«Я опасаюсь, что нам придётся одобрить в московском православии идею Третьего Рима»

Издание «wPolityce.pl» опубликовало статью экс-главы МИД Польши Анны Фотыги против совместного соглашения между Польской католической и Русской православной церквами о примирении и взаимном прощении.

Польское издание «wPolityce.pl» опубликовало статью экс-министра иностранных дел Польши Анны Фотыги, выступившей против совместного соглашения между Польской католической и Русской православной церквами о примирении и взаимном прощении. Встреча патриарха Кирилла и главы епископской конференции архиепископа Юзефа Михалика запланирована на 17 августа 2012 года в Варшаве.

Сегодня важные новостные порталы, радио- и телевизионные станции дали нам хорошо составленное и сухое сообщение об освящении православной церкви, расположенной у входа в мемориальный комплекс в Катыни, который состоит из польского военного кладбища.

На нём похоронены останки польских офицеров, жертв совершённого по приказу высшего руководства СССР массового убийства. В акте освящения церкви принял участие патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Строительство было его давней идеей. Об этом своём проекте он сообщил властям Российской Федерации ещё в бытность митрополитом Смоленским и Калининградским в 2002 году. После восьми лет дело внезапно ускорилось. В начале 2010 года премьер-министр Владимир Путин дал согласие, подготовительные работы начались немедленно без консультации с польской стороной. Это представляет собой нарушение польско-российского соглашения о могилах и памятниках жертвам войн и репрессий от 22 февраля 1994 года.

Даже беглое чтение текста соглашения и приложенной к нему декларации министров иностранных дел РФ и ПР открывает содержащиеся в них положительные импульсы, желание создать условия для примирения. Трудоёмкая, шаг за шагом в правильном направлении деятельность. Это было во времена Бориса Ельцина.

В начале 2010 года россияне решили демонстративно нарушить договор и сделали это в самом святом месте для поляков — в Катыни. Было выполнено в быстром темпе строительство этого храма высотой в сорок метров, увенчанного медным позолоченным куполом, который является доминирующим элементом в мемориале. Очень трудно мне объяснить общественности классический метод работы русской дипломатии, которая намеренно стремится унизить партнёров, вынуждает соглашаться с силой, чтобы рационализировать ситуацию. Таким унижением был факт участия премьер-министра Дональда Туска в церемонии закладки камня церкви вместе с Владимиром Путиным 7 апреля 2010 года. Российская дипломатия могла играть ва-банк, зная, что польское правительство согласится на всё, даст санкцию на нарушение соглашений, лишь бы опередить президента Качиньского.

Ситуаций такого рода было немало. Президент Бронислав Коморовски не мог отказаться сниматься с Медведевым, несмотря на провокационное удаление русскими памятной таблички в Смоленске накануне первой годовщины катастрофы. Он поехал и возложил венок к «бронированной берёзе», которая, по мнению независимых экспертов, видных учёных, оказалась высосанным из пальца препятствием на пути Ту-154М. Небось, спецназ хохотал!

Но вернёмся, однако, к катынской церкви. На нарушение соглашения обратил внимание властей Российской Федерации в марте 2010 года покойный Анджей Пшевожьник — жертва катастрофы под Смоленском. Как секретарь Совета по охране памяти борьбы и мученичества он был организатором мероприятий памяти 70-летия Катыни с участием президента Польши. Он считал, что православная святыня своей символикой нарушает историческую правду. Действительно, сталинский режим уничтожил и русских, которые похоронены в том самом лесу. Польская же элита, однако, была схвачена на территории своей страны, уничтоженной СССР совместно с Гитлером. Их убили выстрелом в затылок, всех.

Почему Владислав Бартошевски, многолетний председатель Совета охраны памятников борьбы и мученичества молчит? Почему бы ему не повторить возражения его ближайшего сотрудника? В освящении церкви в Катыни принимала участие делегация Польской автокефальной рравославной церкви. На церемонии присутствовал польский военный атташе в Москве. Мероприятие в СМИ описывалось в торжественном тоне без комментариев. Это означает, что готовится настроение перед визитом в августе в Польшу патриарха Кирилла. Он прибудет в неё на следующий день после годовщины битвы под Варшавой, через несколько недель после четырёхсотлетней годовщины поражения польских войск под командованием Яна Кароля Ходкевича в битве под Москвой и шумно празднуемого в России с 2005 года «изгнания поляков из Кремля».

В ходе визита будет подписана декларация польской епископской конференции и московской православной церкви с призывом к польскому и русскому народам к примирению. В примирении с русским народом, по-моему, нет проблем. Основным препятствием является гнетущая тот народ «система Путина» и политика государства российского по отношению к Польше. Осталась не выяснена до сих пор роль его деятелей в авиакатастрофе под Смоленском, и проявленная злая воля в выяснении обстоятельств очевидна.

На протяжении многих лет я слежу за деятельностью Московской церкви, самого патриарха Кирилла, и у меня есть проблемы с позитивной оценкой их. Я уж не говорю о появляющихся в большом количестве источников сведениях о сотрудничестве патриарха с КГБ, явной поддержке политики Путина. Всё указывает на то, что православие, с которым мы собираемся примириться, не имеет черт экуменизма Владимира Соловьёва, других философов «серебряного века»: Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Георгия Федотова, Николая Клепнина. Их открытый, дружелюбный миру ум допускал порушение Россией национального эгоизма.

Я опасаюсь, что вместо «серебряного века» нам придётся одобрить в московском православии идею Третьего Рима. Её описал в письме к великому князю московскому Василию III монах Филофей, игумен монастыря во Пскове. Согласно ему, Первый Рим пал из-за ереси (католицизма), «Второй Рим» — Константинополь, пал из-за того, что присоединился к той же самой ереси, а Третий — Русь, будет существовать вечно, благодаря своей истинной, чистой вере. Третий Рим — есть идея государствообразующая, влияние которой на действительность в современной России нетрудно оценить. Очень сильное влияние, однако, усиленное через самого патриарха Кирилла, имеет миф о Святой Руси, охватывающей ещё и территории Белоруссии и Украины. Будучи мифом государствообразующим, объединяющим в себе элементы религиозные и светские, он стал средством имперской политики, а в нынешние времена — политики неоимперской.

Я уже вспоминала о приближающейся годовщине битвы под Москвой, где войска князя Пожарского и Кузьмы Минина разбили польские войска гетмана Ходкевича. На своих знаменах русские уже тогда несли призыв «Боже, храни святую Русь». После изгнания поляков из Кремля идея эта стала основополагающей идеей династии Романовых. Это с ней мы сражались в восстаниях, битвах, ссылках, на каторге, в казематах. Теперь она снова на устах правителей и даже стала приспособлена. Во время чемпионата Европы по футболу на стадионе в Варшаве российские болельщики развернули огромный плакат. На нём было видно изображение князя Пожарского и надпись «Здесь Россия» (На этот счёт «NewsBalt» ранее приводил мнение директора Российско-польского Центра диалога и согласия Петра Стегнего: «На баннере был изображён былинный богатырь с надписью "This is Russia". Кто он, этот богатырь? На мой взгляд, больше подходит на Илью Муромца. Но поляки интерпретировали по-своему, посчитав, что это князь Пожарский. — «NewsBalt»).

Кому служит это примирение? Почему, хотя это важное событие, никто не подаст голос? Молчат историки, богословы, молчат миряне.

Эта тишина ужасна, она звенит у меня в ушах.


Справка «NewsBalt». Анна Фотыга (Anna Fotyga) — выпускница факультета внешней торговли Гданьского университета. После учёбы в университете преподавала английский и русский языки. С 1981 по 1989 годы работала вместе с будущим президентом Польши Лехом Качиньским, погибшим в 2010 году в авиакатастрофе. В конце 90-х годов несколько лет занималась проектами Всемирного банка в Польше. Руководила отделом по международным делам «Солидарности», работала советником премьера Польши Ежи Бузека. На посту главы МИД Польши работала в 2006-2007 годах. Анна Фатыга замужем, воспитывает двух детей. 

Источник — «wPolityce.pl».

Перевод — Regnum.