Эксперт: Российские контрсанкции заставили Норвегию заморозить лосось до Рождества

Об этих и других вынужденных мерах норвежской рыболовной отрасли пишет эксперт по Скандинавии блогер Аркадий Рябиченко.

Эксперт по Скандинавии Аркадий Рябиченко в своём блога в «Живом журнале» написал о том, на какие меры вынуждены пойти норвежцы для спасения рыболовной отрасли после введённых Россией контрсанкций.

— Норвежцы больше не смогут продавать в Россию лосося и сельдь поскольку мы отказались от закупок любых норвежских продуктов питания, прежде всего — рыбы… В качестве ответа Норвегия присоединилась к западным «украинским» санкциям. Как реагируют норвежские предприниматели, занимающиеся рыболовством и разведением рыбы лососёвых пород на специальных фермах, на такое развитие событий?

Сейчас на закрывшемся сразу же после введения Россией бойкота заводе на Лофотенах (архипелаг в Норвежском море.«НьюсБалт») уже нет ни одного сотрудника — они все были уволены.

Сначала представители отрасли не поверили, что дело может зайти далеко — как могут русские отказаться от импорта норвежского лосося, которого они так любят? — однако когда дело запахло настоящим бойкотом, тут же было озвучено признание: без российского рынка нам грозит беда!

Итак, если ещё 16 июля 2013 года норвежское телевидение НРК сообщало о том, что «норвежская аквакультура (отрасль по разведению рыбы) не опасается введения Россией запрета на импорт лососёвых»… то уже через девять дней оказалось, что на самом деле отрасль как раз-таки боится российского бойкота!

Об это устами директора занимающейся разведением лосося и морской форели компании «Нурдлакс» Инге Берга сообщили представители отрасли аквакультуры норвежским журналистам.

Ещё бы, ведь, как год назад признался НРК административный директор компании «Григ Сифуд» Мортен Вик, для норвежской аквакультуры соседняя Россия — самый что ни есть идеальный рынок! В отличие от удалённой от Норвегии Южной Европы, доставка лосося до российских потребителей проходит очень быстро!

Ну а что же отрасль в целом? Сегодня портал Nord24.no перечисляет предложения, озвученные Норвежской ассоциацией рыбного хозяйства и аквакультуры, в числе которых — приоритет на добычу сельди и форели.

Правда, как соотнести это с тем фактом, что уже через несколько часов после того как Россия дала «красный свет» норвежской рыбе, на Лофотенских островах была закрыта сельдяная фабрика компании «Лофотен Викинг», причём тогда было уволено 40 человек сотрудников?

Корабль с 1000 тонн сельди, «адресат» которой — российские потребители, не заходя в Норвегию, отправился в Исландию… Туда, а также на Фареры (архипелаг, принадлежащий Дании.«НьюсБалт») теперь отправляется норвежская рыба, предназначенная для России. Впрочем, Норвежская ассоциация рыбного хозяйства и аквакультуры опасается, что с Исландии и Фарерских островов рыба всё равно может отправиться в Россию.

Ну а рыбы лососёвых пород, не дошедшие до российского рынка (а это 2000-2500 тонн), Норвежский совет по морепродуктам рекомендует заморозить до Рождества, чтобы тогда продать их в Евросоюз. Однако и тут не всё так просто — у ЕС для Норвегии есть свои таможенные пошлины. Попросить европейские власти их снизить правительству Норвегии сейчас как раз предлагает Норвежская ассоциация рыбного хозяйства и аквакультуры…

А вот рекомендация проводить совместные проекты с украинцами и вообще оказывать всемерную поддержку Украине, вызывает вопросы. Украинский рынок, на который в прошлом году норвежцы поставили 89 000 тонн рыбы и морепродуктов, никак нельзя сравнивать с российским, потребившим в том же 2013 году 297 000 тонн морепродуктов. Тут, судя по всему, — чистой воды политика…

Смогут ли норвежские предприниматели, занимающиеся рыболовством и разведением рыбы, выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями? Вряд ли, ведь слишком много было «завязано» на Россию. Впрочем, давать какие-то прогнозы сейчас — дело неблагодарное, давайте лучше вместе подождём развития событий…, — предлагает Рябиченко.