«Наши дети в Литве — подопытные кролики в борьбе за власть и личные амбиции»

Активистка Родительского форума русских школ Литвы Лилия Князева опубликовала на портале «Русский мир Литвы» свой взгляд на реформу образования, согласно которой с 2013 года вводится единый экзамен по литовскому языку.

Когда при активной поддержке члена Вильнюсского самоуправления Ольги Горшковой осенью 2011 года в Родительский форум объединились представители почти всех русских школ Вильнюса, трудно было представить, чем мы сможем помочь русским школам и нашим детям. Но бездействовать и равнодушно наблюдать, как планомерно ведут нас к ассимиляции, как преступно проводится эксперимент над нашими детьми, мы не могли, да и не можем!

Реформа образования, введение единого экзамена по литовскому языку с 2013 года с каждым днём вызывает всё больше вопросов и заставляет нас, Родительский форум, занять активную позицию. Тесно сотрудничая с председателем ассоциации учителей русских школ Литвы Эллой Канайте, в течение этого года мы неоднократно встречались с социологом Рафаэлем Муксиновым, с представителями Вильнюсского самоуправления Сигитой Бурбене, Натальей Шляхтич, с директором департамента образования Вильнюсского самоуправления Гинтарасом Петронисом, с членом сейма Юозасом Олекасом, с послом России в Литве Владимиром Чхиквадзе. И на каждой из этих встреч мы, родители школ нацменьшинств, пытались сказать свое Слово в защиту детей, пытались донести наши чаяния и надежды, пытались быть услышанными, но…

Нас очень интересовала и позиция Министерства просвещения Литвы. Поэтому ещё в ноябре прошлого года мы встретились с вице-министром Вайдасом Бацисом, которому задали интересующие нас вопросы о едином экзамене, нагрузке учащихся, об обучении учеников младших классов на литовском языке, о сохранении среднего образования на родном языке. Весь год, активно изучая сложившуюся ситуацию, мы пришли к выводу, что нас НЕ СЛЫШАТ, а наши дети становятся просто заложниками личных амбиций чиновников системы просвещения и политических интересов. А поле битвы – души ни в чем не повинных детей школ нацменьшинств! Наши дети — подопытные кролики в борьбе за власть и личные амбиции!

Никто не спорит, что ученики школ с преподаванием на языках нацменьшинств должны знать литовский язык . И дети наши знают, знают не только язык и культуру своей страны, но и, сохраняя любовь к родной культуре, успешно изучают и многие европейские языки, европейскую культуру.

Пробный экзамен по литовскому языку, который проводился весной 2012 года в школах нацменьшинств, показал, что ребята владеют литовским языком. Более того, результаты проверки «вдруг» показали, что содержание работ, читательская культура и общая эрудиция в области литературы оказалась у 11-классников школ нацменьшинств лучше, чем у учащихся литовских школ…?! Выводы и предложения проверявших?! – Да, с грамматикой и стилистикой у ребят слабовато, но содержание лучше! Как же так! …Что же еще придумать, чтобы «наши дети» (литовских школ!) лучше сдавали и, следовательно, лучше поступали в ВУЗы?! И придумали: «упростить» шкалу оценивания… Нет, не для «подопытных кроликов», не для учеников школ нацменьшинств, а для своих… У них ведь нет возможности читать Достоевского и Шекспира ,Чехова и Гете, Пушкина и Солженицына, Цветаеву и Мандельштама.… Да и осилить прочитать всю литовскую художественную литературу за два года могут только ученики школ нацменьшинств! А «нашим» для этого требуется почти двенадцать лет?! Ох уж эти школы нацменьшинств! Ничего, грамматика, орфография и стилистика поставят их на место!

А пренебрежительное поведение представителей Министерства просвещения?! Это просто вызывает недоумение! На поспешно проводимых курсах повышения квалификации для учителей литовского языка, работающих в школах нацменьшинств, вопросы учителей – практиков, как правило, оставались без ответа! Первые встречи представителей экзаменационного центра и министерства просвещения со старшеклассниками в школах нацменьшинств свелись к попытке «убедить» старшеклассников в желании инициаторов и организаторов «нововведения» наделить равными правами всех абитуриентов Литвы! А в конце августа господин Бацис разослал письма школам нацменьшинств с предложением встретиться с представителями Министерства просвещения и обсудить вопросы предстоящего единого экзамена. Чиновников интересует мнение детей, их родителей, преподавателей литовского языка? Да, блажён кто верует…

Вильнюсская школа… 7 сентября школа направляет письмо с согласием встретиться с представителями министерства просвещения 27 сентября. Не получив никаких уточнений об изменении даты или времени встречи, представители администрации школы, учителя, ученики старших классов, родители собрались в актовом зале, чтобы еще раз попытаться задать конкретные вопросы представителям Министерства просвещения.

Однако в назначенное время никто из представителей министерства не появился и даже не соизволил позвонить. Ожидание продолжалось 40 минут. Был сорван учебный процесс в старших классах, а на письменную претензию госпожой Нидой Подерене (Подерене — главный специалист отдела основного и среднего образования Министерства образования и науки Литвы. — «NewsBalt») было заявлено, что надо было дополнительно поинтересоваться, смогут ли представители министерства приехать! Да и чему удивляться?! Удивляться такому поведению не приходится, ведь и господин Бацис, сам назначивший встречу с представителями Родительского форума 2 октября, также позволил себе не появиться. А вместо него проводившая встречу, госпожа Подерене, курирующая в министерстве литовский язык, заявила, что больше не видит для себя смысла встречаться с нами, то есть с Родительским форумом, а представленный проект оценки единого экзамена с её точки зрения должен быть ужесточён.

Что можно на это сказать? Всё очень просто! Литва опять осваивает огромные деньги Евросоюза в этом спорном проекте! Деньги, которые успешно оседают в чьих-то карманах… Так разве ж функционеры могут отказаться?! Вот почему «вдруг» надо вводить единый экзамен по литовскому языку! Вот для чего эти поспешные «нововведения»!

Господа чиновники, когда же мы научимся планировать свою «новаторскую» деятельность? Когда прекратятся эксперименты над людьми? Когда детей нашей страны перестанут делить на «своих» и «чужих»? Господа чиновники, читайте мировую классику: «Ему грезилось… , будто весь мир осуждён в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. …Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина… Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе.. .. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше…» («Преступление и наказание» Ф.Достоевский).

Дорогие родители, мы призываем Вас не опускать руки и продолжать борьбу за право молвить Слово в защиту наших детей, за право быть услышанными, за равные права обучаться на родном языке для всех детей нашей многонациональной страны! Мы были, есть и будем в этой стране! Мы достойные граждане и патриоты Литвы. Двери Родительского форума русских школы открыты!


Источник — «Русский мир Литвы».