Глава польского МИД Гжегож Схетына.

«Вернулась ненавистная полякам советская машина цензуры»

Проект доктрины информационной безопасности Польши проанализировал эксперт ИА REX Николай Астровский

Руководство Польши ведёт активную игру по продвижению западных, так называемых демократических стандартов на Восток. В частности, об этом говорит непосредственное участие польских политиков в процессах в Украине, их попытки добиться соблюдения демократических свобод в Белоруссии, а также обвинения руководства России в подавлении свободомыслия, нарушении норм международного права, имперских амбициях и прочее.

Однако, как выясняется, с демократическими ценностями в самой Польше не всё так гладко.

Бюро национальной безопасности – консультативный орган президента Польши – представило проект доктрины информационной безопасности страны. Поразительно, но этот документ нарушает многие положения конституции Польши и противоречит демократическим принципам. Проект демонстрирует общественности слабость государственной власти, которая считает свои поражения на внутри- и внешнеполитическом поприще происками врагов, отчаянно не желая делать работу над собственными ошибками.

Когда же на ошибки указывают простые поляки, руководство страны видит в этом только пропаганду и дезинформацию. Военно-политическое руководство предлагает госорганам, в том числе и контрразведке, устранять источники дезинформации, выделяя их путём постоянного контроля пропаганды, направленной на Польшу и дискредитирующей польскую внешнюю политику.

Устранение источников, как это мягко назвали в концепции решения оперативных задач, в практике разведслужб представляет собой физическое устранение, задержание или выдворение из страны. Согласно доктрине, эти мероприятия должны быть осуществлены в рамках так называемых профилактических контрразведывательных мероприятий, направленных против активизации другим государством определенных социальных групп, реализующих цели, идущие вразрез с интересами государства.

По мнению авторов доктрины, информационная безопасность Польши требует взаимодействия со СМИ других государств для улучшения механизмов борьбы в информационной сфере и повышения сознательности граждан на уровне нации. Ещё одной задачей является создание сильной конкуренции для российских СМИ как главного рассадника информационной пропаганды.

Использование медийного потенциала, согласно доктрине, должно применяться в рамках оперативных наступательных действий государства. Органы государственного управления должны установить тесные отношения взаимоотношения, а также предусматривается создание мощного информационного канала, в том числе путём реструктуризации TVP Polonia и использования интернет-ресурсов для ведения информационной войны. В этой войне также должны принять участие самоорганизующееся гражданское общество или добрые тролли. Использовать злых троллей, разумеется, не планируется.

Следует особо отметить, что авторы проекта доктрины указывают на низкий уровень политического и гражданского сознания поляков. По этой причине польский народ подвержен воздействию дезинформации, агрессивной пропаганды и идеологическим диверсиям, которые формируют у поляков мнение отличное от позиции государства. Аналитики бюро считают, что это приводит к росту антиправительственных, агрессивных и панических настроений. Эти настроения обостряют общественные противоречия, к чему и стремится информационный противник. По мнению специалистов БНБ, это является прямой угрозой национальной безопасности Польши. Польские аналитики считают, что ввиду информационно-пропагандистской агрессии снижается морально-психологическое состояние поляков, что негативно влияет на процесс принятия военно-политических решений.

Появление же голосов, критикующих существующее положение дел, польские спецслужбы связывают исключительно с проделками иностранных разведок – если поляк выражает свою твёрдую гражданскую позицию, то он так называемый агент влияния, управляемый из-за границы.

Под категорию агентов влияния аналитики БНБ приписали и общественные организации, реализующие либо помогающие реализации интересов других стран в Польше. Совсем неудивительно будет увидеть среди них общества культурного обмена, организующие дни России в Польше, руководство учебных заведений, приглашающих российских дипломатов читать лекции о внешней политике и тому подобное.

Что ж, на месте поляков самое время насторожиться. Прежде всего, за попытку властей забрать у них право на управление собственной жизнью, принятие собственных решений, ограничение самостоятельного мышления и самовыражения только потому, что не разделяют позицию польского государства. К примеру, об антироссийских настроениях либо о противоречивых речах господина Схетыны.

Очевидно, польское руководство забыло о конституции страны, в которой подчеркивается, что верховенство власти в Польше принадлежит народу. Народ имеет неотъемлемое право на выражение собственного мнения по вопросам государственного устройства и это мнение не обязано быть по вкусу власти. Но кого это интересует?

Аналитики БНБ утверждают, что международные СМИ усиливают антипольские настроения, создают образ Польши как страны ксенофобов и антисемитов. Заявляется, что информационные агентства разжигают польско-литовский и польско-украинский конфликты, обсуждают возможность создания видимости вооруженного сепаратизма на Виленщине.

Читая текст предлагаемой доктрины, складывается впечатление, что негативная оценка польской политики и антипольские настроения в иностранных государствах – в особенности странах ЕС и НАТО – являются результатом вражеской пропаганды и причин этому в самой Польше нет. Такая же логика применяется для всех конфликтов и противоречий в международных делах Польши – польское руководство готово искать виноватых. Где угодно, но не в своих рядах.

По сути, то, что сейчас происходит в Польше, напоминает ненавистную для поляков советскую машину цензуры. С той лишь поправкой, что место Свободной Польши заняли оппозиционные издания. Борьба же с независимыми СМИ входит в фазу, близкую к сумасшествию.

Многие из положений доктрины нарушают элементарные конституционные права поляков, ущемляют их в правах и свободах, нивелируют международные стандарты свободы прессы. Доктрина грозит полякам, в особенности журналистам, репрессиями, угрозой личной неприкосновенности или даже жизни за выражение их гражданской позиции.

Возможно, польской политической элите следует уже перестать перекладывать вину за свои политические просчеты на других и поискать бревно недемократичности в своем собственном глазу.

ИсточникRex.