«Мало, чтобы в окопах сидели хорошо одетые солдаты с лоснящимися щеками»

Информационное агентство Regnum опубликовало статью латвийского журналиста Владимира Веретенникова о том, почему Латвия удваивает подготовку к войне против России.

Информационное агентство Regnum опубликовало статью латвийского журналиста Владимира Веретенникова о том, почему Латвия удваивает подготовку к войне против России.

В последнее время в Латвии повышенное внимание уделяется военному бюджету государства. Многие ответственные чиновники, вплоть до главы правительства, заявляют о том, что страна выделяет недостаточно средств на оборону — и данную проблему необходимо решать. При этом авторы подобных заявлений постоянно ссылаются на мнение НАТО, руководство которого хотело бы видеть Латвию более милитаризированным государством, чем она является сейчас. Итогом этих дискуссий стало недавнее решение о росте военных расходов республики вдвое в течение восьми ближайших лет.

«Система в режиме выживания»

Сейчас на военный бюджет Латвии уходит чуть больше 1% от национального ВВП, составившего в 2011 году 26,141 миллиардов долларов. Однако, нормативы НАТО предусматривают, что каждая страна, являющаяся членом альянса, должна тратить на армию не менее 2% от ВВП. В настоящее время по оборонному бюджету Латвия занимает среди стран блока третье место с конца, а по численности Национальных вооруженных сил (НВС) — второе. Собственно, разговоры о «недостаточности» военного бюджета государства особенно обострились вскоре после прошлогодних парламентских выборов — едва лишь нынешняя коалиция только-только приступила к работе. Как известно, любое правительство, придя к власти, в первую очередь доносит до общественности те задачи, которые оно намеревается решать в первую очередь. Вот и новый латвийский кабинет министров, ещё даже не будучи утверждённым сеймом, в своей октябрьской декларации выразил намерение начать рост финансирования вооруженных сил. Это обосновывалось тем, что необходимо «последовательно осуществлять основную задачу оборонной политики — развивать профессиональные и эффективные НВС в соответствии с приоритетами, изложенными в документах оборонного планирования НАТО и Латвии».

Против какого потенциального противника готовится воевать Латвия, осталось тогда неназванным. Но, очевидно, это враг очень могуч, ибо для обеспечения латвийской безопасности в долгосрочной перспективе «предусматривается расширить возможности кризисного управления, стабилизировать структуру системы образования и стратегическое партнёрство со странами альянса, включая участие страны в международных военных операциях, а также — в формировании общей европейской политики безопасности и обороны». Также, по мнению авторов декларации, надо «крепить сотрудничество стран Балтии в оборонной сфере» и развивать НВС. Словом, необходимо постараться ликвидировать последствия того прискорбного факта, что в течение последних лет государство было вынуждено сокращать расходы на вооружения. Заодно, новое правительство заявило, что поддерживает участие Латвии в операции НАТО в Афганистане.

Однако, вскоре самый высокопоставленный латвийский военный выразил гораздо более осторожную позицию. Командир Национальных вооруженных сил Раймонд Граубе заявил, что в 2012 году в Латвии снова должны будут сокращены расходы на оборону (хотя это и не коснется зарплат и социальных гарантий военных): с 1,1% до 1,08% от ВВП. Он пояснил: «Сейчас система находится в режиме выживания. Развития нет. Ресурсы расходуются. Рано или поздно придётся подумать о восстановлении разных материально-технических средств. Сейчас мы используем, что есть, живём на тех резервах, которые имеются».

По словам Граубе, хотя отток военных из армии остановился, но ситуация может снова ухудшиться. Однако, как дополнил военный, партнёры по НАТО, хотя и понимают тяжёлую латвийскую ситуацию, но всё же рассчитывают, что республика в обозримом будущем увеличит расходы на оборону. Это необходимо, потому что в целом, дескать, безопасность в регионе ухудшается. Тут уж, по крайней мере, Граубе оказался несколько откровенней, нежели члены правительства, и отчасти дал понять, кого Латвия считает противником: «Другие страны, как и наши соседи, могут допустить непрогнозируемые действия… Взять хотя бы полёт российских бомбардировщиков…»

Впрочем, даже скромные и нерешительные высказывания латвийских должностных лиц о тяжести военных расходов для государства вызвали несогласие со стороны посла США в Латвии Джудит Гарбер. В ходе состоявшейся тогда же встречи с министром обороны Артисом Пабриксом (партия «Единство») дипломат подчеркнула — дальнейшее сокращение местного оборонного бюджета недопустимо. Д. Гарбер сказала, что хотя «США с пониманием смотрели на сокращение бюджета в годы кризиса», но пора и честь знать. Представительница заокеанского государства настоятельно рекомендовала латвийским военным брать пример с правительства, которое, напротив, готово лишь увеличивать финансирование обороны. В ответ Пабрикс «взял под козырёк» и доложил, что Минобороны начало работу над планом четырёхлетнего сотрудничества латвийского ополчения и национальной гвардии штата Мичиган.

В свою очередь, посол поделилась впечатлениями о том, как съездила в Цесисскую школу военных инструкторов. От неё у г-жи Гарбер остались очень хорошие впечатления — в особенности от учебных курсов для молдавских инструкторов, проводимых латвийскими военнослужащими. Американка довольно сказала, что данные курсы серьёзно поспособствуют тому, что в Молдавии состоится переход от сержантов советского типа, которым нельзя принимать самостоятельных решений, к институту современных заместителей офицеров.

По требованию НАТО

К слову, призывы со стороны НАТО к Латвии увеличить военный бюджет раздаются постоянно с момента её вступления в альянс. Дискуссия о необходимости укрепления латвийских вооруженных сил продолжилась и в нынешнем году. Вскоре после новогодних праздников МИД обнародовал заявление, в котором указывалось, что «Латвия должна не только в риторике, но и практическими действиями продемонстрировать заинтересованность в поддержании и укреплении диалога с США. Одним из таких шагов в ближайшие годы станет планомерное увеличение расходов оборонного бюджета, чтобы он достиг 2% ВВП». Вообще, при этом было выделено три приоритета в отношениях с заокеанской державой.

Во-первых, военное сотрудничество, во-вторых укрепление двухсторонних связей в транспортной сфере (транзит грузов в Афганистан, «Новый шёлковый путь»), в-третьих развитие экономических связей (инвестиции, использование латвийских портов). В январе в Риге состоялась встреча латвийских министров иностранных дел, обороны и сообщения с генеральным секретарем НАТО Андерсом Фог Расмуссеном. Министры подтвердили решимость Латвии постепенно увеличить военный бюджет до 2% от ВВП и подчеркнули, что их особенно интересует заявленная руководством блока инициатива «умной обороны» — целью которой является объединение усилий входящих в него государств по достижению как можно более эффективных и экономичных оборонных решений. Заодно обсудили перспективы намеченного на май саммита НАТО в Чикаго. Было заявлено, что приоритетом государств Прибалтики на этом саммите станет достижение долгосрочного решения по вопросу патрулирования НАТО их воздушного пространства.

К вопросу военного бюджета правительство вернулось в текущем месяце. К этому моменту был разработан проект государственной оборонной концепции, вскоре одобренный правительством — который, по словам представителя Министерства обороны Яниса Гарисонса, намечает дальнейшие направления развития латвийской армии. Данный документ не исключает также прямых конфликтов, хотя и оценивает их вероятность, как низкую. Как указал Гарисонс, в концепции прописана цель, заключающаяся в создании «компактной и мобильной армии для сухопутных операций по защите государства и коллективной обороны». Представитель Минобороны отметил, что вооруженные силы Латвии в НАТО до сих пор были в большей степени «потребителями» — и отныне они должны более активно участвовать в укреплении системы общей безопасности. В связи с этим концепция предусматривает доведение к 2020 году размера военного бюджета до 2% ВВП — для чего соответствующие расходы придется ежегодно увеличивать на 15 млн. латов. Правда, пока что премьер-министр В. Домбровскис не сумел озвучить сумму, на которую оборонный бюджет будет увеличен уже в следующем, 2013 году — её ещё придётся соразмерять с запросами других министерств. Также, в концепции прописано, что не менее 50% латвийских военнослужащих должны быть готовы к участию в международных операциях, а не менее 8% — участвовать в них. Впрочем, Р. Граубе не исключает, что в будущем участие солдат Латвии в операциях НАТО может быть увеличено.

В свою очередь, А. Пабрикс заявил: «Я призываю Латвию вооружаться, так как наша оборона ослаблена только потому, что её финансирование неадекватно тем вызовам, с которыми мы можем столкнуться». По словам министра, латвийские военнослужащие неплохо накормлены и довольно хорошо одеты — однако, мало, чтобы в окопах сидели «хорошо одетые солдаты с лоснящимися щеками». Воинов следует качественно вооружить и обеспечить всеми необходимыми современными технологиями. Другими словами, «если финансирование останется на нынешнем уровне, то наша безопасность пойдёт вниз. Если мы хотим роста, нам надо добавлять». К этому Пабрикс добавил, что Латвия граничит с двумя странами, которые «не являются достаточно демократическими и на самом деле не выглядят слишком политически стабильными». О каких именно странах идёт речь, все сразу поняли — даже без необходимости озвучивать их названия.

Врагом назначили Россию

Одновременно, Латвия продолжает нести расходы в рамках участия в миссии НАТО в Афганистане. В частности, на днях госсекретарь Министерства обороны Янис Сартс объявил, что с 2015 года государству в течение трёх лет придётся выделять полмиллиона долларов ежегодно на содержание афганских сил безопасности — армии и полиции. Общее финансирование на данные цели планируется в размере 4 млрд. долларов в год. Помимо этого Сартс сказал, что «пока ещё рано говорить» о сокращении латвийского контингента в этой стране. В 2012 году, как и в 2011-м, республика направила в Афганистан 350 солдат. Финансирование этой миссии составит около 12 млн латов. Правда, как заверяют члены правительства, «концептуально» принято решение сокращать численность афганского контингента — но всё, дескать, будет зависеть от конкретной ситуации. Опять же, премьер-министр Валдис Домбровскис поспешил успокоить налогоплательщика напоминанием, что деньги, которые Латвия будет выделять на афганские силы безопасности, являются меньшими, нежели те средства, которые ей доселе приходилось выплачивать на своё участие в тамошней миссии Международных сил содействия безопасности. Недавно министр сообщений Айвис Ронис заявил, что Латвии готова способствовать перевозкам грузов (ресурсов и военного оборудования) в обратном направлении — из Афганистана. Данные перевозки правительство хотело бы заложить в основу регулярного торгового сообщения с тамошним регионом.

Надо отметить, что принятое решение о доведении военного бюджета Латвии до 2% от ВВП через восемь лет вызвало раздражение у некоторых местных консерваторов, ругающих правительство за медлительность в данном вопросе. Так, публицист Айварс Озолиньш на прошлой неделе опубликовал в журнале Ir статью под красноречивым названием: «Чтобы не нужно было кормить чужие войска». В ней он раскритиковал власть, «продолжающую полагаться на то, что за нашу безопасность будут платить другие» и сетует, что в Латвии не было слышно «серьёзных протестов ни против драматического сокращения финансирования на оборону, ни против его несоответствия закону». Для публициста нет никаких сомнений в том, с чьей стороны следует ожидать опасности: «Конечно, вооружённое вторжение России в Латвию, как в 2008 году в Грузию, сейчас нельзя представить. Однако в международной политике происходит смещение приоритетов, которое повлияет и на безопасность Латвии. США свои интересы всё больше связывают с процессами на Ближнем Востоке и в Азии, а не в Европе, как это было на протяжении десятилетий после Второй мировой войны. Тем временем, Россия всё более открыто пытается вернуть влияние на территории бывшего СССР, что вновь избранный президентом Владимир Путин выдвинул одним их своих главных приоритетов, пообещав создать «Евразийский союз». Даже обычно политически осторожное Бюро по защите Конституции предупреждает о целях России в Латвии — обеспечить себе здесь особые права, в том числе на защиту безопасности «соотечественников». Вторжение контролируемых Кремлём СМИ в информационное пространство Латвии происходит всё более агрессивно. Чуть ли не ежедневно узнаём факты о выделенных Москвой миллионах на мероприятия по «поддержке соотечественников». В день языкового референдума вдоль границ Латвии летали русские бомбардировщики. Только что в Калининградской области размещён дивизион российских зенитных ракет. Постоянные кибератаки — это уже будни для всех трёх стран Балтии».

Справедливости ради, следует отметить, что подобной алармистской точки зрения придерживается отнюдь не всё население Латвии и даже не все представители местной элиты. Однако она, в общем и целом, является господствующей для той правящей коалиции, которая формирует правительство в настоящее время. И поэтому политика наращивания, по мере возможности, военных расходов будет продолжаться всё время нахождения её у власти.


Источник — ИА REGNUM.

Об авторе. Владимир Веретенников, 34 года, журналист. Закончил Даугавпилсский университет (факультеты истории культуры и социальных наук) и Высшую школу социальных технологий (юридический факультет). Работал на Даугавпилсском телевидении, в «Нашей газете», газетах «Сейчас», «Экспресс-неделя». Имеет благодарность комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации правительства Москвы за высокий профессионализм и личный вклад в дело развития информационного сотрудничества между г. Москвой и г. Ригой, а также диплом Союза журналистов Латвии «За защиту гуманизма и общечеловеческих ценностей».