«Волосы встают дыбом…»

Известный польский блогер под ником Waw75 пугает русскими - «если бы Польша не была бы ни в НАТО, ни в ЕС».

Независимо от того, ограничится ли Россия оккупацией одного только Крымского полуострова или, может быть, оторвёт от украинского монолита ещё какую-то часть страны, уже можно без сомнения говорить о новом периоде в новейшей истории Европы.

После эпохи «холодной войны» 1947-1991 гг, и эпохи «нового порядка», наступившей после распада СССР в 1991 г, в этом году начался совершенно новый этап в отношениях и размещении «центров тяжести» в европейской политике. И трудно было бы поверить, что российские власти, решаясь на «мягкую оккупацию» на Украине, строили планы, связанные лишь с землями днепровского левобережья.

Во-первых, абсолютному пересмотру подвергнутся принципы существующей дипломатии между администрацией Путина и остальным миром. Само собой, это не будет означать прекращения экономических или политических контактов, но чем лучше будут эти контакты, тем сильнее будет также понимание, что они напоминают отношения вора со скупщиком краденого – со временем всем надоест соблюдать этические нормы при расчётах. А это не предвещает Европе ничего хорошего.

Тем не менее, может быть случится внезапное отрезвление. Однако если это произойдёт, то не только по причине одного лишь факта захвата Россией части Украины, но и с учётом методов и обстоятельств, сопутствующих этому. Ведь российская армия сознательно была использована в качестве замаскированных террористических отрядов, а Россия, которая под предлогом совместной борьбы с мировым терроризмом, осуществляла военный и экономический контроль над государствами бывшего СССР, теперь в свете камер совершила агрессию против соседнего независимого государства, применяя классические методы вооружённого терроризма.

На вопрос о том, можно ли было это предвидеть, ответ очевиден. Для этого достаточно обратиться к любому интервью Леха Качиньского или хотя бы к его речи в Тбилиси в августе 2008 года: календарь российской агрессии против Грузии можно найти без труда. Тем, у кого остаются какие-то сомнения, могу сказать, что доверие хотя бы к одному слову, произнесённому Сергеем Лавровым или Владимиром Путиным, следует воспринимать как первое поражение на любых переговорах. Так уж действует российская дипломатия: если поверишь хоть одному слову, то ложь будет безграничной.

К сожалению, уже много лет современная Европа находится в состоянии дипломатического кризиса, так как в период мнимого ощущения безопасности после распада СССР она занималась главным образом дискуссиями на темы бизнеса, светского общества и чистоты атмосферы. Польская дипломатия после 2008 года превосходно вписалась в эту модель – но упадок зрелой дипломатии стал одним из болезненных атрибутов периода 1991 — 2014 годов в европейской истории.

Так или иначе, трудно было предвидеть украинский сценарий уже в 90-х годах, а ведь именно в то время принимались многие, ключевые для Польши решения.

Сейчас – у порога возрождающегося советского блока, можно – оглянувшись назад – оценить, какие последствия для нашей нынешней ситуации имеют решения, принятые в последнем десятилетии прошедшего века.

Прежде всего, глядя на драму нынешних украинцев в Крыму и на востоке страны, нельзя переоценить значение, которое имел вывод из Польши в 1991-93 гг. почти 90 тысяч российских солдат и их семей, которые часто воспринимали Польшу как свою вторую родину – объединённую с первой в едином коммунистическом блоке.

Как повела бы себя сейчас это многочисленное меньшинство в Легнице, Бжеге, Свиднице или Борным Сулинове? Живущие там и имеющие свои интересы уже на протяжении трёх поколений тысячи «гарнизонных детей» и их внуков. Какое влияние имели бы они сейчас на местные СМИ, местный бизнес или органы местного самоуправления? Украина учит нас сегодня, что подобный социальный потенциал это огромный риск для государств нашего региона.

Нельзя не переоценить также целый ряд действий правительства Яна Ольшевского (1991-1992), который среди прочего свёл на нет подписание уже приготовленного Лехом Валенсой договора от 22 мая 1992 года о «дружбе и добрососедском сотрудничестве», на основании которого на территории бывших советских баз создавались бы совместные полько-российские торговые предприятия. Не случайно ли, что чуть больше недели спустя Валенса инициировал отставку правительства?

Всё это, однако, отходит на второй план, если представить что сегодня, в 2014 году, перед лицом «мягкой агрессии» на Украине, Польша не была бы членом НАТО. Эту концепцию выдвинул в марте 1992 года Лех Валенса. Она предусматривала, что Польша не будет подавать заявку на принятие в ряды североатлантического блока, но примет участие в создании нового военного блока с рабочим названием НАТО-2, состоящего из части стран бывшего коммунистического лагеря.

Само собой новый блок, во-первых, находился бы под полным контролем российских разведслужб, а во-вторых, не гарантировал бы никакой безопасности в военном плане. Представим себе, что Польша сейчас не является членом НАТО, но нам приходится защищать наши границы совместно с армиями Словакии, Литвы, Латвии и Эстонии. К счастью, и в этот раз заставляющие задуматься политические планы Леха Валенсы были решительно заблокированы Яном Ольшевским. Это, в свою очередь, вызвало резкую критику со стороны России, которая предложения Валенсы всячески поддерживала.

В том же самом духе – только в отношении экономического сотрудничества – было составлено и предложение Леха Валенсы, также относящееся к марту 1992 года, о том, чтобы Польша вошла вместе с группой стран, бывших членов Совета экономической взаимопомощи, в подобную экономическую организацию, что было бы альтернативой вхождению в экономические структуры Западной Европы. Это предложение Валенсы, к счастью, тоже было нейтрализовано премьером Ольшевским, что было воспринято в России с громким возмущением. Сейчас трудно однозначно оценить какой контекст на самом деле имела известная встреча в кабинете Леха Валенсы в ночь с 3 на 4 июня 1992 года, на которой было принято решение об отставке правительства Яна Ольшевского.

Волосы встают дыбом, если представить, что сегодня, когда Россия ведёт себя как агрессор на Украине, Польша не была бы ни членом НАТО, ни членом Евросоюза, а в западных районах страны имелась бы многотысячное российское национальное меньшинство. Стоит только радоваться, что (авторские ли?) политические планы Леха Валенсы удалось расстроить и такой сценарий может быть только дурным сном.

Есть зато ещё одна вещь, которая, по моему мнению, может заставить содрогнуться. Что если бы не Андерс Фогт Расмуссен в 2009 году, и не Йенс Столтенберг в нынешнем были бы выбраны на пост генерального секретаря НАТО…

Но это уже совсем другая история…


ИсточникSalon24.pl  

Перевод — «NewsBalt»

Справка «NewsBalt». Автор колонки — известный в Польше блогер, скрывающийся под ником Waw75. Пишет на темы современной внешней и внутренней политики Польши. Придерживается правых взглядов.