«Реально экономики стран Прибалтики сильнейшим образом деградировали по сравнению с их состоянием в СССР»

Российский экономист, директор аналитической компании «Неокон» Михаил Хазин в интервью «Литовскому курьеру» высказал мнение - чтобы избежать кризиса, Литве надо выйти из НАТО.

Российский экономист, директор аналитической компании «Неокон» Михаил Хазин в интервью «Литовскому курьеру» высказал мнение — чтобы избежать кризиса, Литве надо выйти из НАТО. 

— Уважаемый Михаил Леонидович, каковы экономические перспективы Литвы в частности и стран Балтии в целом?

— Для того, чтобы более или менее внятно оценить чьи-то перспективы, необходимо описать ту ситуацию, в которой будет осуществляться наша жизнь. А ситуация крайне сложная. Избежать усиления экономического кризиса невозможно – превышение потребления над реальными доходами настолько велико, что снижение потребления, то есть ВВП крупнейших экономик мира, просто неизбежно. Но в условиях постоянного снижения уровня жизни, то есть роста социальной напряжённости, неизбежно усиление протекционизма и защиты внутренних рынков практически во всех странах.

Разумеется, эти процессы будут протекать постепенно и частично будут компенсироваться. Например, за счёт перераспределения эмиссии основных финансовых центров. Но само по себе движение в сторону развития кризиса неизбежно. В такой ситуации самый сильный удар будет нанесён по небольшим странам. По таким, которые не могут защитить внутренние рынки. По таким, чьи рынки слишком малы, чтобы поддерживать хоть сколько-нибудь серьёзный уровень внутреннего производства. По странам, у которых нет собственных ресурсов.

Именно такой страной являются Литва и другие прибалтийские государства. Так что их ждут серьёзные проблемы. Другое дело, что какое-то время эти проблемы можно будет решать за счёт ресурсов Евросоюза, но долго это продолжаться не сможет.

— Перенесут ли вчерашние «балтийские тигры» очередную волну кризиса? Какими могут быть последствия не только с социальной, но и с политической точки зрения?

— Ну, название «тигров», конечно, было PR-термином. Реально экономики этих стран сильнейшим образом деградировали по сравнению с их состоянием в СССР, особенно это касается Латвии. Просто ВВП – это бухгалтерский термин и им можно довольно в широких пределах «играть». Сегодня прибалтийские страны должны решать очень серьёзные проблемы, главная из которых — искать рынки сбыта какой-то своей продукции для поддержания уровня жизни населения. Делать это будет крайне сложно, поскольку и рынки будут закрываться, да и производств в странах Прибалтики почти не осталось.

Как быть в такой ситуации – не очень понятно, а альтернатива всему этому – сильное падение и без того не очень высокого уровня жизни населения.

— Надо ли в таких условиях замахиваться на крупные и очень затратные инфраструктурные проекты вроде строительства АЭС в Висагинасе?

— Это вопрос сложный. С одной стороны – если кто-то платит за АЭС, то это новые рабочие места и улучшение экономической ситуации. С другой – если нужно платить из своих денег, которые могут понадобиться в критической ситуации, то могут возникнуть проблемы. Кроме того, рост долговой нагрузки в текущей ситуации тоже не очень полезен.

— Как Литва должна, и должна ли, корректировать своё отношение к России в такой ситуации?

— Теоретически Россия – это единственный рынок, присутствие на котором можно увеличить. Практически – тут есть масса проблем. Это и ассоциации с Латвией и Эстонией, которые крайне спорно отнеслись к русскому населению, это и вступление в НАТО, и фашистские парады, и осуждение ветеранов Великой Отечественной войны, и так далее.

И хотя Литва здесь выглядит намного лучше, чем Латвия и Эстония, всё равно решать задачи будет очень трудно. Россия уже чётко определилась, кого она будет пускать на свои рынки. В первую очередь – это страны Таможенного союза. По поводу всех остальных будут проблемы. В том числе со стороны других членов ТС, которые крайне ревниво будут смотреть на проникновение литовских товаров на российские рынки.

В общем, здесь Вильнюсу нужно решать очень серьёзные проблемы. Причем придётся чем-то жертвовать. Возможно, членством в НАТО, которое, по большому счёту, Литве не очень нужно, поскольку кормить её НАТО не будет. Другое дело, что на этом поле пока ещё можно потерпеть.

— Способны ли страны Балтии самостоятельно выправить экономическое положение или без помощи ЕС их ждёт греческий сценарий?

— Нет. Самостоятельный выход из кризиса исключён. Таких ресурсов у прибалтийских государств просто нет. А если ещё учесть наличие долгов, которые, впрочем, будут постепенно обесцениваться, если не делать новые, то ситуация становится совсем критической. Все рассуждения о выходе из кризиса основаны на том, что ситуация в мире может быстро улучшиться – а этого точно не будет.

Впрочем, блажен, кто верует.

— Может, Литве и Латвии нужно стремиться в зону евро, искать защиты от кризиса там?

— В этом нет никакого смысла. В 2008 году только одна страна ЕС ухитрилась не впасть в рецессию – это Польша, которая девальвировала злотый. Глупо ради сомнительных идеологем отказываться от такого полезного инструмента, как девальвация своей валюты с целью поддержания внутреннего производителя. Не говоря уже о том, что судьба евро не выглядит такой уж безоблачной – хотя есть варианты.

В любом случае, проведение самостоятельной валютной политики в условиях кризиса – большое искусство. Смогут ли им овладеть литовские либеральные чиновники, которые смотрят в рот чиновникам из Брюсселя и МВФ – большой вопрос.

Впрочем, поляки же сумели…


Источник — «Литовский курьер».