против России и Евросоюза на Украине.

Характер возможных действий спецслужб США на Украине

В частности, он дополнительно усиливает и без того немалый штат работников ЦРУ в этой стране. Речь идёт как об агентах, работающих под дипломатическим прикрытием, так и под «крышей» Службы безопасности Украины.

Не случайно, что число рабочих мест для них в штаб-квартире данной спецслужбы на Володимирской улице в Киеве, расположение которого представляется идеальным для выполнения американских тайных операций, с начала 2015 г. было заметно увеличено.

Причём, речь идёт как об операциях ЦРУ на Восточной Украине, так и «за пределами» этой страны, в Белоруссии и России. На данном этапе Вашингтон не заинтересован в полном прекращении огня на украинской территории и, по крайней мере, часть его усилий будет сводиться к поддержанию конфликта в тлеющем состоянии и закреплению за Донбассом состояния «европейского Сектора Газа».

Одним из проявлений данной работы как раз может быть усиление в последние недели диверсионных актов на территории Одесской, Запорожской, Харьковской и других стратегически важных для Украины областей, направленных в первую очередь против коммуникаций снабжения украинской силовой группировки, действующей против Донбасса. 

Целью подобных действий может быть не только сохранение остроты конфликта, но и провоцирование Киева на совершение возможных ответных действий, причём не только против ДНР и ЛНР.

Участие немецких спецслужб в мониторинге ситуации на Украине и в России

Осложнение по Украине с Россией вынуждает влиятельные европейские страны усиливать возможности своих спецслужб. Не случайно, что BND, внешняя разведывательная служба Германии, стремится найти дополнительных агентов для усиления безопасности её подразделений и подопечных объектов на территории страны. Связано это, согласно французским источникам, как с усилением активности здесь российских, так и американских спецслужб.

В частности, руководство BND намерено усилить охрану своей штаб-квартиры и филиалов в пригородах Мюнхена. Кроме того, оно намерено усилить свои возможностей в плане информационного перехвата и обработки полученных таким образом данных в баварском Габлингене.

Ситуация для германской стороны осложняется тем, что до сих пор это агентство использовало лишь американские каналы и «технику», в частности, Агентства национальной безопасности (АНБ) США, которая предположительно тесно сблизилась с BND в 1998 г.

Вопрос относительно необходимости усиления собственной «самостоятельности» возник в связи со скандалом, связанным с недавними утечками информации от бывшего агента АНБ Эдварда Сноудена. Этот бывший сотрудник АНБ ранее заявил о прослушивании переговоров германского канцлера Ангелы Меркель со своими коллегами.

В этой связи BND намерена получить собственные технические возможности для перехвата данных из Украины и России, не полагаясь исключительно на каналы Вашингтона. Необходимо заметить, что ранее Германия и США совместно использовали для этого так называемую «Слоновью клетку», систему AN/FLR-9, имеющую общее наименование «Железная лошадь» и внешне выглядящую как множество антенн. По сути, BND курировала одну из девяти подобных систем, построенных в различных частях земного шара, предназначенную для мониторинга стран Восточной Европы, включая Россию.

Учитывая тот факт, что спецслужбы США, по сути, обладают всеми необходимыми возможностями для осуществления над этой системой технического контроля, Германии придётся создавать собственную альтернативную структуру для получения «неангажированной» информации.

Подобная ситуация, несмотря на внешнее сближение спецслужб двух стран в условиях «украинско-российского» кризиса, свидетельствует о росте недоверия между Берлином и Вашингтоном, чем может в своих интересах воспользоваться Москва.

Польские попытки флирта с Лукашенко

В то время как в открытом пространстве происходит обострение между Россией и западными странами по Украине, Польша пытается способствовать возникновению схожей ситуации и по Белоруссии.

Сейчас попытки её спецслужб направлены на ослабление связей Минска и Москвы. Не случайно, что в белорусскую столицу Минск с момента эскалации украинского кризиса зачастили польские делегации, в том числе и состоящие из «силовиков». 

Особенно крупная делегация польского военного министерства там побывала в конце августа 2014 г. Её возглавлял видный представитель спецслужб полковник Роберт Цепко. Варшава не скрывала свои намерения – активизация антироссийского сотрудничества. Таким образом, она оказалась в числе благосклонно ответивших стран на призывы белорусского президента Александра Лукашенко к улучшению отношений с Западом.

«Замаскироваться под плохих русских»

При этом спецслужбы западных стран не думают ограничиваться привычными направлениями антироссийской работы. Например, французские «рыцари плаща и кинжала» с санкции ЦРУ рассчитывают при выполнении тайных операций маскироваться «под русских».

С этой целью французская Национальная секретная служба (NCS), имеющая воздушную эскадрильюGAM-56, выполняющую задания спецслужбы DGSE, может арендовать «неопределённые» вертолёты, не находящиеся в эксплуатации во Франции. Цель – сделать операции эскадрильи более эффективными и менее узнаваемыми как французские.

Сейчас наиболее подходящими считаются российские вертолеты Ми-17. Впрочем, многие французские силовики опасаются «переводить стрелки на русских» и предлагают купить для GAM-56 гражданскую версию своего же военно-морского вертолета Caracal. Среди прочих затруднений в использовании российских машин они указывают и наличие серьёзной проблемы в плане подготовки лётчиков для таких машин.

Дебаты внутри самой GAM-56 происходят в условиях, когда Париж задумал осуществить реформу самой Службы действия DGSE, о которой, как ожидается, будет объявлено в 2015 г.

Вопрос о «русской маскировке» был поднят после провала попытки освобождения в Сомали в январе 2013 г. агента DGSE «DenisAllex», в результате чего погиб он сам и трое спецназовцев. Одной из причин неудачи представители спецслужб Парижа определили неспособность спецназа скрытно выдвинуться к цели, действия которого выдали приближающиеся вертолёты Caracalи Tigre «Командования специальными операциями» французской стороны. И в результате якобы сомалийцы успели подготовиться к отражению штурма.

Попытки подрыва оружейного экспорта России

Между тем, работа иностранных спецслужб против России имеет многогранный характер. В частности, французские «рыцари плаща и кинжала» имеют явное отношение к попыткам ещё большего снижения параметров и масштабов сотрудничества в сфере ВТС между Москвой и Дели.

Так, в декабре руководство индийского ВМФ решило обеспечить себя торпедами для состоящих на его вооружении российских субмарин класса «Кило» из Италии. Их должна поставить «дочка» итальянской компании FinmeccanicaWass.

Подобное решение стало возможным под влиянием представителей французских спецслужб, указавших индийской стороне на сомнительность качества российских торпед и отчасти навигационного оборудования.

Речь идёт о том, что они могут быть неэффективными в боевых условиях. Это обусловлено тем, что французская компания Thales якобы разработала очень эффективные акустические контрмеры против российских торпед. Примечательно, что её эксперты уже установили соответствующее оборудование и вооружение на подводные лодки соседнего Пакистана, поставленные ему по контракту Agosta 1994 г.

Последствия продолжающейся подрывной антироссийской деятельности

Напротив, активно продолжающаяся против неё «война спецслужб» свидетельствует о сохранении очень серьёзных проблем в двусторонних отношениях. Более того: все эти действия на практике способны ещё больше осложнить диалог Москвы с Западом, особенно с европейскими государствами, продолжающими углублять с ней противостояние на целом ряде направлений.