Что ждёт Литву при переходе на единую европейскую валюту: прогноз «NewsBalt»

Литва, вступив в союз с евро, рискует стать банкротом, поскольку будет обязана финансово поддерживать проблемные страны Евросоюза, полагает собкор «NewsBalt» в Вильнюсе Валерий Мокрушин.

Помнится, когда в Евросоюзе огласили решение допустить Эстонию в еврозону (а случилось это в самый разгар мирового кризиса), в Литве раздавались упрёки в адрес властей – мол, опять не успели на поезд, который везёт в светлое будущее. Власти успокоили: в 2013-2014 годах Литва также намерена поменять свой лит на единую евровалюту. Минуло всего–то ничего, как тональность официальных заявлений заметно изменилась. Теперь не только «забылись» конкретные сроки, но и вообще не утверждается, что Литва перейдёт на евровалюту. Всё громче раздаются голоса скептиков и откровенных критиков такого шага, который иначе чем пагубным для страны не называется. Точки над «i» поставила на днях президент Даля Грибаускайте, заявившая: «Литва введёт евро тогда, когда для этого созреют условия и это будет выгодно государству».

Таким образом, евро остаётся как стратегическая цель. Правильно ли расставлены ориентиры? Хотя до президентства Грибаускайте несколько лет занимала пост еврокомиссара именно по финансам, многие специалисты ставят под сомнение выбор власти. Финансовый аналитик Екатерина Рояка считает, что в этом случае страна окажется в центре тех бурь, что бушуют сейчас в европейской экономике, и что они далеко не последние. Директор департамента Национального банка Миндаугас Лейка предостерегает: после вступления в еврозону Литва будет обязана финансово поддерживать проблемные страны, что может стать для и без того дефицитного бюджета непосильной ношей.

Итак, кто же прав? Автор, не являясь специалистом по мировой экономике и финансам, тем не менее имеет свой – его можно условно определить как житейский — взгляд на проблему. Ну, о мятущейся в кризисе Греции поминать не станем — об этом трезвонят на каждом информационном углу. Не вспомним и первый звоночек, которым стала крошечная и вполне благополучная Исландия, вдруг оказавшаяся без денег и обратившаяся за помощью к… России. Страну-остров спасли, благо для этого всего-то понадобилось с десяток миллиардов. Программа помощи Греции обходится уже в сотни миллиардов, на очереди Португалия, Испания, Италия, их госдолги тянут уже на триллионы… Серьёзные трудности с обслуживанием заимствованных кредитов у Венгрии, Словении, Латвии, Болгарии — большинства стран Евросоюза. И тут возникает извечный «русский» вопрос — кто виноват и что делать?

Известный евроскептик Вацлав Клаус, автор чешского экономического чуда, поставившего небольшую посткоммунистическую страну в ряд успешных, ныне президент и ярый противник единой валюты, считает, что всему виной Евросоюз, собравший под одним знаменем совершенно разные по своему развитию и менталитету страны: продвинутую во всех отношениях Англию и живущую на дотациях едва ли не патриархальную Румынию, темпераментную Италию и по северному выдержанную Финляндию…

Ряды евроскептиков растут. В Дании, например, на только что состоявшихся парламентских выборах к власти пришла партия, однозначно выступающая против евро. Многозначительна позиция Великобритании, у которой, как известно, нет вековых союзников, как нет и постоянных противников — у неё только вечные интересы. Обсчитанные лучшими в мире экономистами интересы заставляют Англию сторониться единой валюты, упорно стоять на своем стерлинге.

А вот что говорят собственные наблюдения. В конце лета довелось пересечь Европу от моря Балтийского и до моря Средиземного. Череда стран, вереница городов и весей, но в этом калейдоскопе путешественниками чётко отслеживается шкала цен. А она такова: в Словакии дороже, чем в Чехии, хотя эти поистине братские страны разошлись всего-то пару десятков лет назад. Причин, разумеется, много, и далеко не последним обстоятельством является то, что в Словакии уже давно евро, а Чехия и не собирается изымать из оборота многовековую крону. Кстати, побывавшие нынче в соседней Эстонии, в этом году перешедшей на евро, литовцы тоже отмечают подорожание, прежде всего, продуктов.

Внимательный обыватель ломает голову ещё над одним парадоксом: практически все страны в должниках. Даже у Англии, которая исторически всегда в выгоде, долг превышает годовой бюджет, и у большинства бюджет верстается с дефицитом. Не исключение и Литва: доходов планируется нынче получить на 20 миллиардов литов, расходы же превысят эту цифру почти на 2,5 миллиарда литов. Однако всё это мелочь по сравнению с Соединёнными Штатами Америки, чей госдолг ещё год назад перешёл астрономический порог в 14 триллионов долларов и с такой же астрономической скоростью продолжает увеличиваться почти на три триллиона в год.

Что же получается? Старый Свет во главе с мировым экономическим лидером, выступающим, к слову, одновременно и в роли мирового жандарма (если не сказать — гангстера) живут в долг за счёт остальных членом мирового сообщества, тех же китайцев, нигерийцев, бразильцев, литовцев и русских? Сменяющие друг друга кризисы, рецессии и дефолты разве не кричат о том, что экономические теории, построенные лауреатами Нобелевской премии (а это в подавляющем большинстве западноевропейцы и американцы) оказались, мягко говоря, не совсем правильными? И разве можно говорить о справедливости миропорядка, если положение с продовольствием из года в год ухудшается, растёт число голодающих, а в ряде стран черной Африки и Центральной Америки ситуация поистине катастрофическая?

США громогласно заявляют о своей ответственности за продвижение демократии в мире, но почему они столь же страстно не борются с голодом, убивающим ежегодно миллионы человек по всему миру? Много раз приходилось бывать в разных африканских странах, наблюдать, как рядом с городками белых людей, утопающими в неоне, с бассейнами, английскими газонами и спутниковыми тарелками возле просторных коттеджей, ютятся убогие деревни аборигенов, главным источником энергии для которых, по-прежнему, остаётся костер. Политика сильных мира сего привела к тому, что благополучие всей планеты во многом зависит от Китая (самого крупного держателя американских ценных бумаг), который может подорвать американскую, а во многом и европейскую экономику, предъявив к оплате только часть этих бумаг. Впрочем, Китай, развивающий своё государство на иных политических и экономических моделях, предлагает помочь Евросоюзу, выкупив часть долгов проблемных стран. Естественно, не безвозмездно. Как в этих экстремальных условиях можно говорить о валютном союзе с евро, который если и устоит, то с большими потерями, и их придётся оплачивать много лет?! Литве это надо?

Валютный союз с Китаем, который пока выглядит если не победителем, то уж во всяком случае не проигравшим в глобальной финансовой игре, смотрелся бы более логичным. Союз с Китаем, признаем, из области фантазий, во всяком случае в обозримом будущем. Что же остаётся — поставить крест на еврозоне? И это чревато осложнениями.

Профессор Вильнюсского университета, сотрудник Международной школы бизнеса Арвидас Пашкявичюс считает: «Это сопряжено с большими потерями. Вся экономика в последние годы строилась в расчёте на скорый евро. Особенно большие трудности ждут те фирмы, которые брали кредиты в иностранной валюте».

А если учесть, что львиная доля операций в стране совершается в филиалах шведских, датских, финских и прочих иностранных банков, то таковых кредитов едва ли не большинство. И ещё одно важное обстоятельство: литовской экономике, едва ли не до основания разваленной в первые годы восстановленной независимости, трудно, если вообще возможно обойтись без помощи западно-европейских компаний, ведущих расчёты в основном в евро.

Итак, вступать в зону евро надо. Литва не Чехия, тут, что называется, не открутишься. Ещё раз вернёмся к позиции властей: когда созреют условия. Правильная установка, вопрос в том, как эти условия формируются. Греция, правительство которой приняло план Евросоюза на сокращение огромного дефицита бюджета, погрузилась в анархию: бастуют таксисты и госслужащие, летчики и автобусники, демонстранты крушат витрины и переворачивают машины, за год экономика потеряла более пяти процентов валового продукта. Под напором народного протеста Евросоюз идёт на уступки, увеличивая миллиарды помощи. И, похоже, грекам удается многое отстоять, ведь они отлично понимают конъюнктуру, которая определяется словами канцлера Германии Ангела Меркель: дефолт Греции обернётся дефолтом евро. Этого допустить нельзя, поскольку евро — одна из базовых опор Евросоюза.

Однако Греция Литве не пример. Литва безропотно идёт по пути сокращения бюджетного дефицита до рекомендуемых Еврокомиссией двух-трёх процентов. Приняты поистине драконовские меры — уменьшены пенсии, хотя по этому показателю и без того стоит на третьем месте с конца (хуже только в Болгарии и Румынии), урезана зарплата, сокращено число студентов и госслужащих… И всё равно дефицит текущего года не укладывается в рекомендуемые рамки. Правительство устами премьера Андрюса Кубилюса обещает продолжение жёсткого курса, просит народ с пониманием отнестись к программе затягивания поясов.

Тогда как есть другие способы экономии расходов. Вот, например, оборона, на её нужды ежегодно расходуются сотни миллионов народных денег. Однако министр Раса Юкнявичене бьёт в колокола: этого мало, враг (то бишь Россия) у наших ворот. Закупаются морские корабли, авиатехника, прочее вооружение, всерьёз обсуждаются планы по строительству баз НАТО. Спрашивается: зачем эта истерия и что она может дать? Ничего, кроме осложнения отношений с большим соседом. Или взять госчиновников — доходы у них, в отличие от простого люда, растут, как и расходы на содержание депутатского корпуса. В Литве до сих пор не введён так называемый налог на роскошь, и миллионер, и грузчик в порту платят одинаковые подоходные сборы…

Народ пока терпит, эпизодически на акции протеста выходят то учителя, то медики, то студенты… Однако всё больше и больше рядовых граждан задаются вопросом: а на кой хрен нам этот евро, если из-за него народ всё больше нищает? Многие наблюдатели считают, что критическая масса народного недовольства может переполнить чашу и вылиться на улицы. Что тогда будет с правительством консерваторов, для которого рекомендации Евросоюза значат больше, чем благосостояние собственного народа? Будет выброшено на свалку истории и уступит место новому фашиствующему диктатору а ля Сметона? Литва стоит перед нелёгким выбором.