Шведский эксперт: Наши СМИ называют Литву страной без собственного лица

К такому выводу пришла магистр центра европейских исследований Лундского университета в Швеции Анна Ульссон.

Магистр центра европейских исследований Лундского университета Анна Ульссон, проанализировавшая в своей научной работе, как и что шведские СМИ пишут о Литв, сделала вывод, что Литва — отсталая страна, не научившаяся толерантности, демократии и уважению права человека на болезненных исторических уроках европейских войн и геноцида. Такой взгляд на Литву, по словам эксперта, господствует в шведских СМИ, которые о ней чаще всего пишут, как гомофобской стране. Вместе с тем, литовцев изображают как смелых людей, борцов за свободу, героев баскетбола, как успешно преодолевшую кризис страну.

Своё желание проанализировать, что пишут шведские СМИ о Литве, Ульссон в интервью Delfi объяснила так:

— Осенью 2012 года я стажировалась в посольстве Швеции в Вильнюсе. Это было частью моей магистерской работы. Это был интересный опыт, и я решила, что оставшиеся полгода, выделенные на написание магистерской работы, уделю Литве… Было интересно, что в Швеции говорят о Литве и почему.

СМИ — важный фактор в формировании имиджа страны. Изучая сообщения шведских СМИ о Литве, истории, я рассматривала, какие темы предлагают шведским читателям.

Эксперт говорит, что после прочтения статей о Литве в шведских СМИ, создаётся следующее впечатление:

— …Часто подчёркивается связывающая Литву и Швецию общность, так же делается акцент на тождестве Литвы, как балтийского государства и членстве в ЕС. Литовцы изображаются в шведских СМИ, как смелые люди, настоящие борцы за свободу, герои баскетбола, ответственные, дисциплинированные и трудолюбивые…

В несколько новостных статьях выражаются отрицательные стереотипы о литовцах, однако позже они опровергаются. Вот один пример: «Вильнюс — серый, бедный и полный преступников? Нет, более заблуждаться нельзя». Литву также называют как одну из стран Прибалтики без собственного лица. Страна в определённом смысле все ещё не отделалась от шлейфа преступности, особенно это подчёркивается в разговоре о торговле людьми, воровстве и торговле наркотиками. Однако сами литовцы в СМИ представляются не только как преступники или жертвы.

На вопрос о том, какие проблемы Литвы больше всего поднимают в Швеции, Ульссон ответила:

— Часто делается акцент на эффективном сотрудничестве полиции Швеции и Литвы. В контексте шведских СМИ Литве также пока что не удаётся отделаться от дискурсов бедности, эмиграции и социальных различий.

Хотя в большинстве рассказов Литва описывается позитивно и нейтрально, утверждать, что это правило действует во всех статьях шведских СМИ об этой стране, нельзя. Развиваются и темы гомофобии, антисемитизма и определённого градуса отсталости Литвы.

Страну критикуют за недостаточное внимание к памяти Холокоста и связанному с антисемитизмом прошлому. Однако одна из основных тем, с которой шведские СМИ связывают Литву, это гомофобия — в связи с намерениями в 2010 году запретить Baltic pride (гей-парад) и проект закона об ограничении информации, связанной с гомосексуальностью, который литовский парламент одобрил в 2009 году. Эти события в Швеции, где выпады против людей с нетрадиционной ориентацией и всего ЛГБТ-сообщества считаются реальной опасностью для всего демократического общества, нашли большой отклик.

«NewsBalt» дополняет, что тема защиты прав геев и лесбиянок настолько заботит руководство Швеции, что даже министр правительства этой страны Биргитта Олссон, будучи с визитом в Вильнюсе как раз в те дни, когда там проходил гей-парад, назвала это событие «достойным началом председательства Литвы в ЕС».