«Шведская семья»: окна без штор и дети на работе

Какая она шведская семья, неужели такая особенная и неповторимая и какую роль играет семья и брак в жизни шведов?

Как много стереотипов и имён нарицательных дала миру такая небольшая страна как Швеция. Здесь вам и «шведский стол», и «шведская стенка», и «шведская семья». Кстати, вот о третьем и поговорим в нашем втором сюжете о Швеции.

Какая она шведская семья, неужели такая особенная и неповторимая и какую роль играет семья и брак в жизни шведов?

Понятие «гражданского брака» нам хорошо знакомо и очень часто встречается на определённом этапе жизни многих молодых людей. У кого-то этот период очень короток, а у кого-то растягивается на долгие годы. Но, как известно, в России это определение имеет чисто обывательский, житейский характер, не облачённое в какие-либо юридические формы и не регулируется правовыми нормами, а скорее только моральными.

В Швеции совсем другая история. Такое сожительство называется красивым словом «самбо» (Sambolagen), которое у нас в первую очередь ассоциируется с замечательными танцами или разновидностью борьбы.

Согласно статистическим данным, в Швеции только чуть больше половины жителей, проживающих вместе, делают это в рамках официально заключённого брака. Самбо стало неотъемлемой и абсолютно естественной частью шведской жизни, которой живут треть шведских пар.

Итак, если молодая (или не очень) пара решили завести общее хозяйство и жить вместе, но не регистрировать брак, то им прямая дорога в категорию «самбистов». Хотя, как уже было отмечено выше, самбо имеет юридический статус, а значит, тоже регистрируется. Необходимо сообщить в налоговое ведомство свой адрес и вас регистрируют соответствующим образом. Это обусловлено особенностями налогового и социального порядка.

Предлагаю взглянуть поподробнее, в чём заключается отличие обычного брака и «самбо» в Швеции. Начнём с вопроса, в который упирается любой семейный союз, когда он приходит к концу… правильно, с дележа имущества. В конце концов, некоторые из-за этого только замуж и выходят. В этом смысле «самбо» довольно удобно и безопасно. Имущество, принадлежащее разным сторонам «самбо» не является совместным, то есть никто из «самбистов» даже после смерти партнёра не сможет претендовать на имущество умершего. Наследуют в первую очередь дети, во вторую очередь родители, в третью, братья и сёстры, а потом дети братьев и сестёр. Как видим, партнёр в списке отсутствует в принципе, если иное не зафиксировано в завещании, конечно.

В общем, только имущество и собственность, купленное на совместные средства, будет подвергаться процедуре раздела. Что касается детей, то свидетельством отцовства в рамках «самбо» является подписанный документ о признании такового.

Поэтому «самбо» хоть и распадаются ещё чаще, чем официально зарегистрированные браки, но происходит это относительно безболезненно для партнёров, так как уровень ответственности и обязательств не столь высок.

Вообще в Швеции очень благоприятные условия для материнства и рождения детей. Рождаемость в стране выше средней по Европе. Шведская государственная страховая касса является институтом, в ведении которого находятся все виды социального страхования. Пособие по уходу за детьми даёт возможность и мужчинам, и женщинам совмещать трудовую жизнь с семейной. Если право на воспитание ребенка имеют оба родителя, то срок выплаты пособия делиться между ними поровну. Родители могут истратить 16 месяцев оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком по собственному усмотрению до его восьмилетия, распределяя этот период помесяцами, неделями, или даже дням. Правда, работодатели из небольших частных фирм со «скрипом» идут на это.

Гарантированный детский сад на полный день уже с однолетнего возраста стоимостью около 150 евро в месяц. Оплаченный отпуск по уходу за ребёнком с сохранением 80% заработной платы – это один из самых высоких показателей в мире. Таким образом, налоги обеспечивают чётко осязаемые социальные гарантии. Кстати, несмотря на расхожее мнение, уровень налогов для наёмных работников в Швеции не выше среднеевропейских. В частности, это связано с тем, что в стране существует централизованная государственная касса пенсионного и медицинского страхования, в которую работодатель вносит обязательные социальные отчисления за своего сотрудника в полном объёме. То есть бремя обеспечения социальных гарантий в большей мере перекладывается на работодателя. В результате при аналогичном уровне заработной платы объём налоговой нагрузки в Швеции может быть ниже, чем, на пример, в Германии.

Сравнивать российские и шведские социальные гарантии неадекватно в виду их несоразмерности. Однако, если речь идёт о двух социально ориентированных и экономически высокоразвитых государствах как Швеция и Германии, то сравнение представляется вполне обоснованным. Приходилось общаться со своими друзьями из Германии, которые сейчас живут и работают в Швеции. Гарантия детского сада за скромные деньги (уже с одного года), гибкость в вопросе использования декретного отпуска и того материального обеспечения, которое полагается в связи с этим, терпимое отношение многих работодателей к отсутствию родителей на рабочем месте, в связи с обстоятельствами семейного характера, это то, что они отмечали, как неоспоримые преимущества. Многие матери или отцы берут маленьких детей с собой на рабочее место, делая «перерыв» в декретном отпуске, это считается абсолютно нормальным и допустимым во многих компаниях и на предприятиях.

Даже тот факт, что зачастую в многоквартирных домах предусмотрено отдельное помещение для хранения детских колясок, говорит о том, что интересы молодых родителей учитываются очень скрупулезно. Мелочи такого рода в совокупности обеспечивают очень благоприятные условия для рождения, воспитания и взросления детей, избавляя молодую семью от опасений и страхов по поводу выбора между семьёй, рождением детей и карьерой. Такой выбор обычно не стоит в среднестатистической шведской семье, структура и механизмы социальных гарантий обеспечивают возможность совмещать реализацию карьерных амбиций и желание иметь полноценную семью.

Теперь предлагаю немного остановиться на ценностях и принципах, на которых обычно (ведь есть немало исключений) зиждется шведская ячейка общества, будь то брак или «самбо».

Индивидуализм свойственен шведскому коллективному сознанию в меньшей степени, чем другим западноевропейским обществам. На первый взгляд это может показаться странным, учитывая расхожее представление о скандинавской замкнутости. Однако шведская семья довольно прозрачна для посторонних взглядов, в том числе в самом прямом смысле слова. Окна без штор и стеклянные двери в частных домах делают семейный быт доступным для глаз «зрителей». Каким же он может быть? Обычно он протекает без острых конфликтов и скандалов.

Спокойный и рассудительный подход в полной мере раскрывается в деле воспитания маленьких детей. Всегда удивляет манера «воспитательной работы» с малышами в общественных местах. Не слышно ни криков, ни скандалов, вместо этого, уравновешенное внушение и беседа как с взрослым человеком, который понимает обычную человеческую речь. Также и выяснение отношений между партнёрами зачастую напоминает деловые переговоры.

Измены в типичном понимании присутствуют мало, так как один из супругов (или оба) могут годами иметь «связи на стороне» и даже признавать их наличие для сохранения собственной независимости и… даже семьи. Но не стоит вдаваться в иллюзии и считать интимные отношения между шведами сплошным промискуитетом. В этом случае вы рискуете сильно ошибиться.

Как уже упоминалось, шведские браки и «самбо» распадаются довольно часто. Но сложившаяся действительность даёт «самбистам» возможность «отступления» на нейтральную территорию: новый-старый партнёр, государственное (муниципальное) жильё или, в крайнем случае, родители.

Скандинавская эмансипация значительно нивелировала различия между партнёрами и в бытовых вопросах. Оба стараются не «халявить» и на равных трут, протирают, и отмывают захламленные углы совместного жилища.

В заключении бросим взгляд в сторону взаимоотношений между супругами (партнёрами) материального характера. Стоит иметь в виду, что согласно шведскому законодательству, муж и жена в семейных отношениях абсолютно равноправны. И шведская женщина отвечает за своего мужа никак не меньше, чем он за неё. Если в российском обществе бытует стереотип о том, что только мужчина должен быть добытчиком материальных средств в семье, то в шведской, в этом смысле, равноправие. Это значит равное распределение, как прав, так и обязанностей, в том числе, и в финансовом вопросе.

Зачастую у жены и мужа, даже с длительным стажем совместной жизни, существуют отдельные банковские счета для того, чтобы финансировать совместные покупки на паритетных началах. Конечно, это не значит, что если один из супругов останется на время без источника заработка, то второй постарается уморить его голодом.

Такая картина семейной жизни может кого-то удивить, заинтересовать, вдохновить или оттолкнуть. Но она такая, какая она есть, по крайней мере, среди значительного числа шведских «ячеек общества».