«Потомки обвинителей на Нюрнбергском процессе постепенно превращаются в некоего «коллективного Гитлера» современности»

Доктор социологических наук, зампредседателя Русского собрания Литвы Рафаэль Муксинов в авторской колонке в «Литовском курьере» сравнил речь главного обвинителя от США на Нюрнбергском трибунале 1947 года с сегодняшней политиков США.

Накануне 65-й годовщины Нюрнбергского трибунала над главными немецкими военными преступниками посол США в Эстонии заявил о том, что фашистская Германия и СССР несут равную ответственность за развязывание Второй мировой войны. Новейшая историография активно внедряет в общественное сознание идею о том, что именно США внесли решающий вклад в разгром немецкого фашизма.

На Нюрнбергском процессе 1945-1946 гг. события самой кровавой в истории человечества войны воспринимались и оценивались принципиально по-другому.

Сегодня имеет большой смысл вспомнить материалы этого трибунала не только для восстановления исторической правды, но и для предотвращения возможных трагических последствий разворачивающихся ныне в мире политических и геополитических событий.

На Нюрнбергском процессе первым вступительную речь произнес 21 ноября 1945 года главный обвинитель от США Р. Х. Джексон, затем прозвучали выступления представителей Великобритании и Французской республики. Главным обвинителем от СССР выступил в заключение Р. А. Руденко.

Многие мысли американского обвинителя оказались поразительно актуальными в контексте современного мирового политического процесса и заслуживают внимания широкой общественности.

Р. Джексон, в частности, обратил внимание участников процесса, объединившихся для обвинения фашистских преступников, на тот факт, что «США находятся, по-видимому, на позиции наибольшей беспристрастности, ибо, понеся наименьший ущерб, они, вероятно, менее всех других охвачены чувством мести».

Возможно, 65 лет назад американский обвинитель еще не знал о том, что в итоге Второй мировой войны США при минимальных потерях оказались обладателями серьезных разноплановых приобретений, в том числе – людских , к которым можно отнести ученых и разведчиков Третьего рейха, призванных обслуживать интересы США.

Главный обвинитель от США в своей речи особо выделил тему «Преступления против правил ведения войны», указывая на тот вполне очевидный факт, что «даже самые воинственные из народов признали во имя человечности некоторые ограничения в жестокостях войны».

Если бы г-н Р. Джексон дожил до наших дней, он, возможно, сгорел бы со стыда, узнав о том, каким пыткам и унижениям его соотечественники подвергают живых и мёртвых заключенных и пленных в американских тайных и явных тюрьмах в различных уголках планеты. Естественно, в рамках борьбы с терроризмом и исключительно во имя демократии и торжества прав человека.

В конце ХХ – начале XXI века мы с вами были свидетелями присуждения нескольких Нобелевских премий «ястребам» мира, которые отнюдь не были творцами этого мира ни в своих странах, ни за их рубежами. А вот г-н Р. Джексон, на наш взгляд, вполне мог бы быть претендентом на Нобелевскую премию мира за одно только суждение, высказанное в обвинительной речи на Нюрнбергском процессе: «Я предлагаю, чтобы «агрессором» считалось вообще то государство, которое первым совершает любое из перечисленных действий:

1) объявление войны другому государству;

2) вторжение его вооруженных сил, с объявлением или без объявления войны, на территорию другого государства;

3) нападение без объявления войны на территорию, суда или самолеты другого государства;

4) предоставление поддержки вооруженным отрядам, сформированным на территории другого государства, или отказ, несмотря на требование подвергнувшегося нападению государства, предпринять на своей собственной территории все меры, имеющиеся в своей власти для того, чтобы лишить эти вооруженные отряды всякой поддержки или защиты.

Я далее предполагаю, чтобы общим мнением по данному вопросу было: никакие политические, военные, экономические или другие соображения не служили в качестве предлога или оправдания для таких действий, но что осуществление права законной самозащиты, т. е. сопротивление акту агрессии, или действие с целью оказания помощи государству, которое явилось объектом агрессии, не будут представлять собой агрессивную войну».

В ходе судебного разбирательства, естественно, ни главный американский обвинитель, ни кто-либо другой еще не могли предвидеть трагедию Вьетнама, Югославии, Афганистана, Ирака, Ливии и других стран.

В своей обвинительной речи г-н Р. Джексон, конечно же, не мог обойти тему грабежа фашистами покорённых стран : «Был тщательно разработан план выкачивания всех ресурсов из оккупированных стран. Немцы организовывали, заранее планировали, упорядочивали и узаконивали грабежи так же, как они организовывали вообще всё. Мы готовы доказать, что этот грабеж был не грабежом отдельных солдат, а организованным, систематическим планом ограбления Европы».

Кто, когда и чьи ресурсы, прежде всего углеводородные, в новейшей истории прибрал к своим рукам или собирается сделать это в ближайшей перспективе знает у нас, пожалуй, каждый старшеклассник.

Полномасштабная война с Ираном, разбуженное лихо в Северной Африке вполне могут стать прологом Третьей мировой войны. Кого-то это совсем не пугает: будут списаны гигантские долги, преодолен финансовый кризис, уйдут в небытие миллионные (или даже миллиардные!) «лишние» рты.

В контексте сегодняшнего дня весьма актуально звучат слова главного американского обвинителя на Нюрнбергском процессе относительно личной ответственности человека за совершенные им злодеяния: «Идея, заключающаяся в том, что государство как корпорация совершает преступление, является фикцией. Совершенно нетерпимо, чтобы формальное толкование закона могло служить основой для личной безнаказанности. Принцип личной ответственности столь же необходим, сколь и логичен, если международное право действительно призвано для того, чтобы оказать истинную помощь в сохранении мира».

Увы, мы сегодня с вами живем в неисправимо невинном мире, в котором всегда виновен кто-то другой, только не я и не мы. Назначенные виновными будут найдены и уничтожены в любой точке земного шара. Как правило, без суда и следствия. Впрочем, случаются и суды… над побежденными! Не судят только победителей. Так было, так есть и так будет, видимо, еще очень и очень долго на этой грешной земле.

В заключительной части своего 50-страничного вступительного слова главный обвинитель от США констатирует: «Эти подсудимые могут находить утешение только в надежде, что международное право так сильно отстает от моральных устоев человечества, что действия, которые являются преступными по своему моральному существу, должны рассматриваться как непреступные с правовой точки зрения. Мы отвергаем это предположение».

В ходе горбачёвских преобразований в обществе имела хождение мрачная шутка: «В начале перестройки мы стояли на краю пропасти, теперь сделали большой шаг вперёд…» Что-то подобное происходит и в современных международных делах: моральные принципы человечества больше уже не отстают от международного права, они просто перестали быть регуляторами межгосударственных отношений. Отныне правила игры в мире задает сильнейший. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вполне объективная и сбалансированная в правовом и моральном аспектах речь г-на Р. Джексона завершается красивыми словами о том, что силы международного права, его заповеди, его запрещения должны быть на службе делу мира с тем, чтобы люди доброй воли во всех странах могли иметь «право на существование при полной свободе под сенью закона».

К великому сожалению, спустя 65 лет после завершения работы Нюрнбергского трибунала приходится признать, что мечты американского главного обвинителя Р. Джексона о более справедливом мироустройстве стали несбыточной социальной утопией.

Нюрнбергский трибунал давно умер. В том смысле, что стал достоянием истории. Но очень многим людям на земле хочется сказать: «Да здравствует Нюрнбергский трибунал!»

Одни очень хотят видеть на нём в качестве обвиняемых… коммунистов, внёсших весомый вклад в разгром немецкого фашизма. Другие, и их гораздо больше на земле, кое-кого из потомков и последователей обвинителей на Нюрнбергском процессе, постепенно превращающихся в некоего «коллективного Гитлера» современности.

Чья возьмёт, покажет время. Как бы то ни было, думайте и судите сами!

Чтобы не было мучительно больно… 


Источник — «Литовский курьер».