Эстонский историк: Эстонцы должны признать, что сами убивали евреев

Такое мнение высказала директор Института эстонского языка Урмас Сутроп.

Эстонцы должны признать, что они не только страдали, но и убивали сами. Такое мнение высказала директор Института эстонского языка Урмас Сутроп (Urmas Sutrop) в статье, опубликованной в газете пишет в «Postimees» в Международный день жертв Холокоста.

В начале статьи Сутроп цитирует Википедию, где, по мнению историка, стоит задача «внушить читателю, что по сравнению с Латвией и Литвой здесь, по сути, некого было убивать».

«О 1940 годе пишут, что евреи сами стали ликвидировать евреев и еврейские организации. Но репрессии против евреев начались с того, что в июле 1941 года во время вспыхнувших в Тарту уличных беспорядков среди поджигателей города оказались еврейские подростки. Видели еврейских детей и с коктейлями Молотова (об этом говорится в той же статье на Википедии). Об уже упомянутой Ванзейской конференции та же Википедия гласит, что её цель «состояла в уточнении деталей эвакуации евреев и организация сотрудничества между ведомствами». Не более того (см. эстонскую версию статьи в Википедии «Ванзейская конференция»). Странно и то утверждение, что День памяти жертв Холокоста стал в Эстонии религиозным праздником (статья «День памяти жертв Холокоста)», — пишет Сутроп.

«Я читаю эти утверждения с ужасом и страхом, — продолжает автор. — Стремящаяся к авторитетности Википедия сервирует нам совершенный ревизионизм Холокоста, от которого всего один шаг до его полного отрицания. Действительно ли жертвы виновны в том, что их убивают? И если не виновны, надо ли искать доказательства вины? Не связано ли это с тем, что мы хотим быть единственными жертвами? Невинные овечки, которые пострадали и от репрессий немецких национал-социалистов, и от русских коммунистов».

«Действительно ли мы верим, что среди нас не было коллаборантов, которые ради личного благополучия, удобства или подлинных инстинктов и интереса убивать приспосабливались к немецким и советским оккупационным властям? Или мы верим, что мы — белые овечки, которыми правили хищные волки, поэтому не имеем никакого отношения к убийствам и преступлениям, которые здесь происходили?» — спрашивает он.

«Говоря о Холокосте, слишком часто проводят параллель с нашими собственными страданиями. Не только евреев ведь убивали – убивали и ссылали и нас. Такое сравнение неверно. Цель убийства евреев как раз и состояла в том, чтобы убить всех евреев. В отношении эстонцев ни немцы, ни русские такую цель не преследовали. Давайте уважать жертв Холокоста такими, какими они были. Жертвы Холокоста – это жертвы Холокоста, а жертвы коммунизма – это жертвы коммунизма», — пишет Сутроп.

«Сделать Эстонию свободной от евреев во время Второй мировой войны всё-таки помогали сами эстонцы. Когда эстонские евреи были убиты, усердно приступили к убийству евреев из других стран. Вдоль железных дорог плодились многочисленные концлагеря в Тарту, Клоога, Таллине, Вайвара, Нарве и т.д.», — напоминает он.

«Убийцами были члены Полиции безопасности и Омайкайтсе (в переводе с эстонского — «Самооборона»; эстонская военизированная организация, действовавшая в годы Второй мировой войны на стороне нацистской Германии. — «NewsBalt») из эстонцев. Какие присущие эстонцам национальные черты мотивировали их на это? Какое удовлетворение эти убийцы получили от своего убийства? Или причиной всему была скромность и стремление к приспособленчеству? Или же жадность при разделе имущества убитых? Почему среди нас всё ещё находятся люди, которые пытаются всё это отрицать? Почему героизируются воевавшие в немецких мундирах? Почему в глазах некоторых ореолом героев окружены штандартенфюреры СС, увенчанные венками из дубовых листьев с рыцарским крестом?»

Сутроп ссылается на молодого выдающегося историка и исследователя Холокоста Антона Вайсс-Вендта, который пишет в своей англоязычной монографии «Убитые без гнева: эстонцы и Холокост» (Syracuse University Press, 2009), что эстонцы убивали евреев без особого гнева.

«Евреев арестовывали как евреев, но убивали их как «коммунистов» или «отдельных лиц, подрывающих власть», более половины из них были детьми, женщинами и стариками. Возникает вопрос, были ли дети, грудные дети и младенцы коммунистами и угрожали ли они власти? Причиной процветания коллаборационизма среди эстонцев и появления среди них убийц он считает национализм, оппортунизм, восходящий к Эпохе безмолвия, а точнее политический промискуитет и национальный комплекс неполноценности в связи с тем, что после пакта Молотова – Риббентропа Эстония была без единого выстрела отдана русским», — пишет Сутроп.

«Если мы хотим жить в мире с самими собой, своим прошлым и будущим, мы должны признать и то зло, которое сами причинили другим. К сожалению, в нашей жизни, скорее, доминирует невежество или вообще отрицание зла. Но как-то не хотят искать и отдавать под суд тех немногих убийц, которые ещё живы. Скорее, разыскивают и обвиняют только коммунистических преступников. Для меня остаётся загадкой, почему наше общество не осудило Харри Мяннила (крупный венесуэльский предприниматель эстонского происхождения, ставший после войны меценатом и коллекционером произведений искусства доколумбовой Америки; обвинялся Центром Симона Визенталя в причастности к убийству около ста евреев в период немецкой оккупации Эстонии. Мяннила умер 11 января 2010 года в возрасте 90 лет. — «NewsBalt») Может, миллиардер заплатил за отсутствие доказательств предполагаемой вины и нехватку политической воли? Теперь уже поздно подавать на него в суд – последний шанс упущен. Центр Симона Визенталя и директор его иерусалимского отделения Эфраим Зурофф пытаются использовать последнюю возможность, чтобы отдать под суд ещё живых нацистских преступников. Наш общий долг – оказать им в этом всяческую помощь, чтобы последняя возможность восстановить справедливость не была упущена. Это, конечно, не сделает жертв Холокоста несуществующими, но поможет предотвратить повторение подобных преступлений в будущем», — заключает Сутроп.

Справка «NewsBalt». Во время Второй мировой войны в Эстонии было убито 963 еврея. В своей статье Сутроп приводит имена еврейских детей, уничтоженных в Пярнуской синагоге, в том числе в возрасте до одного года. Убийцами стали не только нацисты, но и коллаборанты из числа эстонцев. 20 марта 1942 года на Ванзейской конференции в Берлине Эстония была провозглашена свободной от евреев.