«Да у нас коррупции не меньше, просто про это уже всем надоело писать и говорить»

Доктор политических наук Татьяна Полоскова в интервью Regnum заявила, что с финансовой помощью Евросоюза в Прибалтике будет то же, что и с российскими дотациями на Кавказе.

Свой прогноз по поводу экономической ситуации в Прибалтике высказала 30 января в интервью ИА REGNUM доктор политических наук, член политбюро «Интернациональной России» ОНФ Татьяна Полоскова.

— Большинство экспертов прогнозирует в 2012 году существенное замедление роста экономики еврозоны и ЕС в целом. Как это отразится на Прибалтике и на её взаимоотношениях с РФ?

— Я не специалист по экономическим вопросам, поэтому, если позволите, процитирую мнение уроженки Риги, эмигрировавшей в Германию несколько лет назад, экономиста и известного в Европе продюсера. Посетив Ригу в 2011 году после долгого отсутствия, она пришла в ужас от экономического упадка, последствий кризиса и моральной депрессии населения, вызванной отсутствием перспектив. Прокомментировала она это так: «Какими же надо было быть идиотами, чтобы отказаться от такого огромного рынка, как Россия, испортить отношения на ровном месте. Кому они нужны в Европе со своей сметаной»?

Очевидно, что проект русофобской Прибалтики, срежиссированный и реализованный из-за океана, имел сугубо политический окрас. Те, кто его делали, меньше всего думали о том, как впишется население Прибалтики в рыночные реалии и в евросоюзовские стандарты. А результат очевиден. Не думаю, что другие страны Евросоюза будут в ущерб собственным интересам тащить на помочах экономику Прибалтики. Скорее, трудосопособное население Эстонии, Латвии и Литвы ещё более активно будет покидать пределы отечества.

Что касается отношений Прибалтики с Российской Федерацией, то поскольку там у власти стоят марионеточные правительства, то на нормализацию отношений и на отказ от антироссийской риторики и комплекса «жертв оккупации» они вряд ли пойдут — даже если все население окажется за чертой бедности. Что касается успехов российско-прибалтийского «экономического диалога», о котором заявляют некоторые представители экспертного сообщества, то плоды от этих «успехов» материализуются в карманах «узкого круга ограниченных людей» — прибалтийских и российских олигархов. При чём здесь народ Прибалтики и России? Да не причём. Не слишком ли несоразмерная плата за отказ от пакетного принципа?

— Должна ли Москва в связи со всем происходящим тем или иным образом корректировать свою экономическую политику по отношению к Прибалтике? Является ли нынешняя линия РФ на данном направлении адекватной? Известно, что в Москве есть влиятельные лоббисты экономических интересов прибалтийских стран, в частности, транзита грузов через морские порты. Насколько велико их влияние на формирование российской политики в Прибалтике?

— Есть в кремлёвских коридорах, и не только в них, такая забавная фраза «коррекция политического курса». Что она означает? Что, в принципе, в условиях повальной коррупции в России от ЖЭКа до коридоров Белого дома вполне возможно скорректировать политическую линию по отношению к любому государству, если на то найдётся заказчик с соответствующим бюджетом. Пока такой подбор кадров будет сохраняться, «коррекция курса» будет реализовываться не по принципу национальных интересов, а по принципу наличия «толстых кошельков». А значит, адекватной она быть не может. Будущий президент России просто обязан навести порядок в сфере принятия внешнеполитических решений, вернув им государственнический подход, и выгнать, наконец-то, «менял из храма».

Не исключено, что сами народы Прибалтики потребуют от своих правительств более прозрачной и прагматичной политики в отношении и Европейского Союза, и России. Я не исключаю, что если заявленная Владимиром Путиным идея воссоздания Евразийского Союза не станет предвыборным обещанием, а будет реальной политикой, то многие в Прибалтике выберут из Европейского и Евразийского союзов именно Евразийский. Сейчас полумерами уже не обойтись.

— В последние месяцы мы наблюдали кризис и крах ряда прибалтийских банков Snoras (Снорас) в Литве, Krajbanka (Крайбанка) в Латвии. Можно ли говорить о том, что в ситуацию с этими банками были вовлечены капиталы каких-либо кругов или финансовых игроков из России? Какова вообще роль российского капитала в функционировании банковской системы прибалтийских стран?

— Опять же я не финансист, но поскольку занимаюсь латиноамериканским регионом уже лет этак 6, то могу сказать, что латвийские банки и финансовые группы — частое явление в оффшорных зонах этого региона, в том числе, и в тех, которые именуют «грязноватыми». К примеру, действующий в Панаме т.н. Русский банк на самом деле состоит из представителей латвийского бизнеса и фактически является латвийским. Для того, чтобы спрятать деньги, в том числе, и «грязноватые», нет лучше места, чем страны Карибского региона. А чьи это деньги? Может, и российские. Что касается сути вопроса, то лучше задать его сотрудникам Департамента экономической безопасности МВД России, они более грамотно ответят. Я знаю, что им есть, что на эту тему рассказать.

— За счёт чего вообще прибалтийские элиты намерены выходить из экономического кризиса? Могут ли они надеяться на что-то, кроме массированной помощи ЕС? Может ли Россия воспользоваться миграционным бумом, охватившим Латвию, и привлечь рабочую силу из этой страны на свой внутренний рынок?

— Вы знаете, я боюсь, что латвийскую элиту, кроме собственных интересов, ничего не волнует. Ведь что такое кризис? Это возможность привлекать дополнительные средства из стран-доноров на решение возникших проблем. Для сравнения, как работает элита российских депрессивных регионов? Стонет: «Ай, как плохо. Дайте денег из центра». Потом, кроме самой элиты и тех, кто их дал, эти деньги никто не видит.

Я на днях вернулась из столицы Северо-Кавказского федерального округа — Пятигорска, где подробно общалась с местными экспертами, в том числе и по теме разворовывания на местах бюджетных средств, выделяемых на подъем экономики депрессивных регионов Северного Кавказа. В Прибалтике будет то же самое. Кризис дает основания надеяться на помощь ЕС: что-то дойдет до народа, а что-то и застрянет по дороге. Почему говорю с такой уверенностью? А я потеряла всякое доверие к странам Евросоюза, когда несколько лет назад была приглашена на месяц в очень уважаемый, сугубо государственный шведский институт, где мне предложили расписаться в ведомости за получение месячного гонорара, забыв… указать сумму этого гонорара. А средства, кстати, были из программ ЕС. Как мне потом пояснил компетентный человек — гражданин этой северной страны: «Да у нас коррупции не меньше, просто про это уже всем надоело писать и говорить».

Что в сухом остатке? Я уверена, что народы Прибалтики, в конце концов, выберут то правительство, которое займётся собственным народом. Что касается мигрантов из Прибалтики в Россию, то, несомненно, будем рады талантливым, энергичным людям. При условии сдачи экзаменов по истории России и на знание русского языка. В этом требовании к мигрантам я солидарна с кандидатом в президенты России, премьер-министром РФ Владимиром Путиным.


Источник — REGNUM.