Неделю назад в Калининграде был показан спектакль «Кантград», порочащий память советских воинов и историю России. Известно, что его поставила московская труппа «Театр.doc» при поддержке германского Фонда им. Генриха Бёлля, которому не впервой проявлять интерес к России и её внутренним процессам. Спектакль «Кантград» уехал из Калининграда, «Русский край» уже сообщал об этом, но выяснились некоторые подробности того, что в организации провокационной постановки участвовали жители Калининградской области. Об этом наш специальный репортаж.
«Мир после катастрофы…» — так начинается аннотация к спектаклю «Кантград» про послевоенный Кёнигсберг, ставший русским Калининградом. Сценарий, где немцы слоняются по городу в поисках еды, терпя унижения и оскорбления от издевающихся над ними советских граждан, а «отсталые» русские женщины надевают на себя по праздникам вместо нарядных платьев ночные сорочки, отобранные у немок, как утверждают организаторы гастролей труппы «Театр.doc», написан по документальным источникам. То, что это открытая ложь, заявили недавно представители ветеранских организаций. Но «Театр.doc» не смог бы приехать в Калининград, не будь у него здесь помощников — тех людей, что помогли провернуть провокацию, оскорбляющую жителей региона. Но кто эти люди? Кто выступил принимающей стороной? Кто решал организационные и информационные задачи? Ведь, как мы помним, площадку показа постановки меняли, причём меняли так, что об этом узнал весь город. Муниципальный музей «Фридландские ворота» неожиданно отказал заезжей московской труппе за несколько дней до показа спектакля, несмотря на заключённый ранее договор об аренде. По официальной версии, директор учреждения Андрей Ярцев не пошёл на риск. В СМИ судачили: «заинтересованные органы попросили его не принимать труппу». Сам же Ярцев ссылался на какие-то проценты, по которым выходило, что спектакль поставлен не только по «трудам» преподавателя БФУ Юрия Костяшова «Восточная Пруссия глазами советских переселенцев», но ещё и по книге Михаэля Вика «Закат Кёнигсберга», что, мол, нехорошо. Сами актёры труппы в соцсетях такое оправдание назвали «слабым» и «необоснованным».
Ситуация с Ярцевым послужила спусковым курком в деле обсуждения спектакля в общественном пространстве. В результате одни кричали, что спектакль во что бы то ни стало должен состояться, другие — что подобное действо — это очернение нашей истории. В Интернете дело дошло даже до оскорблений. К примеру, не скупился на них в адрес одного патриотично настроенного журналиста Кирилл Зуб — пресс-секретарь «министерства горячих батарей», как он сам себя позиционирует в «Фейсбуке», в миру — пресс-секретарь МУП «Калининградтеплосеть».
Но есть серьёзные основания полагать, что отказ Ярцева был заранее спланированной акцией, чтобы «запрещённый» «Кантград» вызвал наибольший интерес у публики и постановка «прогремела» на весь регион. На это указывает ряд фактов, о которых мы поговорим далее.
Итак, в последних числах января этого года в соцсетях начал появляться хэштег «Кантград в Калининграде». В соцсети Facebook имеется сообщество с таким же названием. 29 января там указывалось, где можно купить билеты на спектакль «Кантград», который состоится 12 и 13 февраля, тогда ещё на площадке «Фридландских ворот». На афише было обозначено, что спектакль выходит при поддержке Фонда им. Генриха Бёлля. Достаточно открыть Интернет, чтобы узнать, что это германский фонд, активно продвигающий в России идеи регионализации. Этому фонду не впервой проявлять интерес к России и ее внутренним процессам. Напомним, в 2018 году в Москве разгорелся скандал, связанный с тем, что региональное отделение германского фонда объявило о программе поддержки исследований «региональных процессов» в России. Участники программы, получая денежные гранты, должны были исследовать социально-политические процессы на Северном Кавказе и в других регионах России, говорить о проблемах с дискриминацией меньшинств, в том числе сексуальных, и переосмыслить оценку ключевых событий в истории России. Помимо всего прочего несколько лет назад Фонд им. Бёлля запустил программу «Цена Победы», призывая её участников «обратить внимание на тех, кому Победа принесла новые страдания».
Надо сказать, что подходящий «труд» некогда «сочинил» профессор БФУ им. И. Канта Юрий Костяшов. Он — один из авторов книги «Восточная Пруссия глазами советских переселенцев», а точнее руководитель этого проекта. Книга якобы создана на основе рассказов первых переселенцев, очерняющих советскую власть и русский народ. В 1997 году запрет на ее публикацию пришел из Правительства Калининградской области с формулировкой «оскорбляет ветеранов и очерняет наше прошлое». О том, что книга долгое время не издавалась в нашей области, мы рассказывали ранее. В этом материале лишь напомним, что «труды» Костяшова неоднократно издавались в Германии и Польше. Вероятно, тогда они и привлекли идеологическую верхушку фонда Бёлля. Кстати, как писала у себя на странице в Facebook автор сценария «Кантграда» Нана Гринштейн, отрывки из книги Костяшова легли в основу пьесы, а скандальная книга Михаэля Вика «Закат Кёнигсберга» послужила дополнительным источником, наряду с другими книгами, предметом, так сказать, для осмысления прошедших событий. Основываясь на этом факте и беря во внимание содержание двух этих трудов, можно с уверенностью сказать, что спектакль изначально создавался с целью очернить прошлое нашей страны.
Но вернёмся к тому, как организаторы провернули в нашем городе «трюк» с раскруткой спектакля «Кантград». Первый его показ был запланировал аккурат в дату смерти Иммануила Канта — 12 февраля. Актёры труппы восторженно писали на своих страницах в соцсетях, что для них это большая честь — играть спектакль на исторический родине философа, да ещё и в дату его смерти. Именно по этой причине премьера спектакля в Калининграде по срокам никак не могла быть сдвинута.
К слову, в Москве это творчество «крутят» уже 3-й год, рассказывая о том, какие «зверства чинили на завоёванной территории» советские солдаты и офицеры. Кстати, как сообщала калининградскому порталу «rugrad.eu» режиссёр спектакля Анастасия Патлай, один из комментариев на официальной станице труппы «Театр.doc» звучит примерно так: «Простите нас, немцы, что мы победили в войне». По её мнению, он ехидный, а по-нашему — сарказм здесь — это вполне логичный ответ зрителя на театральную провокацию.
О том, что директор «Фридландских ворот» отказал в проведении спектакля, в группе «Кантград» в «Фейсбуке» организаторы сообщили 9 февраля. Но уже 11 февраля, за день до премьерного показа, была найдена новая площадка. Такой быстрый манёвр с заменой можно назвать феноменальным… Или заранее продуманным? Кстати, один из пользователей сети написал под постом об отказе «Фридландских ворот» комментарий: «Почему-то я предполагал, что так произойдёт».
Новой площадкой стал частный «Дом культуры» на Октябрьской, 76. Известно, что постановка проходила в зале «Бочка». Мы связались с персоналом заведения и узнали, что этот зал рассчитан в среднем на 70 мест, а билеты на «Кантград» продавались по 650 рублей. Как известно, состав труппы «Театр.doc», задействованной в «Кантграде», насчитывал 9 человек: 4 актёра, режиссёр, драматург, исследователь литературы, художник и дизайнер. Проведя несложные подсчёты, можно узнать, что каждая постановка смогла собрать около 45 тысяч рублей. Это при условии, что все билеты продавались. За два показа, соответственно, могли собрать 90 тысяч. Этих денег едва ли хватит на дорогу и проживание труппы в Калининграде. А вот денег на гонорары актёрам и режиссёру, питание, а также аренду помещения, где проходил спектакль, явно не хватило. Ведь, даже если бы спектакль прошёл во «Фридландских воротах» — объём собранных средств был бы сравнимым. Кто внёс средства на покрытие остальных расходов? И что тогда было главной целью приезда «Кантграда» в Калининград?
Ответ находим в третьем мероприятии «Театра.doc» в Калининграде. 14 февраля после состоявшихся «громких» спектаклей «Кантграда» в том же «Доме культуры» состоялся круглый стол с участием авторов спектакля и, внимание — директора Фонда имени Генриха Бёлля в России Йоханнеса Фосвинкеля (отметившийся фразой: «Путин всё-таки не вечный». — «НьюсБалт»), а также с профессора БФУ им. И. Канта Юрия Костяшова — того самого автора сборника «Восточная Пруссия глазами советских переселенцев». Тема встречи, как следует из того же сообщества в «Фейсбуке», — взаимодействие истории и современной культуры. А также то, какими принципами руководствуются драматурги и режиссеры при работе с документальными свидетельствами; какие у нас сохранились представления о недавнем прошлом Калининграда-Кёнигсберга; какие возможности и механизмы использует документальный театр для его осмысления. Участникам дискуссии было предложено порассуждать о том, какую роль в современном искусстве и культуре играет история, но на самом деле это мероприятие больше походило на отчёт о проделанной работе… Причём отчёт российского представительства Фонда имени Бёлля.
Кстати, в качестве модератора дискуссии указана некая Александра Артамонова. Из личной страницы этой девушки мы узнаём, что она имеет непосредственное отношение к местному СМИ «Новый Калининград», а также приложила немало усилий к тому, чтобы спектакль «Кантград» состоялся в нашем городе. Сообщение о круглом столе, размещённое в группе «Кантград», она также дублирует у себя на странице под заголовком: «Ну а может стать врагом?» Отметим, к тому времени на радио «Русский край» уже вышло несколько материалов об ангажированности спектакля. Из комментариев под указанным постом мы узнаём, что организация показа русофобского спектакля «Кантград» — дело рук Артамоновой.
К слову, данный комментарий принадлежит Ольге Дмитриевой — местной художнице, известной своей любовью к немецкому прошлому Калининграда. Пару лет назад журналисту радио «Русский край» довелось присутствовать на одной из её лекций для начинающих экскурсоводов, которую она читала в бывшей Калининградской художественной галере. Тема той лекции была посвящена жизни немецкого писателя Эрнста Гофмана, который также как и Кант родился в Кёнигсберге. Стоит отметить, что о русских людях, прославивших эту землю, речь в тот день не шла. Вероятно, что на лекциях Дмитриевой для экскурсоводов не касаются её и сейчас. Получается, что друзей у «Театра.doc» в Калининграде много, гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
А теперь несколько слов о самой Артамоновой, которая имеет отношение к организации русофобского спектакля в Калининграде. С той же личной страницы девушки мы узнаём, что до декабря 2018 года она работала журналистом в калининградском СМИ «Новый Калининград». Если точнее — это следует из «прощальной» речи её коллеги — Татьяны Зиберовой.
«Сегодня Александра Артамонова решила, что пора официально сообщить о своём уходе от нас… Теперь в редакции станет заметно скучнее. Будет меньше безумных идей, некому будет снижать градус пафоса и сбивать бронзовый налёт с дорогих коллег. В общем-то у нас всегда останутся вино, танцы и случайные посиделки… У меня тут есть фото. У вас тогда открывалась выставка, и ты притащила полную сумку пуха в редакцию, а мы подумывали её поджечь. Я была на тебя за что-то зла, но все равно поехала на выставку, и она была хороша. И пока есть такие выставки, это хорошо, что ты уходишь ближе к ним. Пусть их будет больше», — пишет журналистка.
Кстати, на прикреплённом фото, где запечатлена Артамонова, можно заметить подушку с надписью: «Только KUBANA, только хардкор!» «Кубана» — это скандально известный рок-фестиваль, пропагандирующий разврат, однополые связи и алкоголь. Он появился в Краснодарском крае, но в 2015 году пытался переехать в Калининградскую область. С большим трудом калининградской общественности и нашей радиостанции удалось добиться его отмены. Краснодарцы отметили тогда, что калининградцам за несколько месяцев удалось сделать то, на что у них ушли шесть лет — выгнать фестиваль разврата KUBANA за пределы края. Однако, судя по данному фото в редакции «Нового Калининграда» разделяют ценности Кубаны.
Возвращаясь к комментарию на странице Артамоновой можно предположить, что речь идёт о выставке «Ночью все женщины нежные», организация которой летом 2018 года также прошла при её участии. Как сказано в официальной группе ВКонтакте, выставка представляет собой репрезентацию видеоработ и перформансов арт-группы «Нежные бабы», сделанных за десять лет существования проекта. Основанная в Калининграде группа — один из немногих коллективов в калининградском искусстве, кто последовательно занимается гендерной проблематикой, исследуя весь комплекс мифов, представлений, массовых убеждений о том, что собой представляет «существо женского пола, что от него ждут и какие функции возлагаются, какой системой обязательств оно обременено и что, в конце концов, от него остаётся».
Формат мероприятия был достаточно странный. Выставка проходила в двух импровизированных пространствах: в одном зритель становится случайным свидетелем перформанса, в другом — его участником. Декорации — белые простыни и пух. Сами авторы идеи — Александра Артамонова и Евгения Лаптева — позиционируют себя во «ВКонтакте» коротко и просто — «Нежные бабы».
Зачем одной «нежной бабе» понадобилось «проталкивать» в нашем регионе русофобские идеи и искать гендерные проблемы остаётся загадкой. Впрочем, в самом спектакле «Кантград», если абстрагироваться от его русофобской сущности, тема мужского насилия проходит красной нитью. Там тоже «нежные бабы» явно страдают от «не нежных» мужиков. Однако факт того, что Артамонова тесно связана с «Новым Калининградом», вполне объясняет хорошее информационное взаимодействие между труппой «Театра.doc» и фондом Бёлля с одной стороны, и сайтом «Новый Калининград» с другой. Шумиха вокруг «Кантграда» была устроена, как говорится, «что надо», и вполне возможно, что именно она была основной целью визита московской труппы вместе с руководством германского фонда в Калининград.
«Новый Калининград» по итогам спектаклей написал целую оду «Кантграду». В публикации под названием «Победить войну в себе: в Калининграде сыграли спектакль «Кантград»», издание пишет:
«Кантград» не умалчивает неприглядные стороны первых лет послевоенной жизни. Здесь рассказывают о том, как советские люди из злости расстреливали немецкий фарфор и жгли изразцовые печи, говорят об убийствах коренных жителей («за отца-партизана», «за повешенную мать рассчитался»), изнасилованиях. Не юлят, когда речь заходит о том, как немцы минировали жилые дома, убивали русских, вешали своих за сотрудничество с «врагом». Но всё же «Кантград» — совсем не о смаковании кровавых деталей. Это история о том, как найти в себе силы остаться человеком в мире, изрешечённом войной, победить войну в самом себе: подать руку, поделиться едой, дать кров. Наивно, но среди героев «Кантграда» нет плохих людей».
Эта публикация вполне может быть информационным отчётом, который отправит иностранный агент — фонд Бёлля в Германию (тем более именно эту статью из «Нового Калининграда» разместил на своей официальной странице в «Твиттере» фонд Бёлля. — «НьюсБалт».
Резюмируя, хочется вспомнить экстренный сбор членов различных ветеранских организаций, прошедший из-за постановки «Кантград» в минувший понедельник в Общественной палате. Собравшиеся единодушно осудили его и признали антироссийской провокацией. На этом собрании был лишь один представитель Общественной палаты региона — Юрий Быченков.
А тем временем другой член Общественной палаты Альберт Адылов на своей странице в «Фейсбук» написал следующее:
«Тема зверски изнасилованных через повешение Советами немок… проходит настолько краем, что почти незаметна… И, кстати, мне понравилась игра актёра, который представлял сумасшедшего немца, считающего себя Кантом… Вынужден, как Тальков перед премьерой «Царя Ивана Грозного», покаяться перед всеми хорошими русскими людьми: Sasha Artamonova, пользуясь тем, что я ни в чём не могу ей отказать, вовлекла меня в свои русофобские плутни, попросив для спектакля «советский военный ремень». Это который на актёре, герой коего был советским чиновником средней руки, и женился на немке с двумя детьми, правдами и неправдами отмазав её от депортации. Так что приложил я, можно сказать, руку к этому чёрному делу. Был причастен. Не скрыть».
Вот и получается, что у нас в регионе есть все необходимые общественные советы, а также люди, обеспечивающие базу для этих провокаций. Мы должны вначале просто посмотреть им в глаза.
Программа «Специальный репортаж», радио «Русский край»