Вместо квалифицированных специалистов Швеция получила дешёвую рабочую силу

Таковы реальные результаты реформы по облегчению правил получения рабочих виз.

Ещё в декабре 2008 года в Швеции начали действовать новые, облегчённые правила по приёму в страну рабочих иммигрантов. Предполагалось, что они, в первую очередь, позволят привлечь из-за рубежа, из стран за пределами ЕС, дефицитных, высококвалифицированных специалистов. Однако, шведским работодателям самим предоставили возможность решать, каких сотрудников они хотят нанимать, вне зависимости от их квалификации — была бы нужда.

В результате, из 60 тысяч рабочих виз, выданных начиная с 2008, две трети были получены для низкоквалифицированной работы: уборка, в ресторанах, на строительстве, в лесном хозяйстве, на фермах.

При этом, по таким высококвалифицированным профессиям как медсестра с особой компетенцией и акушерка, которые в Швеции пользуются особым спросом, в 2012 году была получена всего одна рабочая виза. Две визы получили дефицитнейшие биомедицинские аналитики.

Сотрудника Центрального объединения профсоюзов Швеции (LO) Торд Ингессон в интервью Sverigesradio.se так прокомментировал применение нового закона:

— Многие работодатели просто ищут способы сократить расходы и найти работников, которые будут беспрекословно подчиняться, а не уникальную компетенцию. Мы считаем, это выглядит странно. Ведь безработица в Швеции — 8, 10%. И нет такого места в Швеции, где в этих сферах (работа, не требующая специальной подготовки) тяжело найти работников. Кроме того в ЕС, на едином рабочем рынке, по меньшей мере 10 миллионов ищут работу. Но вместо этого делается выбор в пользу третьих стран.

По последним данным Центрального статистического бюро, один из шести рабочих мигрантов через год пребывания в Швеции не имеет никаких официальных доходов. У многих зарплаты ниже уровня, установленного миграционным ведомством.

Карин Екенгер, рабочий эксперт Объединения шведских предпринимателей Svensk Näringsliv, полагает, что статистику сильно искажают сезонные разрешения на работу в сельском и лесном хозяйстве. Она отмечает также, что во многих регионах Швеции дефицит действительно есть и в ресторанах и в уборочных фирмах.

Ингессон, однако, совершенно не согласен с таким объяснением. Он рассказывает и о «другой стороне медали» рабочих виз: продолжающихся массированных злоупотреблениях ими, несмотря на ужесточение правил. По меньшей мере, в половине случаев люди, получившие двухлетнюю рабочую визу, платили за неё. За пять лет было продано от 5 000 до 10 000 таких виз, по цене от 30-40 000 крон до 100 000 крон.

— Часть покупают за наличные, и приобретают доступ в «Шенген» но не факт, что получают потом работу. Другие покупают в рассрочку: человек работает за рабскую зарплату, и этот демпинг негативно влияет на рынок труда в Швеции, уменьшает шансы поиска работы для безработных, — говорит Ингессон.

В январе 2012 года миграционное ведомство ужесточило правила для борьбы с махинациями. Согласно обновлённым правилам, работодатели, это касается в первую очередь рабочих профессий, должны подтвердить, что они способны заплатить, по меньшей мере, три зарплаты.

Показательно, что после этого число заявок на визы снизилось. Но виз для низкоквалифицированных профессий в 2012 году было всё равно выдано 10 000 из 16 500.

Министр по делам миграции Тобиас Бильстрём по этому поводу заявил:

— Речь идёт, в данном случае, о преступной деятельности, продаже рабочих разрешений для иных целей. И это наказуемо в Швеции: карается штрафом или тюремным наказанием, до одного года. И мы со стороны правительства на это упираем. Система рабочей миграции не может быть использована в других целях, нежели те, для чего она предназначена.

Весь смысл системы рабочей миграции, напрямую связанной с нуждами работодателей, существует для того, чтобы удовлетворить запросы шведского рабочего рынка… Нужно помнить, что шведский рабочий рынок не устроен так, что автоматически, если где то работа появляется, где-то исчезает. Шведский рабочий рынок это не есть некое число рабочих вакансий, которые должны распределяться между некоторым числом людей. Это не так.

Ранее «NewsBalt» сообщал, что бюро по трудоустройству постоянно предлагает шведской молодёжи искать работу за рубежом, в других странах ЕС. Возникает вопрос, если стране в принципе нужна рабочая сила, то зачем куда-то отсылать собственных безработных? Тем более, безработных молодых и вполне трудоспособных. Ситуация выглядит совершенно противоречивой. И, пожалуй, тут возможно лишь одно объяснение – чьё-то стойкое желание снизить общий уровень зарплат.


Также по теме:

Молодым шведам предлагают уезжать из страны для поиска работы