«Оговорка или неудачный экспромт?»

Организации граждан России за рубежом оказались для российских дипломатических структур пасынками, считает глава Клайпедской ассоциации российских граждан из Литвы Анатолий Лавритов.

На пленарном заседании IV Всемирного конгресса российских соотечественников председательствовавшему Сергею Викторовичу Лаврову был задан вопрос, почему в отличие от прошлого конгресса, состоявшегося в Москве, граждане России, постоянно проживающие за рубежом, лишены возможности обсудить свои проблемы в отдельной секции с представителями своего государства.

И уважаемый министр иностранных дел, возглавляющий правительственную комиссию Российской Федерации по делам соотечественников за рубежом, на полном серьёзе заявил, что они «не разделяют соотечественников» по категориям.

А зря…

Огорчительно, но приходится напоминать высокопоставленному и опытному дипломату Российского государства прописные истины из внутреннего законодательства страны. В статье 61 ч. 2 Конституции России говорится: «Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за её пределами».  

Консульский устав РФ, определяющий обязанности консульских работников, условия и порядок их работы с гражданами России в зарубежье, находящимися на постоянном консульском учёте и оказавшимся в иностранных государствах по разным причинам, вообще не содержит понятия «соотечественник».

Оно дано только в законе «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», причём, основным в этом статусе является наличие российского гражданства! За 13 лет действия этого федерального закона действительно сложилась практика работы с соотечественниками разных категорий, которые вполне узнаваемы и не обделены вниманием со стороны России. 

— Ветераны Великой Отечественной войны вне зависимости от наличия российского гражданства постоянно получали материальную, медицинскую помощь и моральную и отчасти пенсионную поддержку, что воспринималось ими с благодарностью.

— Ветераны военной службы и их вдовы также вне зависимости от гражданства в соответствии с межгосударственными соглашениями получали и получают пенсии и социальные пособия за службу в Вооруженных Силах СССР. Для этого в ряде государств на постсоветском пространстве были созданы и функционируют до сих пор отделы социального обеспечения при посольствах РФ.

Количество ветеранских общественных объединений в посольствах и консульствах хорошо известно, тем более, что в порядке информационного обеспечения руководителям и советам оформлялась подписка на российские издания («Российская газета», «Красная звезда», «Ветеран», «Культура», «Русский век» и др.).

Многие инициативные члены этих организаций стали учредителями объединений военных пенсионеров и ассоциаций российских граждан, участвовали в страновых и региональных конференциях соотечественников практически в качестве терпимых и малочисленных гостей, неравных по статусу гостям из Москвы, посольств или консульств.  

Большинство на них составляли представители организаций по интересам и просветительско-культурной направленности, рьяно отстаивающих свои интересы. Им посольствами и консульствами РФ обеспечивается до сих пор постоянная информационная и материальная поддержка при осуществлении проектов. Это привело к тому, что к настоящему времени организации граждан РФ за рубежом, созданные в соответствии с законами страны проживания, т.е. легитимно, оказались для консульско-дипломатических структур пасынками. Их организационный ресурс и лучшая информированность о делах и событиях в своем государстве – России – не востребованы. 

Парадоксально, но факт — обязанности посольств и консульств РФ организовать участие граждан России в зарубежье (при защите и покровительстве!) в недавних выборах, были облегчены явно дискриминационными нормами российского избирательного законодательства, лишающего почти 2 млн. человек активного участия в государственной жизни своей страны. Их только обеспечили правом отдать свои голоса за ту или иную партию на выборах депутатов Госдумы и за того или иного кандидата в президенты. 

Работа в участковых избирательных комиссиях, право контролировать их работу в качестве наблюдателей , возможности попасть в государственные структуры РФ, — всё это для зарубежных российских избирателей практически недоступно. 

Казалось бы, что дипломаты и консулы должны понимать, что государственные программы РФ в отношении соотечественников (содействие переселению и помощь молодым соотечественникам в получении образования в ВУЗах РФ и др.) легче всего было бы осуществлять с помощью российских граждан в зарубежье, знающих местные условия и особенности преподавания на русском языке в станах, где сохраняются пока «русские школы». Однако в действительности многое отдано на откуп соотечественникам без гражданства РФ, как будто им лучше известны российские условия жизни и возможности разрешения многих проблем.

Министерство иностранных дел РФ имеет свои чётко обозначенные направления работы за рубежом. Влиять на разрешение массы вопросов, касающихся и находящихся в компетенции законодательных органов России, правительства РФ, принятия различных правовых актов министерствами и ведомствами, а также каждым из субъектов Федерации, МИД, естественно, не может. Поэтому и требовать от него чего-то «по полной программе» бессмысленно.

Получается, что граждане России разных национальностей, возрастов и прошлого статуса, связанные с исторической родиной в разных уголках большой страны, постепенно превратились в неродных детей. Помнится, как на Таллинской региональной конференции я задал в перерыве между заседаниями вопрос А.В.Чепурину — бывшему директору Департамента по делам соотечественников МИДа РФ: 

— Кто по-настоящему и ответственно сможет нам помочь в осуществлении проекта «Сопровождение», касающегося поддержки молодых соотечественников, обучающихся в различных ВУЗах России?

Александру Васильевичу я передал тогда соответствующие документы по этому проекту, в котором мы не делили молодых ребят и девушек по признаку гражданства. Он задумался и сказал, что этими вопросами пока занимается Россотрудничество, но в дальнейшем оно, возможно, полностью возьмёт на себя заботу о десятках тысяч молодых специалистов-соотечественников, часть которых пожелает стать участниками Государственной программы добровольного переселения в Россию. До сих пор ясности по этому вопросу нет, да и вряд ли нацеленная в основном на работу за рубежом структура будет работать по внутренним вопросам жизни российского государства!

В последующем я дважды обращался к министру – председателю правительственной комиссии по делам соотечественников, обосновывая незавидное положение , в котором оказались созданные и действующие организации российских граждан за рубежом. По-видимому, наш многолетний опыт оказался невостребованным , и на последнем конгрессе из 590 делегатов едва ли могло набраться с десяток руководителей ассоциаций и союзов российских граждан. 

Если учесть соотношение 30 млн. российских соотечественников (показатель больше мифический, нежели статистически обоснованный) к 2 млн. граждан РФ (состоящих за рубежом на консульском учете РФ), получается пропорция представительства 14:1 (30 – 2=28:2). И тогда на конгрессе в октябре 2012 года при «равном» отношении к соотечественникам, имеющим гражданство РФ и без него, должно было быть не около десяти, а более 25 граждан РФ из зарубежья. И их голос был бы более солидным. 

Это был не наш конгресс, поэтому Лавров Сергей Викторович прямо без экивоков высказал то, что есть на сегодняшний день! Прямой вопрос — прямой ответ. Заголовок статьи в таком случае получается безальтернативным. 

Задумав описать наши проблемы и возможные пути их решения, познакомился я с итоговыми материалами конгресса и не нашёл в них ни строчки, которые отражали бы в какой-то степени интересы граждан РФ, проживающих постоянно в странах Прибалтики, в Приднестровье, в Южной Осетии и Абхазии, на Украине, в других государствах на постсоветском пространстве, в Белоруссии, входящей в Союзное государство. А ведь предстоит строить Евразийский Союз, в котором вопросы взаимоотношений между государствами обязательно коснутся и гражданства!

Изучение добротно подготовленных с участием специалистов МИДа документов конгресса ничего нового для меня не открыло. Одобрение, подтверждение достигнутого и пожелания общего характера с обещаниями сохранения форм взаимодействия с «консолидированными» соотечественникам. 

С такой резолюцией невозможно решать вопросы практики и разрешения конфликтов, подобных тем, какие возникли, к примеру, недавно в связи с поступлением и учебой выпускников литовских гимназий в ВУЗах Москвы, Санкт-Петербурга и Калининграда. Мы знали, к кому и как надо обратиться непосредственно в России, чтобы девушки и ребята стали студентами…  

При написании этой статьи мною учтены личные впечатления делегатов Конгресса граждан РФ Б.Г. Каткова и С.Т. Резника. Первый возглавляет Латвийско-российскую ассоциации сотрудничества, второй – Ассоциацию российских граждан в Вильнюсе (Литва). Именно Борис Григорьевич Катков, временно исполняющий обязанности председателя Прибалтийского Совета организаций российских граждан, задал вопрос Сергею Викторовичу Лаврову вопрос о незавидном положении с некоммерческими общественными объединениями граждан России за рубежом, созданными для отстаивания их интересов не только в странах пребывания, но и непосредственно во взаимоотношениях со своим государством – Российской Федерацией.  

Если эта статья поможет понять необходимость переориентации внимания не только МИДа РФ, но и других госструктур России на положение и проблемы 2-х миллионов граждан России в зарубежье, буду считать свой долг исполненным.

Когда был жив Валентин Васильевич Мещеряков — признанный лидер российских граждан стран Прибалтики, перед публикацией подобных материалов мы советовались по всем поднятым в них вопросам, добиваясь согласованной и понятной всем позиции. Так было перед его участием в III Конгрессе соотечественников в Москве. Теперь советоваться не с кем, поэтому беру ответственность за сказанное на себя.


ИсточникKlaipeda1945.org