«Мир без нацизма»: в Эстонии внедряются новые методы насильственной ассимиляции

Такой вывод был сделан экспертами МПД «Мир без нацизма» на основании итогов мониторинга проявлений неонацизма, ксенофобии и экстремизма за январь 2013 года.

В Международном правозащитном движении (МПД) «Мир без нацизма» подвели итоги мониторинга проявлений неонацизма, ксенофобии и экстремизма за январь 2013 года.

Правозащитники отмечают, что в январе в Эстонии наблюдалось спокойствие в СМИ относительно ярко выраженных случаев неонацистских настроений. Однако, в области продолжения узаконивания дискриминационных моментов, связанных с национальными меньшинствами, их прав и интересов, ситуация не улучшается.

— Особо хочется отметить попытки, если не разжигания межнациональной розни, так уж точно давления на гражданское общество с целью принижения возможностей лидеров общественного мнения в осуществлении своих правозащитных функций, — цитирует Baltija.eu итоговый доклад МПД «Мир без нацизма» по результатам январского мониторинга проявлений неонацизма, ксенофобии и экстремизма в Эстонии.

Эксперты «Мира без нацизма» обращают внимание на следующие моменты:

Законодательство

17 января правительство одобрило положение, по которому не разрешается муниципальным частным школам выбирать свой язык для обучения детей. В настоящее время языком обучения в муниципальных гимназиях является эстонский, и для обучения на другом языке требуется получить разрешение правительства. При этом в соответствии с действующим законом о частной школе, язык обучения может выбирать держатель частной школы вне зависимости от того, принадлежит школа местному самоуправлению или частному лицу. Если изменения закона будут приняты, частная школа при выборе языка обучения должна будет также придерживаться требований закона «Об основной школе и гимназии» в случае, если пайщиком, акционером, учредителем или членом частной школы является государство или местное самоуправление.

Преступления на почве ненависти

В ночь 23 января, вандалы дважды нападали на церковь Пеэтели в столичном районе Пельгулинна. Хулиганы разбили окна храма и подожгли дверь.

Действия властей

В основном проявления ксенофобии в Эстонии были связаны с притеснениями неграждан. Согласно докладу комиссара Совета Европы по правам человека Нилса Муйжниекса, опубликованному 15 января, в Эстонии по состоянию на конец 2011 г. насчитывалось 92000 неграждан, из них 1500 детей в возрасте до 15 лет. Автор доклада настаивал на том, что «в Европе не должно быть детей без гражданства», ссылаясь на Конвенцию ООН о правах ребёнка. По мнению Муйжниекса, «лучший способ обеспечить права ребёнка — дать ему гражданство с самого рождения».

В качестве мер по реализации этой цели Муйжниекс предлагал «автоматическую выдачу гражданства ребёнку страной, на чьей территории ребёнок родился; запрет родителям отказывать детям в гражданстве, создание эффективных и доступных административных процедур».

Обвиняемый в убийстве своего партнёра по бизнесу Андрус Суклес 7 января был оправдан Харьюским уездным судом, поскольку законодательство государства не позволяет следствию использовать в качестве доказательства преступной деятельности показания, предоставленные иностранцами.

Суд также аннулировал данную Суклесом подписку о невыезде и возместил ему потраченные на адвоката 27 тысяч евро. Вернут деньги (19 тысяч евро) и представителю потерпевшей стороны.

16 января сотрудники полиции безопасности (КаПо) провели «спецоперацию» против журнала российских соотечественников «Балтийский мир». В одной из русскоязычных гимназий Нарвы сотрудниками полиции КаПо была проведена операция по изъятию из библиотеки учебного заведения номеров журнала . Сотрудники КаПо заявили, что «Балтийский мир» является политическим журналом, которому не место в школах Эстонии.

22 января депутат парламента Эстонии Михаил Стальнухин заявил:

— Эстония уже стала полицейским государством, в котором нормальным делом является сведение счетов с политическими конкурентами руками КаПо, а причастность к правящим партиям даёт индульгенцию от всех грехов.

Парламентарий также отметил, что это вполне обычное дело для полицейского государства – постепенно ограничивать права граждан: не позволять им, например, выдвигать политические требования. Политик напомнил, что эстонское государство изначально строилась на неравенстве граждан и неграждан, эстонцев и нацменьшинств. И большинство не хотело принимать на свой счёт слова Мартина Нимёллера:

— Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист. Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ. … Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей. А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать.

Гражданское общество

23 января в одном из залов Эстонской национальной библиотеки в Таллине прошло очередное заседание дискуссионного клуба «Эстония без нацизма», с участием членов клуба и приглашённых известных общественных деятелей, журналистов. Собравшимся было предложено обсудить вопросы проведения конкурса среди молодёжи и школьников стран Балтийского моря на создание креативных видео роликов и слайд-шоу, посвящённых теме Второй Мировой войны «Толерантность и борьба с фальсификацией истории». Победившие на конкурсе работы будут отмечены премиями международного жюри, а их дальнейшая ротация запланирована в социальных сетях.

Особое внимание было уделено обсуждению перспективной повестке года, которая может быть рассмотрена организациями, развивающими гражданское общество Эстонии, на своих форумах и конференциях в 2013 году.

В своей статье «Холокост, зло и мы», опубликованной 28 января, на интернет-странице влиятельного эстонского издания «Postimees», директор Института эстонского языка Урмас Сутроп выразил удовлетворение тем, что Международный день памяти жертв Холокоста отмечается и в Эстонии. Однако, замечает автор, у него вызывает недоумение почти абсолютное отсутствие у эстонского общества чувства своей вины за те преступления, которые совершались на территории Эстонии во время нацистской оккупации.

— Сделать Эстонию свободной от евреев во время Второй Мировой войны всё-таки помогали сами эстонцы, — напоминает Сутроп, призывая не забывать о многочисленных концлагерях, где убивать евреев помогали члены Полиции безопасности и Омайкайтсе (дословно «Самооборона» — эстонская военизированная организация, действовавшая в годы Второй Мировой войны на стороне Германии из эстонцев). Завершая повествование, автор делает вывод о том, что: если мы хотим жить в мире с самими собой, своим прошлым и будущим, мы должны признать и то зло, которое сами причинили другим. Однако, как следует из комментариев под статьёй, призыв Сутропа не нашёл поддержки.

Заключение

Одобренное правительством положение, запрещающее муниципальным частным школам выбирать свой язык для обучения детей, может привести только к усилению дискриминации русскоязычных граждан и обострению межнациональных отношений в Эстонии. Фактически, таким образом происходит внедрение новых, более жёстких методов насильственной ассимиляции русскоязычного населения страны.

«NewsBalt» напоминает читателям, что ранее мы уже писали о некоторых событиях, изложенных в докладе МПД «Мир без нацизма». Однако, мы намеренно публикуем выводы из этого доклада без сокращений, т.к. считаем, что с ними нелишне будет ознакомиться всем, кто по тем или иным причинам, ещё не сделал этого.