Почему россияне игнорируют литовскую сторону Куршской косы?

В советское время за границу выбраться было непросто, потому заменяли её Литвой. Теперь же россиянам открыт весь мир.

«О нет, это не Канны, и даже не Анталья!» — так отозвался о литовском взморье наш гость из российского города Перми после почти недельного отпуска, проведённого в постижении «литовского духа».

Благополучный предприниматель (семейная фирма занимается проектированием производственных помещений), он почти ежегодно выезжает за рубеж, в Египте его семью, как он шутит, «знает каждая пирамида». Турция, Лазурный берег, Болгария…

Литву тоже посещал, но в далёкие восьмидесятые.

Понятное дело, я попросил Владимира сравнить те времена и нынешние. Сравнение явно не в пользу «старой» Литвы: и города стали чище, и современная архитектура даёт о себе знать…

Но при всём политесе в заключение выразился решительно — вряд ли его семью снова сюда потянет. И дело, думается, тут не только в по-осеннему скверной погоде, которая заставляла почти весь июнь кутаться в куртки и водонепроницаемые плащи, не в дороговизне виз, которые за десятилетие значительно выросли в цене (в скобочках заметим, что погода, стоимость — пусть не главные, но значимые составляющие в путешествии большинства представителей российского среднего класса, к которым относит себя наш пермский гость).

Вот хотя бы самое, пожалуй, интересное место на Куршской косе — Нида. Приятно погулять по его тихим улочкам, отведать в кафе на берегу залива фирменную карку (свиную лытку) под ядрёное местное пиво, посетить музей немецкого писателя Томаса Манна, почитателя этих мест, перейдя узенький перешеек, понежиться на бархатном песочке морского пляжа. И это, пожалуй, и все.

Нет тут даже малейшего намёка на аквапарк или иные забавы на воде и с водой (за этим литовцы отправляются в соседние Польшу или Ригу). На лето, правда, приезжают так называемые лунапарки с каруселями, игровыми аттракционами, комнатами смеха и тарзанками — детская услада. А для взрослых? Дискотеки, концерты местных попзвёзд, скромный шопинг…

Пермский гость,заглянувший на морской пляж, с удивлением обнаружил, что из россиян на ближайшем пространстве они были единственными. Впрочем, подметили гости и достоинства — несуетность отдыха. Везде свободно, подходи, как выражался незабвенный Райкин, никакой очереди. Уточнить впечатления наших уральских путешественников попросил А. Пилибайтене, директора нидасского пансионата «Эгле».

— Действительно, нынче гостей вообще заметно меньше, чем даже в минувшем году, в том числе и из России, — считает Аушра. — Погода, понятно, внесла свои коррективы, но главные причины все же в ином. В советские времена Прибалтику любили, особенно много было москвичей и ленинградцев. Понятно, за границу выбраться было непросто, потому заменяли её Литвой и другими прибалтийскими странами. Теперь россиянам открыт весь мир, и к нам едут преимущественно любители тихого отдыха. И это тоже понятно: молодым у нас не очень интересно. Привлечь их могут громкие имена артистов, звёзд мирового шоу-бизнеса, а у нас нет денег их пригласить. А нет отдыхающих — нет и доходов. И ещё — к нам трудно добираться, как говорят в России, на перекладных. До Вильнюса на поезде или самолёте, потом — поезд или автобус до Клайпеды, затем на автобусе до Ниды. Тогда как до латышской Юрмалы, нашего, пожалуй, главного конкурента, добраться можно без хлопот раза в два быстрее. А если семья, маленькие дети?  

Деловые люди, завязанные на туристско-курортном бизнесе, местные самоуправления взморья уже давно ставят вопрос об открытии прямого сообщения с Россией, благо есть вполне современный аэропорт в Паланге, которая в двух десятках километров от Клайпеды. Литовская авиакомпания, которая взялась было за это, обанкротилась, и теперь за дело принялись иностранцы.

Российская компания «РУСлайн» на днях прислала первый борт по маршруту Москва-Паланга. Самолёт небольшой, менее чем на сто пассажиров, и это единственный рейс в неделю. По мнению работников аэропорта, проба пера прошла успешно, а вот операторы туристических фирм полагают, что один в поле воин проблему со скорой доставкой отдыхающих не решит — надо хотя бы по одному борту каждый день.

Янтарный край, хотя он и нравился, и раньше в народе не очень знали, и до сих пор считают Ригу столицей Прибалтики. И не только в России, в Европе, Америке дела ещё хуже. И это просчеты государственного масштаба — мало рассказывают о стране, мало представляют её красоты, особенности её культуры. Допустим, имиджевые представительства действуют только в восьми странах — Англия, Франция, Россия…

Но сейчас им резко урезали финансирование, раздаются голоса о закрытии и даже выходе из Всемирной организации туризма — якобы более миллиона литов членских взносов слишком накладно для страны (на канцелярские расходы депутатов сейма расходуются почти в четыре раза больше).

Так кто тогда расскажет миру о таком уникальном уголке как Куршская коса, занесённая в каталог мировых природных уникумов? Вопрос остается открытым.


Об авторе.

Валерий Мокрушин родился в 1942 году в Бирске (Башкирия). Служил на Тихоокеанском флоте. В 1969 году закончил Уральский университет по специальности «журналистика». Работал в газетах «Красное Знамя» в Томске, «Моряк» в Клайпеде, газете «Советская Литва». С 1993 по 2000 годы – матрос загранплавания. Три года проработал в Америке, убирая торговые центры. Член Союза журналистов СССР. В настоящее время журналист литовской газеты «Обзор».