Журналист радиостанции «Русский край» Екатерина Тихомирова.

«В Калининграде прививают враждебность к “москалям”»

Интервью журналиста радиостанции «Русский край» Екатерины Тихомировой

С некоторых пор в калининградской медиасреде возникло жёсткое идеологическое противостояние. Журналисты и СМИ евролиберального образа мышления ополчились на коллег, отстаивающих библейские семейные ценности и русскую историческую память. Апогеем этой конфронтации стала фраза: «Кажется, ещё немного, и ГТРК останется только сжечь». На этом фоне калининградский информационно-аналитический портал «Новости Балтики» начинает цикл интервью с журналистами, с которыми местная прозападная медийная тусовка даже не здоровается. Первое интервью – с корреспондентом радиостанции «Русский край» Екатериной Тихомировой.

— Екатерина, расскажите, как Вы, такая молодая и красивая девушка, работаете в «Русском крае», который господа по перу именуют не иначе как мракобесовский и, извините, «пропагандонский»…

Калининградская радиостанция «Русский край».

— Года два назад, кода я вышла из декрета, мне так и сказали – даже не думай, ты не войдёшь в калининградскую журналистскую тусовку. Сказали, что «со своим патриотизмом» никогда не найду работу в калининградских СМИ, что работа в «Русском крае» – это как чёрная метка, как клеймо на всю жизнь. Затем я на себе почувствовала это отношение, когда большая часть коллег, собираясь на пресс-подходах в администрации Калининграда или облдуме, держалась и держится от меня особняком, а когда слышат имя «Русский край», то начинают кривить физиономию. Но дело в том, что я и не стремлюсь в эту тусовку. Ребята, мы же работать пришли, а не тусоваться вместе. Я делаю своё дело, потому что знаю, что за мной правда.

— Мне, как представителю поколения внуков ветеранов Великой Отечественной войны, становится не по себе, когда сегодняшняя медийная поросль пишет с издёвками насчёт мнения оставшихся в живых фронтовиков, как пытается обелить свастику, мол, это древний символ счастья. Ваше мнение, почему так уродливо сместились акценты?

— На мой взгляд, всё дело в том, что выросли дети 90-х, коей я сама являюсь. Нам преподавали историю на изломе страны по очень странным учебникам. Например, эпоха Великой Отечественной войны нам преподносилась не так, что фашистская Германия напала на Советский Союз, а что коммунисты в СССР и фашисты в Германии долго стояли друг против друга, не зная, кто нападёт первым. И непонятно было, кто, собственно говоря, хуже – Гитлер или Сталин. На уроках нам также рассказывали о красивой, как сказка, истории Восточной Пруссии. К такому образованию прибавлялся личный опыт. Все мы помним 90-е годы, когда сюда приезжали ностальгирующие немцы и раздавали гуманитарку. Например, в Балтийске, где я жила в немецком доме, на кафельной плитке сохранилась немецкая пословица «Без усердия нет награды». И немцы, которые в нашем доме жили до войны, раза два приезжали, заходили к нам, охали-ахали, дарили что-то, пока мой отец не сказал – мы не экспонаты, запретив им такие «экскурсии». Я думаю, что все эти условия вытравили у калининградской молодёжи народное отношение к памяти о войне. И не только у калининградской. Моё детство прошло в Крыму, в Севастополе. Помню, и там произошла со мной одна история. Моя бабушка торговала персиками возле ресторана, куда приезжали немецкие туристические группы. А мы детьми собирались кучками и разыгрывали для них, выходящих из автобусов, представления – танцевали, пели песенки. Немцы давали нам за это то марки, то конфеты. По сути, это была протянутая рука. И когда моя бабушка увидела это – она в начале войны оказалась в детдоме – то ударила меня по рукам. А потом меня отвели в военный музей на Сапун-горе, чтобы я увидела, прочувствовала и поняла… Это было моё первое образование.

— Соглашусь с Вами, что переформатирование сознания молодёжи происходит не только в Калининграде. Коля из Уренгоя не просто же так вышел. Как считаете, чего больше в этом процессе: идеологически вредного образования извне или нежелания самообразовываться самому?

— Думаю, что два в одном – и промывание мозгов, и лень интересоваться исторической правдой. Взять моих друзей. Это самые обычные ребята моего возраста, кто-то работает на предприятии, кто-то ведет бизнес. Когда заходит разговор об истории Калининградской области, то не всегда можно найти точки соприкосновения. Например, многие считают, что Красная армия здесь всё разбила, разрушила. Очевидно же, что человеку навязали такое мнение – мол, были красивые дома в Кёнигсберге, ходили красивые трамваи, а сейчас этого всего нет. Сам он не удосужится узнать, кто на самом деле разрушил город, совершая в 1944 году авианалёты. Мои друзья – не иностранные агенты, просто они, без какой-либо попытки критично воспринимать информацию, впитали то, что распространили настоящие агенты перемен через СМИ, соцсети. Надо признать, мы – молодёжь – историю знаем плохо. И главная опасность такого отношения к истории – впереди.

— Что Вы имеет в виду?

— То, что новое поколение калининградцев, называя своих прадедов «разрушителями», рано или поздно начнёт считать их «захватчиками» этой территории. А значит, подсознательно будет считать себя незаконно проживающими здесь. А чтобы хоть как-то выслужиться перед немцами – «историческими хозяевами» этой земли с их точки зрения – новое поколение калининградцев будет ещё больше выпячивать свою «любовь» к немецкому прусскому наследию и ещё дальше отвергать российское настоящее. Это хорошо видно на конкретном примере по брусчатке. Очень большой процент общественного мнения в Калининграде говорит – посмотрите, какая красивая брусчатка, а власти ее выкорчёвывают. А кто выступает за демонтаж брусчатки, тот – москаль (термин реальный, не мной придуманный, а взятый из калининградских интернет-пабликов), который приехал на своей дорогой машине, и ему не нравится, что во время езды по брусчатке всё дребезжит. То есть через «любовь к немецкому» калининградцам параллельно прививает враждебность к жителям остальной России, к «москалям». Это путь к предательству в государственном масштабе.

— Одно замечание. Говорить «прусский» по отношению к германскому прошлому невежественно. Прусский относится к прусскому народу, который германцы утопили в крови. А для определения принадлежности к историческому прошлому этой территории в период с 13-го по начало 20-го века есть конкретное прилагательное, употребляемое с советских времён – пруссаческий. Поэтому нужно не стесняться и смело вносить в публичное пространство – не прусское наследие, а пруссаческое наследие. На то пошло – не прусский кот, который хранится в музее «Королевские ворота», а пруссаческий кот.

— Спасибо за замечание.

— Скажите, можно ли «вылечить» твоих заблуждающихся ровесников посредством книг, статей, разговоров?

Переформатирование сознания от «Балтийского Бродвея».

— Сложный вопрос. Сегодня человек моего поколения на каждом шагу видит, читает и слышит, всё то, о чём мы говорили выше. Навскидку приведу самые простые примеры, приходящие мне в голову. Взять музей краеведения в Зеленоградске. Там стоит немецкая печь, вся такая красивая, в изразцах, и гид каждый раз говорит, что такие замечательные печи стояли повсеместно, а потом пришли советские солдаты и стали их разбивать. А в домах вообще коров держали. Открываем местные сайты, газеты, журналы. Например, свежий выпуск «Балтийского Бродвея». Читаем: «Сама история рассказывает, что тевтонцы очень любили розы». Тевтонцы, устроившие геноцид мирного прусского народа, оказывается, любили розы. Ах, мой милый Августин прямо.

— Это из разряда — «Гитлер очень любил собак, а ещё он был неплохим художником»…

— Идём далее – читаем в Сети директора Кафедрального собора Веру Таривердиеву, что она любит не город Калининград, а «страну Калининград». Да, она говорит это в культурном смысле, но мы-то понимаем, как такие аллегории подсознательно действуют на умы юных калининградцев. Поэтому, чему удивляться, когда моя сверстница говорит: «Зачем нам Калининград. Ветеранов уже мало осталось. Когда их совсем не останется, переименуем в Кёнигсберг». Чтобы остановить этот процесс, или как Вы выразились, «вылечить» целое поколение, нужна государственная политика. Одновременно надо начинать со школьного образования. Потому что, если мы начнём с моего поколения, то запустим сегодняшних и завтрашних школьников, у которых не будет живого соприкосновения с нашей историей, прежде всего, с ветеранами Великой Отечественной войны. И в историческом плане перспектива «потерянного поколения» уже наших детей выглядит ещё более угрожающей.

— А Вы считаете, что государство не видит остроты проблемы?

— В первую очередь нет чёткой позиции региональных властей. Калининградцы вынуждены вникать в полунамёки, искать между строк. То губернатор против восстановления орденского замка тевтонов, то вроде уже и не против. Взять историю с доской на стадионе «Балтика» с именем военного преступника Коха. Да, Алиханов первым обратил внимание на чудовищный факт поклонения фашистскому выродку со стороны футбольных функционеров, однако прямого осуждения губернатор не высказал. Слишком деликатно подошёл. В таких вопросах, на мой взгляд, надо быть принципиальным.

Справка «НьюсБалт». Екатерина Тихомирова. Родилась в г. Севастополь. Закончила Балтийский федеральный университет, факультет филологии и журналистики. Лауреат национальной премии “Моя земля Россия” 2018 г.

Беседовал Андрей Выползов.