У Литвы нет оснований применить государственный иммунитет в судебном процессе, который инициировал русский банкир, владелец банка Snoras Владимир Антонов.Такое мнение корреспондент «НьюсБалт» высказал доктор юриспруденции из США Джулиан Генри Лоунфельд, комментируя начало судебных слушаний по иску гражданина РФ к властям прибалтийской республики.
«Если речь идёт о коммерческой деятельности, то по нормам международного права не применяется доктрина о государственном юрисдикционном иммунитете, — сказал американский судебный юрист. – Данный иммунитет применяется, когда государство заявляет о защите стратегических ресурсов – водоёмов, нефтяных скважин, оружейного производства и т.д. Здесь же — чётко коммерческий спор, а господин Антонов – инвестор».
Лоунфельд продолжил, что «можно допустить, что по каким-то причинам, которых я не вижу, Литва имела право – по стратегическим причинам – экспроприировать банк». «Но даже по элементарным нормам международного права надо компенсировать владельцу убытки, а не просто изъять и ни копейки не отдать», — продолжил юрист.
Лоунфельд подчеркнул, что банку Snoras никогда не предъявили обвинения в отмывании денег. «Таким образом, закрыта последняя щель для применения Литвой государственного иммунитета, — считает юрист. – Очевидно, что это была не полицейская акция по спасению активов банков, которые находились под угрозой краха».
Сам банкир заявил, что «решение Литвы вне закона и вне здравого смысла».
«Национальные правительства часто применяли механизмы национализации банков во время кризиса 2008 года. И все эти механизмы применялись для защиты кредиторов и вкладчиков. В Латвии – Parex Bank, в Британии – Royal Bank of Scotland, в России — «Глобэкс». В Литве же произошло нечто необычное. Банк был национализирован вне закона, после чего он был обанкрочен, то есть экономический смысл этой операции отсутствовал напрочь», — сказал Антонов.
«НьюсБалт» уточняет, что сегодня, 22 сентября, в арбитражном суде г. Москвы началось слушание беспрецедентного иска — впервые гражданин РФ судится против иностранного государства. При этом решение Московского арбитражного суда носит для Литвы обязательный характер, поскольку с 1 января 2016 года в России вступил в силу закон об юрисдикционных иммунитетах, позволяющий рассматривать иски против иностранных государств и вынесенные решения признаются к исполнению международным юридическим сообществом.
Антонов требует взыскать с Литовской республики 40 млдр. рублей (558 млн.евро) за имущественный ущерб от национализации банка «Снорас» и урона деловой репутации, причинённого высказываниями президента Дали Грибаускайте в 2011 году.
Накануне литовские власти объявили о намерении воспользоваться правом государственного юрисдикционного иммунитета и не принимать участия в рассмотрении дела. Сегодня из Литвы для участия в процессе приехал представитель общественной организации «Прозрачная политика».
Напомним, в 2011 году в Литве был национализирован банк «Снорас», входящий в тройку самых крупных банков прибалтийской республики. Банк принадлежал российскому гражданину Владимиру Антонову (68,1%). Общая стоимость потерянных активов на момент национализации оценивалась в 2,5 млрд. евро. Сам Антонов оказался под следствием и без возможности доказать, что процедура национализации прошла с нарушением закона.