Эксперт: Калининград выиграет от вступления России в ВТО, если откроют границы

Такое мнение журналу «Балтийский стутас» высказал президент Калининградской ассоциации агентских и экспедиторских компаний Юрий Пятанов.

Калининградская область, расположенная внутри границ Европейского Союза, выиграет от вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) в том случае, если будут урегулированы вопросы о тарификации железнодорожного транспорта и открытости территории при прохождении границ. Такое мнение в интервью журналу «Балтийский статус» высказал член правления Ассоциации иностранных инвесторов Калининградской области, президент Калининградской ассоциации агентских и экспедиторских компаний Юрий Пятанов.

— С одной стороны, вступление России в ВТО приведёт к снижению ввозных пошлин, что сделает продукцию калининградских предприятий на российском рынке менее конкурентоспособной, — сказал Пятанов. — С другой стороны, могут улучшиться условия для экспорта. Однако мы выиграем от вступления в ВТО в том случае, если будут урегулированы вопросы о тарификации того же железнодорожного транспорта, открытости нашей территории при прохождении границ. Пока же есть большие сомнения, что будут какие-то преимущества.

По словам эксперта, сегодняшние изменения в мировой экономике, «конечно, затрагивают экономику региона».

— К сожалению, в развитии инфраструктуры порта Калининград мы отстаём от соседних портов Польши и Литвы как в техническом оснащении, так и по разрешенным осадкам для судов в канале, что уменьшает наши конкурентные преимущества. Максимальная осадка составляет 9,6 метров у причалов в Балтийске и Светлом, а ближе к Калининграду только 8 метров.

По словам Пятанова, сейчас идёт большая битва за грузы с востока, в связи с чем порт Гданьск увеличил глубину до 17,5 м, Гдыня и Клайпеда, услышав об азиатском маршруте, срочно углубляют акваторию портов до 14 м.

— Почему Россия не предпринимает подобных шагов по отношению к Калининграду, чтобы включится в цепочку по доставке таких грузов? Надо хотя бы быть на «подхвате» у океанских судов, заходящих в Гданьск с контейнерами, груз-то предназначен для России и ближайший российский порт –Калининград. Но на деле это не так. Путь прокладывается через Клайпеду. Понятно, что на Балтике есть огромный монстр – порт Санкт-Петербурга, куда идут огромные инвестиции. Калининградский порт по сравнению с ним – маленький. Но это не значит, что ему не надо уделять внимание. На нашем направлении должен быть свой грузопоток, — продолжил Пятанов.

Говоря о ситуации с железнодорожным тарифом, президент Калининградской ассоциации агентских и экспедиторских компаний сказал:

— У нас есть трудности с доставкой грузов из области на основную территорию России и обратно. Ситуация усугубляется эксклавным положением Калининградской области. К примеру, перевозка металла по железной дороге на расстояние 2000 км по России обойдётся в 30 тыс. рублей за вагон, а из Калининграда на такое же расстояние в Россию – 60-65 тысяч рублей. Как говориться почувствуйте разницу? А цена транспорта отражается на цене товара. Будет ли он конкурентным с товаром, произведённым в России? Позиция, например, литовской стороны предельно ясна. Повышенным тарифом на перевозку грузов по своей территории они компенсируют потери своего порта, поскольку этот груз туда не попадает. И это согласованная государственная политика. Но, с другой стороны, есть российская сторона, которая должна для урегулирования данного вопроса принять либо политические решения, либо экономические меры. Должна быть государственная политика РФ по отношению к Калининградскому региону, но её нет. Договариваться по тарифам приходится на частном уровне. Эта проблема не решается уже на протяжении многих лет. Что касается белорусской стороны, то ситуация за последнее время улучшилась. Белорусы с конца прошлого года стали более разумно подходить к тарифной политике. Но проблема ещё в другом, белорусские и литовские тарифы рассчитываются не в рублях, а в валюте. И любые скачки курса доллара или евро в ту или другую сторону невольно сказываются на тарифах перевозок в Калининградскую область. Поэтому здесь позиция одна, в первую очередь, у транспортников, которые связаны с перевалкой грузов в портах, — необходимо договариваться по тарифной политике и пересматривать перспективы Янтарного края в связи с новыми экономическими реалиями: членством России в Таможенном союзе и вступлением страны в ВТО.

Пятанов коснулся и туристической темы, заявив, что «мы теряем круизные суда, потому что происходит непонятная процедура по оформлению пассажиров судна при его заходе в порт».

— Раньше как было? Заранее готовились документы, в том числе пассажирский лист со всеми данными пассажиров. Пограничники и таможенники все заранее проверяли. Круизное судно заходило в порт и при сходе с борта у пассажиров сверяли паспорта, и все. Туристы садились в автобусы и ехали осматривать достопримечательности региона. Вся процедура с 2000 человек занимала от силы час. А сейчас дело дошло до абсурда. Пришло круизное судно в Балтийск. Время стоянки 8 часов. У пассажиров собирают паспорта и несут для проверки на пассажирский терминал. Процедура проверки занимает от 2 до 3 часов. А пассажиры ждут. После проверки паспорта вручаются пассажирам, и можно ехать на экскурсию, но времени–то осталось только на обратную процедуру проверки. И всё, круиз сорван.

— Пограничники не виноваты, — считает эксперт, — они выполняли должностные инструкции, а результат каков? Потеря круизных судов. Разве это государственный подход? Раньше у нас было до 20 заходов за сезон, сейчас осталось пять. В портах соседних государств такого нет. Государство давно обеспечило пограничников переносными считывающими устройствами, там принимаются пассажирские листы для предварительного контроля, там пассажиры чувствуют себя комфортно. Почему же у нас всё наоборот? Почему нет современных средств проверки данных, в том числе переносных? В поездах такие средства есть, а на судах нет. Но ведь это не проблемы бизнеса — это проблема контролирующего органа, государства. Нельзя сегодня работать допотопными методами. На кону престиж государства Российского.


Справка «NewsBalt». Юрий Пятанов – президент Калининградской ассоциации агентских и экспедиторских компаний, генеральный директор компании «Транс-Эксим», работающей на рынке экспедиторских и агентских услуг с октября 1998 года. В настоящее время деятельность компании развивается по следующим направлениям: экспедирование, агентирование судов, фрахтование судов, обслуживание паромной линии Усть-Луга-Балтийск. Партнёрами «Транс-Эксим» являются такие европейские компании как «Finnlines Deutchland AG», «Sea Terminal Sassnity Gmbh», UAB «Forlika».