Датский эксперт сравнил власть в Китае с фашизмом

Политологи Дании активно комментируют избрание нового генсека Компартии Китая, которым, как ожидается, станет вице-председатель КНР Си Цзиньпин.

Политологи и эксперты Дании активно комментируют политические события в Китае, где сегодня, 14 ноября, ЦК Коммунистической партии Китая изберёт нового генсека партии, которым, как ожидается, станет вице-председатель КНР Си Цзиньпин.

— Важно ли это для нас? – задаётся вопросом депутат Европарламента Дэн Йоргенсен. — Очевидно, что важно. Во-первых, Китай представляет собой огромную мощь в международной политике, также и в экономике – Китай, вполне возможно, обгоняет США по потребительской способности за последние 5 лет, и, конечно же, по безопасности – страна является постоянным членом Совета Безопасности ООН и имеет внушительную военную мощь. А также, по сравнению с демократическими идеалами американцев, власть Китая выглядит более внушительной, что вызывает тревогу у западных государств.

Главный редактор политических событий в газете «Politiken» Кристиан Мэдсен и вовсе считает, что Китай является худшим примером для Дании – жестокая политика страны и множество трещин в экономической системе. Мэдсен вспоминает, когда прежний премьер Дании Андерс Фог Расмуссен (ныне — генеральный секретарь НАТО. — «NewsBalt») в 2004 году побывал в Китае, он назвал этот визит «переломным моментом». Фог был удивлён темпами роста страны, небоскрёбами и множеством рабочих инженеров, которых выпускает китайское образование. Он тогда сказал: «Я понял, что мы столкнулись с реальной проблемой 21-го века. Всё остальное меркнет рядом с этим». 

Когда нынешний премьер Дании Хелле Торнинг-Шмидт посетила Китай, то она заявила своим однопартийцам: «Это не совпадение, что iPad производится в Китае. Мир находится в движении. И если мы стоим на месте, то это лишь потому, что мы отказываемся от своих детей и молодых людей». 

— Очевидно, что мы должны стать быстрее, лучше, школы должны давать детям правильное образование, чтобы они составляли экономику будущего и мы смогли бы конкурировать с Китаем, однако, как высказалась премьер, приведя в пример производство iPad, это не вопрос прогрессивных технологий, а единственный доступ к дешёвой рабочей силе. Огромным сюрпризом для меня является то, как датские политики восхищаются развитием китайской экономики, которое основано, главным образом, на массовых репрессиях и ужасающих рабочих условиях, — пишет Мэдсен.

— Самая верхушка партии напоминает коалицию мафии, где любой политической целью является удержать власть и обогатиться за счёт манипуляций огромным населением страны. В моих старых учебниках было определение фашизма, как совокупность пяти факторов: олигархия, государственный капитализм, популизм, национализм и полицейское государство. Современный Китай является одним из мировых лидеров по всем пяти направлениям, — считает Мэдсен.

Экономический журналист Андерс Йеричоу из «Politiken», акцентирует внимание на вопросе, решаемом в Гренландии – историческое партнёрство между Данией и Гренландией может прекратиться, если датское руководство позволит гренландской экономике быть зависимой от Китая.

— Не бросайте Гренландию в объятия Китая, — взывает Йеричоу. — Китай не собирается вкладывать деньги в Гренландию лишь для своего удовольствия, они делают это, потому что им необходимо сырьё, и так называемые, «редкие земли». Если Китай инвестирует в проект Нуук 14 млрд крон, то правительство даже не сможет поставить свои условия – последнее слово будет за китайским руководством.

— Но разве это хорошо, что Китай покупает землю для своих работников, пока в Гренландии проблемы с безработицей? Это хорошо, что Китай позволит своим людям работать, как муравьям, за заработную плату, которая будет значительно ниже, чем у гренландцев? Разве это правильно, что китайские рабочие будут изолированы в лагерях и станут есть рис и лапшу, а не гренландскую еду? И это выгодно для развития Гренландии, чья экономика будет связана с инвестициями Китая? Разве это в интересах Гренландии, зависеть от сверхдержавы, которая уже давно показала, что отвечают ледяным холодом на вопрос автономии людей (обратите внимание на оккупацию Тибета, управление Гонконга и угрозы в отношении Тайвань), и они поразительно равнодушны в угнетении других стран (Судан и Мьянма)? Является ли Китай хорошим партнёром для Гренландии?

— Это не имеет никакого смысла, если Гренландия сдастся, лишь потому что Китай сверкает своими деньгами от предприятий, а мы в Дании, со своими сбережениями, не можем поддержать совместные амбиции на севере, — продолжил Йеричоу. – Почему ни Дания, ни наши инвесторы и пенсионные компании, а также крупнейшие энергитические компании, как Maersk, Dong – не готовы предложить что-то? Было бы опрометчиво позволять Китаю стать одновременно и производителем, и покупателем в Гренландии. Не в то время, когда гонка на Северный полюс началась.

Редактор новостей международной политики в «Politiken» Майкл Йарлнер, говоря о приходе в Китае Си Цзиньпина, подчёркивает: «Это комплексная смена власти, где новое поколение – «пятое поколение» — переняли руководство страной».

— Почему смена власти в Китае представляет огромный интерес для всего мира? Потому что, Китай – это одна пятая населения всего мира, вторая по величине экономика и могущественная военная сверхдержава. В 2016 году экономика и покупательная способность Китая уже превысит показатели в США, о чём свидетельствуют данные Международного валютного фонда. Китай будет в силах сломать глобальное господство США. Однако, внешняя политика сверхдержавы будет расширяться, по крайней мере, с целью поиска сырьевого материала, который так важен для дальнейшего экономического развития Китая. Дания это почувствует особенно явно, в отношении Гренландии, где китайские представители уже на пороге. Также можно выделить и проблему политического соперничества между Китаем и США, — даёт оценку ситуации эксперт по международным политическим событиям.

— С экономической точки зрения, Китай также всё более важен для Дании и других стран, и даже растущий выброс CO² является темой глобальной дискуссии. Рост Китая затрагивает нас всех. Мы направляемся к новой холодной войне? Стоит вспомнить прошлое, когда холодная война была между Штатами и коммунистическим Советским Союзом. Однако, мир изменился, если СССР и США были разделены друг от друга, то Китай и США глубоко зависимы – без американских потребителей, безработица в Китае рискует вспыхнуть и тем самым представляет огромную угрозы для социальной стабильности в Китае. 

 — Самой большой проблемой для новых лидеров Китая является социальное неравенство. Различия невероятно велики – между людьми и между различными частями Китая – напряжённость настолько велика, что угрожает уже сейчас социальной стабильности. Таким образом, главным приоритетом для нового руководства будет экономический рост, а не политические реформы. Было бы лучше для США и остальных стран, ослабить экономический подъём Китая, однако, он замедлился уже настолько, что это беспокоит главным образом верхушку власти этой сверхдержавы, — считает Йарлнер.