Критик: Латвийский спектакль о Евгении Онегине «прямёхонько ложится в русло русофобии»

Известный театральный критик Гарри Гайлит написал разгромную рецензию новый спектакль латвийского режиссёра Алвиса Херманиса «Онегин. Комментарии».

Новый спектакль латвийского режиссёра, худрука Нового Рижского театра (НРТ) Алвиса Херманиса «Онегин. Комментарии» «прямёхонько и точно ложится в русло опутавшей весь мир русофобии». Такое мнение высказал известный театральный критик Гарри Гайлит, рецензируя постановку на портале «Baltexpert».

— Спектакль Херманиса с прямо-таки академическим названием «Онегин. Комментарии» начинается с того, что на сцену выскакивает макака с шевелюрой и бакенбардами аля-Пушкин. На полусогнутых она прыгает по респектабельной мебели красного дерева, забирается на стол, жуёт банан и выискивает в шевелюре, не знаю блох или вшей, прикусывая их эфиопскими зубами. Всем своим видом она стремится внушить: я великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. И для убедительности зачитывает зрителям список имён 113 своих любовниц, — пишет Гайлит.

По мнению критика, «когда вслед за макакой на сцене появляются женоподобный Ленский, томный гомик Онегин, а с ними Татьяна и Ольга Ларины, зритель эту компашку уже не воспринимает как пушкинских персонажей».

— После волосатой обезьяны, он ждёт – ну каких ещё монстров изобразят эти работнички сцены?… — продолжает театральный критик Гарри Гайлит. — Это известная латышская беда. Советский Союз из сельских мальчишек и девчонок вырастил актёров, режиссёров и прочую интеллигенцию Латвии, а Евросоюз их снова превратил в свинопасов. Они не понимают, что в лаптях из хлева нельзя садиться за чистый барский стол. Стараясь замарать грязью достойного человека, скорей сам весь измажешься, но не факт, что унизишь другого. Поэтому актёр НРТ Виллис Даудзиньш, изображая Пушкина вонючей обезьяной, азартно чешущей свои промежности, неожиданно вызывает огонь на себя. Зритель вместо Пушкина видит всего лишь, как незадачливый артистишка прилюдно занимается чем-то очень непристойным.

Далее критик описывает детали спектакля Херманиса: «…В то время, когда в Латвии все женщины, надо полагать, уже привыкли носить трусы, русские светские дамы, оказывается, понятия о трусах ещё не имели! На балы они ездили с оголенной ниже талии частью тела, прикрытой только верхним платьем. Можно подумать, русские дамы отставали на сотни лет и от француженок, и итальянок, и англичанок. И кстати, оказывается, тогда на всём пространстве к востоку от Латвии, человечество ещё не имело привычки мыть свои гениталии – боялись лишиться репродуктивной функции. Запах пота считался изысканней любых духов. Бельё не стиралось. У русских женщин редкими были менструации, они постоянно беременели и рожали. Поэтому, если случались все-таки месячные, молодые дамы, выезжая в свет, мазали менструальными выделениями свои немытые шеи и за ушками, чтобы привлечь этим запахом кавалеров».

— Такими деталями спектакль заполнен до краёв, как мешок Санта Клауса подарками в новогоднюю ночь. Тёмный, оказывается, был русский народец! Ой, какой тёмный!… Зал все эти глупости воспринимает за чистую монету, многие покатываются со смеху, — отмечает критик. — На спектакле впереди меня сидели несколько латышских школьниц, старшеклассниц. Они заворожено смотрели новый шедевр Херманиса, хихикали и аплодировали. Дело сделано, теперь они навсегда запомнят, что Пушкин со своим «Онегиным» – полный отстой. А вот пристреливший его Дантес – это о-хо-хо! Европа! Им может гордиться весь Евросоюз.

— Да, и если даже считать спектакль Херманиса пародией, никуда не денешься от того, как он, его «Онегин», прямёхонько и точно ложится в русло опутавшей весь мир русофобии, — заключает критик. — Если Херманис этого не понимает, это ничуть не умаляет самого факта такого соответствия. Как говорится, это уже его личная проблема.


Справка «NewsBalt». Гарри Гайлит, 71 год. Член Союза писателей и Союза театральных деятелей Латвии, Союза российских писателей. В 1966 закончил филологический факультет Ленинградского госуниверситета. В 1988 году вышел сборник критических статей «Полет пчелы, сон и пробуждение».

Алвис Херманис, 47 лет. Латвийский театральный режиссёр, художественный руководитель Нового Рижского театра. Лауреат высшей театральной награды Европы «Новая театральная реальность», российской премии «Золотая маска». Кавалер Ордена Трёх звёзд.