Фото:

Прогноз-2012: Белоруссия продолжит «не зависеть» от европолитики при вялотекущем соперничестве России и ЕС за буферное государство

Чего ждать Белоруссии от своих ближайших соседей в 2012 году - в прогнозе белорусского политолога Юрия Павловца специально для «NewsBalt».

Чего ждать Белоруссии от своих ближайших соседей в 2012 году — в прогнозе белорусского политолога Юрия Павловца специально для «NewsBalt».

2012 год станет для большинства стран Европейского континента и России крайне непростым: в Европе ожидают рецессию и закат евро, как и всего Евросоюза, а в Российской Федерации готовятся к политическим баталиям на президентских выборах, которые определят будущее страны на несколько лет вперед. Находящаяся в определённых политико-экономических тисках двух миров, Белоруссия сегодня напрямую зависит от того, как в нынешнем году руководство страны сможет реализовать свою концепцию многовекторного внешнеполитического развития и, в первую очередь, в отношении своих ближайших соседей.

Белоруссия — Литва

Взаимоотношения официального Минска и Вильнюса за последние годы не претерпели каких-либо существенных изменений – нейтрально-негативное отношение на уровне официальной политики и достаточно эффективное в области экономики. Ожидать серьёзных перемен в 2012 году, на мой взгляд, не стоит, за исключением одного весьма значительного момента – строительство в Белоруссии Островецкой атомной электростанции в 50 км от литовской границы. Именно эта проблема станет определяющей в отношении двух стран в ближайшем будущем. То, что Вильнюс всеми возможными способами будет препятствовать строительству, вплоть до судебных разбирательств и охлаждения дипломатических отношений, сомневаться не приходится. И дело здесь не столько в страхе жителей прибалтийской республики перед атомной энергетикой, сколько в желании Евросоюза руками литовцев остановить российскую энергетическую экспансию в Европе. Напомним, что по проекту 50% Белорусской АЭС будет находиться в руках России, что вместе с мощностью Балтийской АЭС позволит Москве не только укрепить экономический потенциал Калининградской области, но и стать одним из ведущих игроков на энергетическом рынке Балтийского региона, тем более что Вильнюс вряд ли сможет реализовать проект строительства собственной АЭС в обозримом будущем.

Помимо атомной проблемы, литовско-белорусские отношения в ближайшей перспективе будут отягощены ещё одним весьма болезненным для Минска вопросом – существование в Литве центра оппозиционного движения. Вильнюс никогда не скрывал того, что будет всемерно поддерживать всех несогласных с белорусским режимом, предоставляя им не только свои типографии, места для проведения съездов и конференций, но и организуя определённое давление на белорусское руководство по вопросам так называемых политических заключённых.

Учитывая тот факт, что сегодня трудно представить резкое изменение во внутренней жизни Белоруссии, в обозримом будущем политические отношения двух стран вряд ли перейдут в русло конструктивного диалога, даже несмотря на личные дружеские отношения Александра Лукашенко и Дали Грибаускайте, которая в последнее время умело играет роль «доброго полицейского» в разыгрываемом Брюсселем спектакле. 

Белоруссия — Латвия

Взаимоотношение Минска и Риги сегодня отличается определённой бесконфликтностью, так как интересы двух стран сконцентрированы по большей части на экономическом сотрудничестве, а политические дебаты находятся на втором плане. Подтверждением тому является фактически нейтральное отношение к политическим процессам внутри Белоруссии и постоянно растущая здесь активность латвийских инвесторов: по различным подсчётам, ими уже вложено более 600 млн. долларов США в РБ. Учитывая тот факт, что с 1 января 2012 года Единое экономическое пространство вошла в завершающую стадию своего развития, Белоруссия может стать определёнными воротами для латвийского бизнеса на рынок России.

Помимо этого, не стоит забывать, что руководство обоих стран заинтересовано в двухстороннем сотрудничестве в области создания в латвийских портах (в первую очередь, в Вентспилсе) терминалов для экспортно-импортных грузов. Напомним, что именно через латвийские порты идёт до 90% белорусского экспорта в страны Европы, что обеспечивает их загрузку более чем на треть. В подобных условиях ожидать резкого охлаждения отношений, даже в угоду Брюсселю, на мой взгляд, не стоит. Единственно серьёзной проблемой на сегодняшний день является вопрос о трубопроводе «Полоцк-Вентспилс», и праве собственности на технологическую нефть в нём. В остальном же, в случае если Рига не получит каких-либо дополнительных требований со стороны ЕС в отношении Белоруссии, сотрудничество двух стран продолжит такое же размеренное существование.

Белоруссия — Польша

В отличие от бывших прибалтийских республик Советского Союза, польско-белорусские отношения носят политизированный отпечаток практически на всех сферах двухстороннего сотрудничества: от экономической до социо-культурной сфер. Поэтому и нынешний год, по всей видимости, не станет для двух стран годом примирения, так как решить накопившиеся за прошедшие полтора десятка лет противоречия, постоянно подогреваемые из Брюсселя, при сегодняшней позиции руководства обеих республик практически невозможно. Напомним, что в октябре 2011 года победу на парламентских выборах одержала партия нынешнего премьер-министра Дональда Туска, известного своей жёсткой позицией по отношению к политическому режиму в Белоруссии и Лукашенко лично. При этом Польша, как, впрочем, и весь Евросоюз, имеет определённую заинтересованность в экономическом сотрудничестве с Минском, в особенности в области приватизации государственных предприятий. Однако в связи с растущим влиянием в Белоруссии российского бизнеса, ждать здесь повышения активности польских инвесторов не стоит.

В условиях, когда в Минске на ближайшее будущее определились с пророссийским внешнеполитическим курсом, Варшаве не остаётся ничего иного, кроме как продолжить политику нагнетания обстановки внутри и вокруг Белоруссии: всемерная поддержка оппозиции и лоббирование их интересов среди еврочиновников, формирование отрицательного имиджа Белоруссии на международной арене и стремление организовать её определённую политико-экономическую изоляцию с целью вынудить руководство республики пойти на уступки перед ЕС. Однако необходимо понимать, что нынешний белорусский лидер, заручившийся, по крайней мере, на 2012 выборный год поддержкой России, вряд ли прогнётся перед Брюсселем и Варшавой, от которых экономика Белоруссии (а значит и политическая стабильность) практически не зависят: Польша по вложениям инвестиций в Белоруссию занимает лишь 10 – 12-е место (в 2011 году они составили около 20 млн. долларов США), а товарооборот находится в районе 3 млрд. долларов США (например, с Украиной товарооборот составляет более 6, а Россией – 40 млрд. долларов).

Общая же тенденция взаимоотношений Белоруссии и стран Балтийского региона в ближайшее время будет полностью зависеть от позиции Брюсселя по отношению к политическому режиму Лукашенко. При этом резких перемен в ближайшие месяцы ожидать не стоит. Во-первых, в Евросоюзе сегодня огромное количество собственных проблем, решение которых не предполагает скорого переключения внимания на Белоруссию. Во-вторых, в ЕС будут ждать более удобного момента для торга с Лукашенко. Например, возможное ухудшение отношений между Москвой и Минском после президентских выборов в России 4 марта. По мнению европейских аналитиков, уже со второй половины 2012 года Кремль начнёт атаку на белорусского президента, который для защиты собственных интересов постарается вновь сблизиться с Европой. Возможность развития такого сценария нельзя полностью исключать. Однако он несёт ряд негативных моментов не только для Белоруссии, но и для стран Балтийского региона: в погоне за использованием в собственных интересах белорусской карты и Польша, и Литва, и Латвия рискуют осложнить взаимоотношения между собой, так как роль посредника между Брюсселем и Минском стоит достаточно дорого.

Окончательное убеждение в неэффективности различного рода экономических санкций сегодня вынуждает Евросоюз продолжить проведение своеобразной политики в отношении Минска: экономическое сотрудничество на фоне политической изоляции. Однако необходимо отметить, что в Белоруссии прекрасно осознают шаткость своего положения, считая Европу и, в первую очередь, Польшу главными раздражителями внутреннего спокойствия. Поэтому предпринимаемые в настоящее время белорусским руководством действия в отношении стран-соседей направлены, в первую очередь, на недопущение западноевропейских ценностей в политические и социальные процессы внутри республики. 

Например, новый закон об общественных организациях, который запрещает практически любое финансовое сотрудничество с иностранными гражданами и организациями, представляет собой не что иное, как попытку искоренить из общественно-политической жизни любое проявление европейского влияния. Сможет ли в складывающейся ситуации Россия воспользоваться представившейся ей возможностью заполнить образовывающийся идейно-политический вакуум – станет ясно не раньше лета нынешнего года, после того как в Москве будет сформирована новая президентская команда. Спрогнозировать со стопроцентной точностью развитие белорусско-российских отношений после выборов 4 марта, достаточно сложно, так как на сегодняшний день в Кремле нет чёткого понимания того, как следует выстраивать свои отношения с белорусской политической элитой. Поэтому в ближайшем будущем со стороны российского руководства можно ожидать попытки законсервировать внутриполитическое состояние Белоруссии до тех пор, пока по ней не будет принято окончательное решение.

В связи необходимостью нивелирования мелких разночтений и сохранения «status quo» возглавить дипломатическую миссию в РБ должен будет призван человек, отличающийся доверием со стороны Лукашенко и абсолютно лояльный будущему российскому президенту. Например, Павел Бородин, который имеет многолетний опыт общения с белорусским руководством и не отличающийся особой активностью. Если подобное станет реальностью, то изменений в белорусско-российских отношениях в 2012 году ждать не приходится. Единственно серьёзным шагом, который может иметь далеко идущие последствия, может стать размещение на территории Белоруссии (как и в Калининградской области) российских систем противоракетной обороны. В случае подобного события, взаимоотношения Белоруссии и всего Западного мира отойдут на второй план, уступив место новому витку «холодной» войны.

Таким образом, с определённой долей уверенности можно констатировать, что 2012 год вряд ли станет решающим годом для белорусского государства, получившего огромные экономические преференции от России и не разорвавшего отношения со странами Евросоюза. Сотрудничество Минска с государствами ЕС и, в первую очередь, с республиками балтийского региона как ближайшими соседями и торговыми партнёрами, вряд ли претерпят какие-то существенные изменения, без особого на то распоряжения из Брюсселя. Более того, соперничество за Белоруссию как буферное государство, которое в ближайшее время будет иметь вялотекущий характер, позволит белорусскому руководству и дальше чувствовать себя относительно независимо от общеевропейской политики.


Об автора. Юрий Павловец, 33 года. В 2002 году окончил исторический факультет Белорусского государственного университета по специальности история. В 2003 году получил диплом магистра социально-гуманитарных дисциплин. В 2006 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Югославско-албанские отношения в условиях формирования советской сферы влияния в Восточной Европе (ноябрь 1944 — ноябрь 1948 гг.)» по специальности «Всеобщая история». В настоящее время является доцентом кафедры гуманитарных дисциплин Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, где преподаёт курс «Политология». Является одним из авторов интернет-проекта «Западная Русь».