Историк Михал Глок и вице-президент Эльблонга Януш Новак чтят память красноармейцев.

«Война с памятниками — это, пожалуй, единственное, что могут выиграть сегодня поляки»

Польский военный историк Михал Глок обратился к российским коллегам с призывом противостоять псевдоучёным из Польши, «чья ненависть к русским затмила мораль и здравый смысл»

Польский военный историк, президент научного общества «Ластадия» Михал Глок обратился через редакцию «НьюсБалт» к российским коллегам с призывом противостоять псевдоучёным из Польши, «чья ненависть к русским затмила мораль и здравый смысл». Наш портал приводит текст письма:

Польское правительство годами проводит антироссийскую политику, и на самом деле нет результата. Россия не прогибается перед нашей военной силой и, конечно же, прогибаться не будет… Экономические санкции, которые могли поставить Россию на колени, ударили больнее по Европейскому союзу, нежели по России. Сегодня цена за баррель сырой нефти возвращается почти до уровня прошлых лет, экономическая ситуация также постепенно улучшается.

Так как польская «элита» может навредить России? Выдумали, что единственный эффективный удар можно нанести не по настоящему России, а по её прошлому, которое проявляется именно в этих 500 памятников Благодарности Советской Армии. Памятники известные тем, что они не будут сопротивляться, когда придут люди их демонтировать. Война с памятниками, вероятно, единственная, какую могут выиграть сегодня поляки.

К сожалению, русские не могут ответить симметрично, потому что в России нет ни одного памятника Благодарности поляками (за что-либо). Вся эта авантюра есть демонстрация того, о чём неоднократно без особого изящества писали политики истории Польши. Историческая политика никогда не являлась истиной, а, наоборот, лишь искажала прошлое и формировала его заново.

Разрушение памятников, на мой взгляд, является первым этапом фальсификации событий 1944-1945 годов. Во-первых, мы разрушим памятники, связанные с Красной Армией, а затем поставим памятники благодарности так называемым Проклятым солдатам, то есть, по большей части, бандитам (речь идёт об активистов антисоветского вооружённого подполья Польши в 1940—1950-е годы. «НьюсБалт»). А в течение следующих нескольких лет в учебниках по истории не будут упоминать, что была победа Красной Армии над немцами, но будут вспоминать о проклятых солдатах и их вкладе в освобождение Польши.
Очевидно также, что периода между 1945-1989 гг., когда миллионы поляков восстановили страну, уничтоженной войной, не будет. Вот такие времена ждут нас.

Как предотвратить или, по крайней мере, смягчить последствия этой политико-исторической глупости? Ситуацию может улучшить только хорошее образование, сотрудничество учёных и совместных исследований по истории Великой Отечественной войны. Но глядя на функционирование, например, Центра диалога и согласия Польши, у меня есть большие сомнения – не слишком ли поздно? У меня нет сомнений в том, что нам нужна новая энергия и совершенно новое представление о функционировании этого типа учреждения. Я понимаю, что лица, связанные с центром, ходят только за зарплатой и, скорее, за чем-нибудь ещё, а нам необходимо сотрудничество активных энтузиастов военной истории. Таких, кто не хочет оскорблять, а хочет просто искренне сотрудничать.

Только искреннее желание действовать и распространять знаний о войне 1941-1945 гг. может улучшить неправильный курс, взятый политиками. В Польше до сих пор нет хороших, содержательных исследований, касающихся войны на Востоке (помимо, моих монографий). Самые популярные — ужасно слабые исследования псевдоамериканских историков, которые слишком часто переиздавались, или воспоминания немецких солдат. А где превосходные новые российские исследования?

К сожалению, практика ясно показывает, что наше сотрудничество очень затруднено. Жаль, что многие историки на российской стороне не понимают, насколько важно помочь польским коллегам, когда речь идёт о распространении знаний и исторических истин. Я сам недавно встречался с совершенно неразумным подходом к этому вопросу. 10 февраля отмечается годовщина взятия нашего города Эльблонг. Ежегодно мы возлагаем венки на кладбище советским военным (подробнее здесь). В этом году за этот шаг вице-президент Эльблонга Януш Новак и автор этих строкбыли признаны правыми СМИ предателями Польши — вот такие времена. К счастью, мы не расстраиваемся из-за этого.

Проблема, однако, заключается в деятельности наших доморощенных историков из Эльблонга, которые на основе фрагментарных документов пишут вздор, ложные книги, которые затем презентуют как великие письменные и, к сожалению, научные достижения.

Я просил директора Калининградского историко-художественного музея Сергея Якимова о доступе к материалам по Эльблонгу, чтобы дать отпор ряду мифов, которые развились в последние годы о штурме города и наличии советских войск до мая 1945 года. К сожалению, пан директор, кажется, не понял, что наличие только хороших исторических материалов поможет предотвратить фальсификацию истории и покажет истинный путь правде (если даже это сложно) о тех днях.

Другими словами, утайка материалов и попустительство фальсификации истории принесёт больше вреда для вас, чем для нас. Пожалуйста, поймите… В противном случае, не имейте претензий.

Было бы хорошо, если бы у нас была возможность встретиться и поговорить серьёзно, как вы, русские, могли бы нам помочь, а мы вам, чтобы через совместные материалы противостоять псевдоучёным, чья ненависть к русским затмила мораль и здравый смысл.

От редакции «НьююсБалт». Взгляд Михала Глока совпадает с мнением экс-консула России в Познани Юрия Рожков-Юрьевского, возглавлявшего в начале 2000-х годов представительство Калининградской области в Польше. Общаясь вчера с главным редактором «НьюсБалт» Андреем Выползовым, бывший дипломат, не сговариваясь с польским историком, сказал:

«Мы не боремся за свою историю. Взять Черняховского. В Польше пишут, что он — враг польского народа, что чуть ли не сам расстреливал АКовцев (солдаты Армии Крайова). Но нет серьёзных исследований, чтобы доказать обратное. Сколько я не боролся с этим делом, когда работал представителем Калининградской области в Польше! Говорил – ну ребята, поручите нашим историкам написать статьи о Черняховском, чтобы затем размещать их в Польше. Но в ответ — тишина. Получается, две границы – две правды, две истории. Так и живём».