Спецслужбы Германии: Правый радикализм стал моложе, активнее и агрессивнее

Отмечается в докладе Федерального ведомства по охране конституции.

Федеральное ведомство по охране конституции в июле 2012 года опубликовало отчёт, в котором даётся подробный анализ ситуации с учётом информации о неонацистской группировке «Национал-социалистическое подполье» (NSU). Осведомители полиции на 80 страницах повествуют о деятельности правых экстремистов в Германии, начиная с 1990-х годов.

— За это время правый радикализм стал моложе, активнее и агрессивнее, — приводит «Deutsche Welle» вывод экспертов, сделанный в докладе.

Ещё в 2000 году члены неонацистской ячейки NSU застрелили владельца цветочного магазина в Нюрнберге — этнического турка. Это преступление стало первым в серии убийств, совершенных «тройкой из Цвиккау». Но о том, что Уве Мундлос (Uwe Mundlos), Уве Бёнхардт (Uwe Böhnhardt) и Беате Цшепе (Beate Zschäpe) убили десять человек на почве этнической ненависти, стало известно лишь в ноябре 2011 года.

А до этого случая сотрудники Федерального ведомства по охране конституции считали, что террористических группировок среди неонацистов вообще не существует. Однако спешить с выводами о том, что правоохранительные органы преднамеренно затягивали расследование, не стоит, считает министр внутренних дел Германии Ханс-Петер Фридрих (Hans-Peter Friedrich). В то же время он говорит о «провале» и «потере доверия» и считает, что реформа системы неизбежна.

Впрочем, нельзя утверждать, что немецкие спецслужбы совсем бездействовали. В своих отчётах они подробно описывали, что происходило в среде правых экстремистов. Однако, похоже, недооценили степень их опасности.

Немецкие политики и общественные деятели были потрясены: как неонацистской ячейке удавалось так долго уходить от правоохранительных органов, владеющих информацией о её деятельности, и в течение 13 лет безнаказанно совершать преступления? Уровень непрофессионализма чиновников потряс немцев. Главе Федерального ведомства по охране конституции Хайнцу Фромму (Heinz Fromm) пришлось досрочно уйти на пенсию. Его сменил Ханс-Георг Масен (Hans-Georg Maaßen).

Число преступлений, совершённых праворадикалами, в последние годы держится в Германии примерно на одном уровне. В 2011 году Федеральное ведомство уголовной полиции зафиксировало 640 случаев нанесения телесных повреждений правыми экстремистами, что на два случая больше, чем в 2010 году. Праворадикалы предприняли пять попыток убийства (на одну меньше, чем за год до этого). Всего ими в 2011 году было совершено около 16 тысяч правонарушений, 70% из которых — пропаганда запрещённой в ФРГ нацистской символики, например, демонстрация флага со свастикой.

В общей сложности в Германии, по данным Федерального ведомства по охране конституции, сейчас проживают 22,5 тысячи неонацистов. Степень их организации очень разная. Наименее организованными считаются представители региональной субкультуры, к которой принадлежит примерно треть правых экстремистов.

Они выделяются симпатией к музыке с текстами праворадикального толка. В таких текстах есть слова, оскорбляющие евреев, иностранцев и «левых». Впрочем, численность членов такого рода региональных групп в последнее время уменьшилась — с 8,3 тысяч человек до 7,6 тысяч.

Часть праворадикалов, состоящих в различных группировках, пытаются расширить своё влияние с помощью интернета. По мнению Фромма, они действуют достаточно профессионально, например, публикуют в интернете видеоролики, на которых видны молодые люди в белых масках с горящими факелами в руках.

Клипы смонтированы так, что создаётся впечатление массовости мероприятия, хотя на самом деле в нём принимали участие пару сотен человек. Подобные ночные вылазки неонацистов в последние время происходят все чаще. Из-за этого в земле Брандербург (федеральная земля, непосредственно окружающая Берлин) недавно была запрещена организация «Движение сопротивления южного Брандербурга».

В Национал-демократической партии Германии (НДПГ), созданной в 1964 году, сегодня состоит 6,3 тысячи человек. На прошедших в 2011 году выборах в семь земельных парламентов этой неонацистской партии удалось преодолеть пятипроцентный барьер только однажды. Она вновь прошла в ландтаг (парламент федеральной земли) Мекленбурга-Передней Померании.

Установить, насколько тесно связаны между собой НДПГ и агрессивно настроенные группы неонацистов, достаточно сложно. Впрочем, от убийства иностранцев членами ячейки NSU лидер партии Хольгер Апфель (Holger Apfel) дистанцировался и публично назвал эти преступления «извращением».

Несколько раз в году немецкие неонацисты разного калибра встречаются во время уличных акций, например, на маршах, приуроченных к годовщине бомбёжек немецких городов союзниками во время Второй мировой войны. Следующий такой марш пройдёт 13 февраля 2013 года в Дрездене. В свою очередь тысячи жителей города в этот день снова выйдут на акции протеста против неонацистов, которые в прошлые годы сопровождались столкновениями.

О растущей активности неонацистских группировок «NewsBalt» ранее писал неоднократно. Показательно, что в этой ситуации сотрудники немецких спецслужб считали, что «террористических группировок среди неонацистов вообще не существует». Не подобная ли беспечность вкупе с молчанием общества помогла нацистам во главе с Гитлером прийти к власти в 1933-м?