Социолог: Не все латышские легионеры были преступниками, у каждого – своя история

Говорит докторант Латвийского Университета Дидзис Берзиньш.

В Латвии осталось очень мало легионеров. Об этом в интервью радио Baltkom (видеозапись предоставлена порталом Mixnews.lv) рассказал социолог, докторант Латвийского Университета Дидзис Берзиньш. Он стал одним из участников исследования своеобразного «коллективного портрета» латышского легионера.

— Мы, когда проводили исследование, получили 75 анкет от легионеров. Сейчас последний момент, когда можно сделать такое исследование, так как каждый год их всё меньше, — отметил он.

По словам социолога, однозначный портрет латышского легионера нарисовать нельзя, но надо понимать, что не все они были преступниками.

— Многие легионеры считают, что они боролись за независимость, мы не можем их переубедить. Конечно, история показывает, что это не так. Но и сказать, что они все были преступниками нельзя. У каждого из них своя история, — говорит Берзиньш.

Он отметил, что это хорошо показывает книга, изданная несколько лет назад, «(Две) стороны. Дневники воинов Второй мировой войны», в которой собраны результаты некоторых исследований и 6 дневников – 3 дневника легионеров, и 3 – красноармейцев.

— Нас упрекали в СМИ и соцсетях, в том, что мы поставили их дневники вместе. Но мы хотели, чтобы их воспринимали не идеологически, а по-человечески, увидели, как они себя чувствовали. И читая их дневники, если не знаешь, кто это, не сразу становится ясно, чей дневник читаешь. И легионеры, и красноармейцы пишут о том, как хочется кушать, и вернуться домой, о семье, — подчеркнул исследователь.

Берзиньш отметил, что главное понять, как все это было сложно, чтобы не было выводов, что все легионеры являются преступниками. По его словам, всех интересует этот день (16 марта – так называемый «день памяти латышских легионеров»), но понять, кто эти люди, хотят не многие.

«NewsBalt» готов согласиться с тем, что и у каждого легионера могла быть «своя история». Мы даже готовы допустить, что кого-то во время всеобщей мобилизации «штыком гнали воевать против Красной Армии», и что кому-то не дали «испытать счастье» уничтожения мирного населения (в т.ч. и латышского). Наши претензии касаются уже не только и даже не столько самих престарелых слуг нацизма (хотя и они могли бы, как минимум, не участвовать в шествиях), сколько тех, кто всеми правдами и неправдами пытается их героизировать сегодня, объявляя «борцами за правое дело» и «ветеранами войны».