Министр экономики Польши Януш Пехочиньски. Фото: Wpolityce.pl.

Алжирская ставка Польши в борьбе против России

ЕС намеревается использовать Алжир для подрыва российских позиций на европейском газовом рынке, где особую роль играет Польша, считает политолог, эксперт "НьюсБалт" Сергей Балмасов.

Евросоюз пытается использовать Алжир в антироссийской игре, использовав его ресурсы для вытеснения России со своего газового рынка. В этой связи показательна конференция поставщиков нефтегазовых услуг, состоявшаяся весной в североафриканской республике.

Ключевой темой стало выступление представителя ЕС Франсиса Перрена, специализирующегося на выработке стратегии и политики в области энергетики, открыто заявившего: «ЕС обеспокоен состоянием экспортного потенциала Алжира. Как традиционный поставщик газа соседям к северу от Средиземного моря он должен использовать стратегическую географическую близость к Европе и её расположенность к нему, чтобы восстановить там свою долю на рынке. Украинский кризис создает значительные возможности для Алжира, который может заметно выиграть на напряженности в отношениях между Россией и Европой.

Перрен особо затронул озвученную 25 февраля 2015 г. Еврокомиссией тему проекта «Европейский Союз – Энергетика», нацеленного на снижение зависимости 28 стран ЕС от российских энергоресурсов, особая роль в котором отводится Алжиру.

Он заметил, что подобная диверсификация подразумевает закрепление за АНДР (Алжирская Народная Демократическая республика) «долгосрочной рыночной доли» и помощь в увеличении его экспортного потенциала (включая разведку и добычу углеводородов) и уменьшение внутреннего потребления газа в стране.

Фрэнсис Перрен заявил, что для этого алжирской государственной энергетической компании Sonatrach необходим более «значительный вклад иностранцев», обладающих современными ресурсами и технологиями для увеличения производства нефти и газа.

Однако Запад, и в частности, ЕС, не намерены ограничиваться лишь этими действиями. Они также намерены осуществить в Алжире комплекс мер, направленных на повышение добычи «голубого золота». Среди соответствующих требований ЕС к АНДР (Алжирская Народная Демократическая Республика) – исправление ограничительного по отношению к иностранным инвесторам законодательства и обещание в ответ на это серьезных вложений в алжирскую экономику. В случае положительного решения Евросоюз рассчитывает резко увеличить эксплуатацию алжирских газовых запасов, общий объем которых оценивается в 4.5 трлн кубометров.

Однако реальные цифры по запасам алжирского «голубого золота» могут быть гораздо больше. Так, по данным бывшего главы разведки Sonatrach Джамиля Эддина Беккуша, геологическая карта страны изучена лишь на 30 процентов.

Польский удар по России в Алжире

Примечательно, что некоторые страны Евросоюза уже предпринимают на этом направлении конкретные действия. Так, например, Польша уже стала в авангарде антироссийских происков в Алжире, объявив о намерении с выгодой для Алжира скупить производимый им сжиженный природный газ (СПГ) и заметно увеличить инвестиции в местный энергетический сектор. Тем самым Варшава рассчитывает снизить зависимость от российского «голубого топлива».

Подобную заинтересованность Варшава стала особенно заметно проявлять с мая 2014 г. после резкого ухудшения отношений с Россией, вызванных её действиями в Крыму и на Украине. Стремление резко расширить параметры двусторонних связей озвучил на организованной посольством Польши в Алжире встрече политиков и бизнесменов представитель Польши Януш Пиш. Он сообщил, что «Министерство экономики Польши подготовило план, согласно которому Алжир является одной из пяти стратегических стран для польской экономики на ближайшие три года».

По его данным, начавшееся сближение двух стран начало приносить свои плоды. «Уже в первом квартале 2014 года торговля между двумя странами увеличилась на 117 процентов. За три месяца мы добились того, что мы сделали в прошлом году в течение полугода», – заявил Пиш, выразив убеждение, что показатели торговли Польши с Алжиром вырастут с 486 млн долларов в 2013 г. до 1.5 – 2 млрд долларов к концу 2016 г.
Обе стороны выразили заинтересованность в размещении польских инвестиций в АНДР. Разумеется, особое внимание Варшава уделяет энергетическому сектору, в котором она рассчитывает серьёзно закрепиться.

Причём уже сейчас, если не брать сектор ВТС (военно-техническое сотрудничество) российско-алжирские связи заметно уступают соответствующим показателям между Алжиром и Варшавой.
При этом в отличие от ряда других стран ЕС, добивающихся от властей АНДР особых преференций на размещение капиталов в Алжир, Варшава готова работать с ним даже на нынешних ограничительных условиях, подразумевающих наличие контрольного пакета в подобных проектах у алжирского государства, тогда как доля иностранных инвесторов ограничивается 49 процентами. Согласно заявлениям Пиша, польские компании «должны уважать местные законы и адаптироваться к ним».

Причём в марте 2015 г. алжиро-польское взаимодействие приняло осязаемые формы. Тогда в Алжире состоялся первый алжиро-польский бизнес-форум, на котором стороны подписали ряд важных документов, открывающих возможности для резкого увеличения двустороннего сотрудничества. Алжирские СМИ тогда писали о «стратегическом беспроигрышном партнёрстве».
АНДР на встрече представлял министр промышленности и шахт Абдессалем Бушареб, а Польшу – заместитель премьер-министра и министр экономики страны Януш Пехочиньски.

Но польские замыслы не ограничиваются лишь сугубо Алжиром. Варшава стремится использовать алжирские связи в Африке для усиления проникновения на Чёрный континент в рамках своей стратегии, направленной н получение «реального роста польских компаний за пределами Европы». Власти Польши также рассчитывают, что Алжир станет для них производственной площадкой для экспорта товаров, предназначенных прочим африканским странам.

«Медовый месяц Алжира и Польши»

Показательно, что сейчас представители алжирской стороны сейчас чрезмерно идеализируют своего нового партнёра, пытаясь доказать, что взаимодействие с ним позволит ей совершить экономический прорыв.
Так, описывающие общность алжиро-польских интересов журналисты газет Liberte и El Watan не скупились на слова лести. Они активно перепечатывают хвастливые заявления польских политиков, согласно которым у Польши «есть самый динамичный рынок в Европе. Мы здесь единственная страна с положительным ростом. У нас плюрализм СМИ. Польша является одной из наиболее экономически мощных в Европе стран. Эти двадцать пять лет истории Польши самые лучшие. Она – независимая страна, являющаяся частью ЕС и НАТО. При имеющихся гарантиях безопасности у нее есть много возможностей».

При этом Варшава видит «бросающуюся в глаза преемственность исторических событий с Алжиром. Обе страны проделали очень похожий и сравнительно мирный эволюционный путь избавления от коммунистического прошлого к демократии с 1989 года.

Не обходится без упоминаний о «схожей ситуации» с захватом Польши Германией и СССР (правда, без упоминания того, что в 1938 г. Варшава сама стала подельницей Гитлера в уничтожении Чехословакии и отторжения от неё территорий в районе Тешина и др.) Соответственно, «советско-гитлеровскую оккупацию» этой страны алжирские журналисты и польские политики сравнивают с французскими колониальными зверствами, сопровождавшимися убийствами миллионов алжирцев.

В попытке найти дополнительную историческую «общность» стороны доходят буквально до смешного. Так, «подпольная» деятельность Леха Валенсы в их представлении идентична поведению кабильских сепаратистов в самом Алжире, работающих на отторжение берберских районов АНДР от остальной части страны.

И в этой связи, описывая «наслаждение поляками обретенной свободой», алжирские СМИ с польской же подачи уверовали в то, что их страна, учитывая столь «точное» сходство в развитии с Польшей, имеет все возможности повторить ее «политико-экономическое чудо в возрождении из долгой ночи коммунизма».

Неспособность до сих пор повторить «польское чудо» алжирские журналисты и опрашиваемые ими польские политики видят в незавершенности демократических преобразований в Алжире.

Перспективы вовлечения Алжира в западные проекты

В случае успеха польского «эксперимента» другие страны ЕС также намеревается ослабить энергетическое влияние России и в других европейских странах. И это «щелчок по носу» Кремля, не принявшего предложения руководства АНДР активно вкладываться в местную экономику, что, правда, было обусловлено нежеланием алжирцев предоставлять Москве особые преференции.

Кроме того, во многом «размолвка» объяснялась тем, что российская сторона в ущерб энергетическому союзу с Алжиром 2012 – 13 гг., направленному на сохранение долговременных газовых контрактов, стала в 2014 г. осуществлять разовые продажи сырья по демпинговым ценам.

Степень негодования алжирской стороны можно оценить уже хотя бы потому, что с этого времени она явно форсирует развитие отношений со всеми возможными конкурентами России, включая Норвегию и Катар. Так, тревожным для РФ знаком стало подписание в марте алжиро-катарских соглашений о вложении Дохой двух млрд долларов в строительство металлургического комбината в городе Джиджели мощностью до четырех млн тонн стали в год. Это наглядно демонстрирует то, что Запад дал «зелёный свет» на актуализацию экономических (в том числе газовых) связей Катара с Алжиром. Причём Доха, региональный союзник ЕС, заключением подобной сделки не просто гарантирует начало реального сотрудничества с этой страной, но и берет на себя обязательство не вмешиваться во внутренние алжирские дела.

Как известно, именно Катар внёс немалую лепту в наблюдаемую дестабилизацию правящих режимов в Египте, Ливии, Ираке и Сирии. Соответственно, его миллиардные инвестиции в экономику Алжира дают ему гарантии безопасности со стороны Дохи. Которые, в свою очередь, открывают реальные перспективы для дальнейшего двустороннего газового сотрудничества. Важно напомнить, что стороны в 2014 г. уже подписали соответствующее соглашение, которое, однако, до сих пор не имело реального наполнения. Но реальное начало инвестиционного сотрудничества создает серьезные перспективы для воплощения газовых договоренностей в жизнь.

Учитывая катарскую специализацию на СПГ, можно предположить, что при помощи Дохи Алжир в состоянии в считанные годы заметно развить эту отрасль, позволяющую качественно (и количественно) увеличить поставки газа на рынки, до сих пор контролируемые Россией.

Одновременно с разрушением былого российско-алжирского газового энергетического союза Запад искусственно ухудшит политических отношений между двумя этими странами. Это чревато для Москвы потерей данного государства как одного из главных покупателей ее вооружений.

Таким образом, конкуренты Кремля способны создать ему реальные проблемы, которые могут уже в ближайшем будущем не только больно ударить по его карману, но и лишить важных партн`ров на международной арене.

Алжирскую повседневность

Между тем, «радужные» мечтания сторон рискуют разбиться об алжирскую повседневность. Даже в том случае, если АНДР полностью изменит неблагоприятное для иностранных инвесторов законодательство, они продолжат испытывать неудобства в своей работе, постоянно сталкиваясь с алчными чиновниками крайне забюрократизированного алжирского режима. И пока он существует, любая сделка здесь будет проходить «со скрипом» и между подписанием договоренностей и их воплощением на практике могут уйти годы.

Соответственно, время для осуществления жизненно необходимых алжирских реформ может быть безвозвратно потеряно, что негативно отразится как на самом Алжире, так и на его внешних партнерах.
Также вызывают сомнения результативность предлагаемых Западом мер по увеличению падавшего в последние годы алжирского экспорта «голубого топлива», особенно путем сокращения растущего алжирского внутреннего потребления газа.

На практике это означает возможный пересмотр и приостановку алжирской стороной намеченной программы модернизации страны, нацеленной на создание дополнительных рабочих мест, а также газификации к 2018 г. двух миллионов частных домов и квартир.

Пока среди представителей алжирского руководства нет стремления снижать внутреннее потребление газа «во имя спасения ЕС от Путина». Их готовность сократить его наблюдается лишь в плане увеличения теплоизоляции жилищ и снижения энергопотерь, тогда как действовать по принципу предреволюционной России «не доедим, а вывезем», сейчас не наблюдается.

Однако учитывая тяжёлую ситуацию для Алжира в результате падения цен на нефть и возникновения дефицита бюджета, власти страны действительно могут пойти на выполнение настойчивых рекомендаций ЕС.
Но это может привести к серьёзной дестабилизации, учитывая уже наблюдаемый рост недовольства алжирцев действиями своего правящего режима. Выполнение подобных требований ЕС торпедирует усилия властей страны по снижению уровня безработицы, одной из главных проблем Алжира, создающей реальную угрозу его стабильности. Необходимо напомнить, что здесь в 2011 г. уже были предприняты попытки осуществления «Арабской весны» и с этого времени она балансирует на грани социальных потрясений.

Вместе с тем, приглашение ЕС «занять долю русских» встречает опасения ряда представителей алжирского руководства относительно того, что в условиях зависимости от Москвы по «силовым вопросам» это негативно отразится на безопасности Алжира. По мнению многих силовиков, особенно военных, тем самым АНДР рискует «рассердить полярного медведя» и оказаться привязанной по ВТС к Западу с «закономерным» результатом, который привёл к гибели Муаммара Каддафи и к «возвращению французского колониализма».

Однако сторонники активизации взаимодействия с Западом указывают, что оружие Москвы ещё не спасло никого из его потребителей. Более того – они заявляют об «исторической обреченности» союзников Москвы вроде Ирака, Ливии, Сирии. И по этой причине нет необходимости повторять их ошибки и ссориться из-за её украинской «авантюры» с Западом.

Между тем, конкретная «помощь» Запада, и в частности, Вашингтона, уже сослужила Алжиру «медвежью услугу», который под давлением США пытается развивать добычу сланцевого газа. Серия соответствующих решений была принята в АНДР в мае – июне 2014 г. Интерес к «сланцевой» теме с алжирской стороны обусловлен тем, что её лидеры стремятся любой ценой осуществить «газовый бум» для продажи за рубеж больших объёмов сырья.

Однако сланцевая активизация привела к резкому росту оппозиционных выступлений в стране. И дальнейшее продолжение соответствующих работ, сопровождающиеся усилением противостояния местных жителей и силовиков, подрывает устойчивость правящего режима.

Кроме того, дорогостоящая сланцевая «революция», предполагающая закупку Алжиром у США дорогостоящего оборудования, постройку соответствующих коммуникаций, мест хранения и транспортировки нетрадиционных углеводородов может попросту разорить АНДР и испортить местную экологию, сделав непригодной для жизни значительную часть алжирской территории.

В итоге алжирская сторона серьёзно рискует быть обманутой Западом и одновременно испортить отношения с Россией. Впрочем, сомнительно, что новые партнёры Алжира ввиду всего вышеизложенного также смогут получить там серьёзные дивиденды.